Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО как фактор успешности ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Профессия — педагог


Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, он имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольного учреждения, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется, по содержанию обучения и воспитания, по методам, и организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель для повышения эффективности обучения использует игровые приемы; воспитатель включает в процесс обучения специальные учебные задания, тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

Преемственность стандартов можно проследить в следующем Слайд №1:

  • единый структурно-организационный подход, он заключается в единстве требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
  • единый психолого-педагогический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»;
  • общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

Так же, требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ

  • на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
  • процесс успешной социализации ребенка;
  • развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
  • сохранение и укрепление здоровья детей.

Обращая внимание на содержательные стороны стандартов дошкольного образования и начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями.

Пять образовательных областей, дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы начального школы (слайд 3).

Говоря о преемственности результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования, важно отметить, каким образом соотносятся целевые ориентиры с универсальными учебными действиями.

Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу стандартов НОО (см. таблицу).

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ГРУППА УУД

- инициативен, самостоятелен;
- уверен в своих силах;
- любознателен и т.п.

личностные

- активно взаимодействует со сверстниками;
- способен договариваться;
- хорошо понимает устную речь и т.п.

коммуникативные

- контролирует свои движения и управляет ими;
- способен к волевым усилиям;
- способен наблюдать,
экспериментировать и т.п.

регулятивные

- знаком с книжной культурой и детской литературой;
- обладает элементарными представлениями
из области живой и неживой природы, истории, математики и т.п.

познавательные

Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия между двумя стандартами, которые заключаются в следующем:

  • результаты освоения ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей;
  • результаты освоения НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).

Четкое понимание существующих отличий во многом определяет специфику выстраивания педагогов и специалистов, работающих с детьми, и позволяет определить основные направления и задачи реализации преемственности.

Для дошкольной образовательной организации это:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • развитие любознательности, стремления к расширению знаний;
  • формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
  • формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
  • развитие инициативности, самостоятельности, активности;

Для общеобразовательной организации это могут быть следующие задачи:

  • введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества;
  • обогащение содержания уроков эстетического цикла;
  • приобщение детей к национальной художественной культуре;
  • создание в школе развивающей предметной среды;
  • широкое использование игровых приемов в первый год обучения.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС ДО и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения.

Хочется отметить, что в нашей образовательной организации ГБОУ Школа № 1905, преемственность реализуется во всех направлениях: в работе с детьми, педагогами и родителями.

Руководством организуется множество мероприятий для того, чтобы дошкольники началу школьного обучения были максимально знакомы со школой, с учителями, с правилами поведения в ней.