Проектная деятельность на уроках родного русского языка. Из опыта работы по организации проектной деятельности учащихся

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Ключевые слова: проектная деятельность


Родное слово есть именно та духовная одежда,
в которую должно облечься всякое знание,
чтобы сделаться истинной
собственностью человеческого сознания.

К.Ушинский

На протяжении многих веков в России живут в мире и согласии люди разных национальностей и конфессий. Возникает вопрос: «Что же нас объединяет?» Ответ очень простой - русский язык. Именно русский язык является немаловажным фактором в объединении народов. В нашей стране на нем говорят практически все, и не возникает проблем в общении между отдельными представителями национальностей. В процессе такого единения люди стали забывать родное слово - родной язык. Именно поэтому был введён в школы курс «Русского родного языка».

Изучать родное слово на уроках нужно для того, чтобы показать ученикам сходства и различия родного языка с другими языками, чтобы знать историю развития языка, наречий, диалектов, так как всё это делает нас духовно богаче и нравственно сильнее.

На обычных уроках русского языка язык изучают как систему, большое внимание уделяется развитию речи, освоению орфографии и пунктуации, а курс родного русского языка рассматривает взаимосвязь языка и культуры, нормы речи, риторики.

На уроках родного русского языка мы говорим о многом, но самое главное, что ребята начинают понимать, что язык - это живой организм, который повествует не только об истории развития языка, но и о наших далеких предках, и о нас самих. Особый интерес вызывают темы, где учащиеся изучают «забытые» слова, узнают о своей родословной, истории села, диалектах. На уроках русского языка на это нет времени. А ведь данные темы пробуждают мысли, эмоции учащихся по поводу того, каким богатством они владеют, а именно русским языком.

В рамках изучения этих тем ребята пишут проекты: «Что в имени моём...», «Моя фамилия...», «История названий улиц села...», «Этимология названий рек Рязанской области», «Топонимы Рязанского края», «Диалекты села...», «Как говорят современные школьники», «История появления слова…» и другие.

Надо отметить, что проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам и способствует лучшему пониманию явлений, происходящих в русском языке, при этом формируются духовно-нравственные качества.

Проекты по предмету «Русский родной язык» могут быть как индивидуальные, так и коллективные, групповые. Групповая работа над проектом способствует развитию интереса к изучению проблемы, затронутой в проекте. Причём каждый знает, что его вклад в общее дело, становится составляющей частью общего проекта. При работе над проектом формируются не только познавательные навыки, но и регулятивные, личностные.

Примером может служить проект «Что в имени моём...?» Каждый ученик ищет материал, касающийся его имени, а потом все данные собираются в общий проект. По такому же плану проводится работа с проектами по истории названий улиц села. Ребята собирают материал, касающийся названия улицы, где они проживают, жителей, которые жили и живут на этой улице. Затем материал обрабатывается и собирается в один проект. Такая работа интересна учащимся среднего звена.

Учащиеся старших классов чаще работают над собственными проектами. В качестве примера может служить проект «Диалекты села Агломазово». Чтобы написать проект, ученица изучила речь старожилов села - носителей диалектной лексики. В результате был составлен словарь диалектных слов села Агломазово.

Также большой интерес вызывают темы, связанные с нормой речи и постановкой ударения. Надо отметить, что это тоже западающие темы в курсе русского языка, на уроках родного языка мы можем об этом поговорить более подробно.

Отдельно следует сказать об уроках-экскурсиях по родному краю, близлежащим селам. Такие уроки приобщают к фактам русской истории, формируют представление о богатстве и своеобразии национальных традиций и культур народов, проживающих в России.

В заключение хочется сказать, чтобы родное слово являлось собственностью человеческого сознания, надо его изучать, потому что в нем заключена духовность каждого человека. Только высокая духовность делает нас настоящими гражданами своей страны, её патриотами. Если человек себя духовно и нравственно развивает, то это способствует развитию его личности, жизнь его наполняется смыслом, и в этом огромную роль играет изучение родного слова.