Система научно-методического сопровождения педагогических работников муниципального объединения Республики Бурятия в рамках реализации мероприятий федерального и регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Разделы: Дополнительное образование


1. Обзор документов по теме сообщения

  • 31 декабря 2019 года вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации №3273-р «Об утверждении принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста». На основании Распоряжения были изданы следующие документы в нашем регионе - в Республике Бурятия.
  • Приказ №1075 от 22 июля 2021 года Министерства образования и науки Республики Бурятия«О формировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».
  • на основании приказа Министерства образования и науки Республики Бурятия издан Приказ №147 от 21 июня 2023 года Муниципального казённого учреждения «Районное управление образования» «О создании и функционировании муниципальной системы методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров муниципального объединения.

Таким образом, на основании данных основных и сопутствующих им документов, построена структура системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров нашем районе. Система научно-методического сопровождения основывается на принципах интеграции и взаимодействия методических служб всех уровней (федерального, регионального, муниципального, локального) локальный уровень. Структурные элементы системы научно-методического сопровождения взаимодействуют на основе принципа соподчинения - по вертикали и принципа распределения меры ответственности по горизонтали, то есть, одним из условий обеспечения эффективного развития системы научно-методического сопровождения является соорганизация и распределение ответственности и согласованность действий методистов на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном уровнях.

В целом, таким образом, в сфере образования сформирована региональная политика непрерывного образования педагогических работников и управленческих кадров.

2. Индивидуальный образовательный путь, - как средство персонализации профессионального развития педагога

Статья разработана на основе учебно-методического пособия «Методическое сопровождение педагога в процессе составления и реализации индивидуального образовательного маршрута» Красноярского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, пособие опубликовано в 2022 году [2].

«Изменяющийся социокультурный уклад жизни влечёт за собой перемены в образовании. Индивидуализация и персонализация становятся его ведущими трендами. Индивидуализация в образовании как принцип признаёт существование человеческих различий и вместе с этим признаёт необходимость предоставлять право ставить собственные, личностно значимые цели, достигать разных результатов» [2, стр. 6]. «Внутренняя сторона индивидуализации, идущая от педагога, способствует осознанию человеком своего отличия от других, пониманию себя для самостоятельного и успешного продвижения в образовании, выборе успешного профессионального пути. Смысл этой стороны индивидуализации подчеркивают такие категории, как самореализация, самоутверждение, самоосуществление, а её установка - целостность личности, стремящейся постичь мир, понять других людей, сохраняя свою индивидуальность» [1, стр. 64].

Принцип персонализации в образовании предполагает предоставление свободы выбора образовательного пути. Ориентация на реализацию обозначенных принципов в практике предполагает создание потенциальных возможностей построения индивидуального образовательного пути в соответствии с индивидуальными предпочтениями и личностным выбором, реализацию права на свободу следовать своим смыслам, предпочтениям и интересам.

Понятия «индивидуализация» и «персонализация» особенно необходимо усвоить молодым педагогам, у которых профессиональный путь начинается, а время требует от «педагогов Будущего» эффективного нового развития!

В настоящее время возникает потребность стимулирования педагога как субъекта, способного предъявить свой образовательный запрос. Ведь персонализация предполагает проявление субъектности и рефлексивности. Важно найти возможность опереться на самостоятельность и внутреннюю активность педагога, способствуя сознательности при построении индивидуальной образовательной траектории, осознанному выбору задач профессионального становления на текущий период, осмысленному подходу к определению способов движения по профессионально-образовательному пути. Поэтому необходимо организовать помощь педагогам для выхода в субъектную позицию, для рефлексивного осмысления целесообразности и результативности индивидуально-личностного включения, позволяющего определять и формулировать запрос на собственное дополнительное профессиональное образование в логике профессионального развития, совершенствования профессионального мастерства. Ведь меняющийся социокультурный заказ на образование требует новых компетенций от педагогического работника [2, стр.7].

В Красноярском институте повышения квалификации в рамках конференции «Современная дидактика» в 2021 году была организована дискуссионная площадка по теме «Индивидуальная образовательная программа педагога и индивидуальный образовательный маршрут: в поисках личностного смысла».

«В ходе обсуждения способа решения задачи выращивания субъектности и рефлексивности педагогических работников стало понятным, что требуются специально организованные усилия, способствующие актуализации их профессионально-личностного потенциала, такие как:

  • предъявление перспектив, оценивание текущего состояния личностно-профессионального развития с позиции предстоящей деятельности;
  • расстановка акцентов на успешности и достижениях (а не на «избегании неудач»);
  • содействие в переходе от реактивного поведения к активному, инициативному;
  • принятие педагогом персональной ответственности за решение задач предстоящей деятельности;
  • помощь в освоении self-skills в сочетании с hard-skills и soft-skills» [2, стр.8].

Несколько слов о значении понятия «self skills»!?

Классификация навыков человека развивается вместе с миром.

Одна из наиболее известных в настоящее время классификаций навыков человека - деление на «soft skills» и «hard skills». «Soft skills» (в переводе с английского «мягкие навыки») навыки педагога или другого специалиста - мягкие или гибкие навыки - это неспециализированные, но важные для карьеры навыки, которые человек использует для жизни в обществе: например, способность поддерживать разговор, вести переговоры, договариваться с коллегами, быть креативным и любознательным.

«Hard skills» (в переводе с английского языка - «жёсткие навыки») или твёрдые навыки -это навыки, которые нужны человеку в профессиональной деятельности, то, чем он практически ежедневно оперирует в своей работе: навык быстрой печати на компьютере, вождение автомобиля, знание иностранного языка.

Сегодня двух частей навыков человека становится недостаточно. Всё чаще выделяют третью группу - self skills или навыки заботы о себе.

1. «Soft skills»

2. «Hard skills»

3. «Self skills»

Навыки социализации

Навыки технологической сферы

Навыки самообразования и пребывания в непрерывном образовании

«Self skills» (в переводе с английского языка «собственные навыки») - навыки, направленные на саморазвитие, самоорганизацию, самодиагностику. Современному человеку важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать. К «self skills» относится способность задумываться над процессами, протекающими в жизни, умение понимать свои ощущения, желания и мечты. Чем в большей степени сформированы эти навыки, тем эффективнее человек может работать и тем полноценнее становится его жизнь. Это навыки, необходимые и педагогам. «Self skills» позволяют человеку придерживаться своего индивидуального пути, личного профессионального выбора при разработке индивидуального образовательного маршрута - ИОМ.

Список использованной литературы

Электронные ресурсы:

  1. «Индивидуализация как основа подготовки будущего учителя (из опыта работы)», статья Т.В.Бурлаковой, кандидата педагогических наук, доцента Шуйского государственного педагогического университета. Унифицированный указатель электронного ресурса (далее URL): https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-kak-osnova-podgotovki-buduschego-uchitelya-iz-opyta-raboty/viewer (дата обращения 18.08.2023).
  2. «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» от 06.07.2021г. №2163, г. Москва. URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share/Методические%20рекомендации%20РСНМС.pdf (дата обращения 18.08.2023).
  3. «Методическое сопровождение педагога в процессе составления и реализации индивидуального образовательного маршрута: учебно-методическое пособие» / Е.А.Чиганова, Н.Ф.Ильина, И.Ю.Степанова, Ю.А.Никитенко, О.В.Богданова, Я.М.Дайнеко, А.А.Ключникова. Красноярск, 2022. - 88 с. URL: https://kimc.ms/pedagogam/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-pri-sostavlenii-iom/metodicheskie-materialy/Учебно-методическое%20пособие.pdf (дата обращения 18.08.2023).
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. №3273-р «Об утверждении принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста». URL: http://government.ru/docs/38760/ (дата обращения 18.08.2023).