Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, он имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольного учреждения, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется, по содержанию обучения и воспитания, по методам, и организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель для повышения эффективности обучения использует игровые приемы; воспитатель включает в процесс обучения специальные учебные задания, тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Преемственность стандартов можно проследить в следующем Слайд №1:
- единый структурно-организационный подход, он заключается в единстве требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
- единый психолого-педагогический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»;
- общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
Так же, требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ
- на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
- процесс успешной социализации ребенка;
- развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Обращая внимание на содержательные стороны стандартов дошкольного образования и начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями.
Пять образовательных областей, дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы начального школы (слайд 3).
Говоря о преемственности результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования, важно отметить, каким образом соотносятся целевые ориентиры с универсальными учебными действиями.
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу стандартов НОО (см. таблицу).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
|
ГРУППА УУД |
- инициативен, самостоятелен;
|
личностные |
- активно взаимодействует со сверстниками;
|
коммуникативные |
- контролирует свои движения и управляет ими;
|
регулятивные |
- знаком с книжной культурой и детской литературой;
|
познавательные |
Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия между двумя стандартами, которые заключаются в следующем:
- результаты освоения ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей;
- результаты освоения НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Четкое понимание существующих отличий во многом определяет специфику выстраивания педагогов и специалистов, работающих с детьми, и позволяет определить основные направления и задачи реализации преемственности.
Для дошкольной образовательной организации это:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- развитие любознательности, стремления к расширению знаний;
- формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
- формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
- развитие инициативности, самостоятельности, активности;
Для общеобразовательной организации это могут быть следующие задачи:
- введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества;
- обогащение содержания уроков эстетического цикла;
- приобщение детей к национальной художественной культуре;
- создание в школе развивающей предметной среды;
- широкое использование игровых приемов в первый год обучения.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС ДО и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения.
Хочется отметить, что в нашей образовательной организации ГБОУ Школа № 1905, преемственность реализуется во всех направлениях: в работе с детьми, педагогами и родителями.
Руководством организуется множество мероприятий для того, чтобы дошкольники началу школьного обучения были максимально знакомы со школой, с учителями, с правилами поведения в ней.