Конспект проведения квест-игры «В поиске потерянных букв» в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: квест-игра, подготовительная группа, Квест-игра для дошкольников


Цель: Обобщение и систематизация знаний, полученных детьми на занятиях по обучению грамоте в течение учебного года.

Задачи:

  • Упражнять детей в умении воспринимать и правильно произносить все звуки речи.
  • Закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове).
  • Уточнить представления о гласных, согласных звуках: твердых и мягких.
  • Закрепить умение определять первый и последний звуки в словах, составлять новые слова.
  • Развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки определения места звука в слове, умение давать характеристику звука, соотносить его с буквой, проводить звуко-слоговой анализ.
  • Упражнять в умении составлять предложения с предлогами, составлять схемы, закреплять навыки чтения.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, разгадывать ребусы, отгадывать загадки.
  • Развивать психические процессы детей: память, зрительное и слуховое восприятие, внимание, словесно-логическое и образное мышление;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, смелость, веру в собственные силы, умение работать в коллективе сверстников.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки И.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А»,
  • дидактические игры «Пазлы-алфавит», «С какой буквы начинается слово», «Какая буква пропущена» и др.,
  • разгадывание ребусов,
  • словесные игры «Доскажи словечко», «Цепочка слов», «Что изменилось?» и др.

Оборудование:

  • интерактивная доска
  • презентация
  • карта волшебного леса
  • схемы «место звука в слове» - 6 шт,
  • синие кружки
  • ребус
  • касса букв
  • буквы
  • набор разрезных букв
  • схемы
  • наборы для выкладывания схем предложений
  • наборы для звуко-слогового анализа слов
  • листы-задания (3 экземпляра - для каждой команды)
  • карточки для выполнения заданий
  • карандаши

Ход игры

В: Случилась беда: пропали несколько букв!

Как вы думаете, куда могли деться буквы, кто их мог похитить?!

(ответы детей)

Слайд 3

Б. Яга: Знаю, в школу осенью собираетесь, хотите учиться на «отлично»? А я вам испытание приготовила: спрятала буквы в волшебном лесу. Если вы их найдёте да слово волшебное соберёте, вернутся буквы к вам!

В: Баба Яга, познакомься с командами выпускников- будущих школьников. Они готовы к преодолению трудностей и препятствий и хотят отыскать пропавшие буквы!

Команды, поприветствуйте друг друга.

Команда «Умники»:

Мы - умные детишки, детишки-шалунишки,
Любим в умные игры играть и, конечно побеждать»

Наш девиз: «Один ум - хорошо, а много - лучше!»

Команда «Знайки»

«Мы - ребята Знайки, Знайки не зазнайки,
В игры разные играем, и всегда мы побеждаем!»

Наш девиз: «Знание - это сила!»

В: Открою секрет: нам помогут обитатели волшебного леса! Чтобы попасть туда, закроем глаза и произнесем вместе со мной «1, 2 повернись и в волшебном лесу очутись!»

(щелк по опушке) На опушке нас поджидает ежик.

Слайды 5, 6,

В: Д/у «Разместите по корзинам!»

Внимание!

Нужно выделить первую букву каждого предмета. Разместить предметы в соответствующие корзины: красную - если слово начинается с гласной буквы, зелёную - с мягкой согласной, синюю - с твёрдой согласной буквы.

Задание для команды «Умники», затем то же выполняют «Знайки».

В:

  • Команда «Знайки», назовите буквы, которые всегда твердые (Ж, Ш, Ц)
  • Команда «Умники», какие буквы всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)

Слайд: щелк: на ёжика, подарок, появляется буква Ж

Слайд 7

В. - Посмотрите, слева на опушке нас ждёт медведь! Он приготовил дл вас загадки:

- «Только дождик удалился.
В небе мостик появился…» (щелк по ? знаку)

В: На котором месте в схеме звук Р в слове радуга

Слайд 9, 10, 11

Загадка для вас: (по вопросительному знаку)

  • - «Хоть и ростом невелик..»
  • Где место звука Р в слове «самовар»

В: Послушайте следующую загадку, назовите слова, где звук р в середине слов.

Перечислите их.

Проверим: первым, проталинке, мороза.

Слайд 12: За правильные ответы вам подарок от медведя: буква Р

Слайды 13, 14, 15, 16, 17

Зайку встретили в лесу! Кто из членов команд «Умники » и «Знайки» готов поработать проводниками веселого поезда?

В: Определите количество слогов в названиях предметов расположенных в верхнем правом углу и назовите номер вагона.

Слайд 18: заяц, подарок: буква У

Не нажимать!!!

В: Чтобы узнать, кто же из лесных зверей готов помогать в поиске пропавших букв, нам надо разгадать ребусы.

Сможете?

(по 2 ребенка от каждой команды. берут карандаши, бумагу)

Слайды 19, 20

Схемы: из звуков, из букв: белка.

В: Молодцы, верно разгадали оба ребуса.

Слайд 21. Вот и белочка вас встречает, да интересуется, знаете ли вы, чем белка питается?

(дети перечисляют)

В: Проверим! (слайд 22)

Слайд 23 В:Ещё задание от белочки! Дайте точный ответ: чем отличаются звуки от букв?

Слайд 24: подарок: буква Б

Не нажимать!!!

В: Устали? Общая словесная игра для обеих команд:«Если я приду в лесок».

Я буду называть вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, неправильно, то все вместе кричим «нет»!

  • Если я приду в лесок
    И сорву ромашку? (нет)
  • Если съем я пирожок
    И выброшу бумажку? (нет)
  • Если хлебушка кусок
    На пеньке оставлю? (да)
  • Если ветку подвяжу
    Колышек подставлю? (да)
  • Если разведу костер,
    А тушить не буду? (нет)
  • Если сильно насорю
    И убрать забуду. (нет)
  • Если мусор уберу,
    Банку закопаю? (да)
  • Я люблю свою природу,
    Я ей помогаю! (да)

(Дети садятся на свои места)

Слайд 25

В: Беда: буквы рассыпались на части! Вы поможете волку починить буквы?

(по 2-3 ребёнка от команды)

Слайд 26. Называйте собранные из частей буквы! Какие буквы на экране лишние?

Слайд 27, 28

В: Еще одно задание от волка. Вы уже умеете составлять новые слова из первых звуков нескольких слов. Это задание посложнее: надо составить новые слова из последних звуков: (Рот, кит).

- Схемы слов похожи, но в чём отличие?

Слайд 29. В: Отлично справились, получайте еще одну букву: Д.

Слайд 30. Шагаем по лесу дальше, ищем еще одну пропавшую букву.

Смотрите, у пенька прилегла лисичка.

Слайд 31. Она пытается решить задачу: слова перепутали свои места в предложении и получается бессмыслица: «Морковка любит зайца».

Лисонька, сейчас дети помогут правильно составить предложение!

Конечно, вот в каком порядке должны стоять слова: «Заяц любит морковку»!

Слайды 32, 33 (по 2 ребенка от команд)

В: Составьте по карточкам предложения.

Выложите на столе схемы предложений.

Проверим! (участники проговаривают предложения, выделяют предлоги, соотносят со схемами на экране, называют порядковое место слов.)

Слайд 34: Лиса дарит букву А

Слайд 35: Посчитайте, сколько букв мы отыскали в волшебном лесу!

Слайд 36 Какую-то хитрость таит волшебный лес - не складываются буквы в волшебное слово! Кто догадался?

Конечно: цифры должны встать по порядку как в числовом ряду!

И мы составляем из пропавших и отыскавшихся букв волшебное слово: ДРУЖБА.

Она всего важнее на свете!

Слайд 37

В: Пословицы о дружбе помните?

  • Без друга в жизни туго.
  • Сам погибай, а друга выручай.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Нет друга - ищи! А нашёл - береги!

В: Споем нашу любимую песню о дружбе ?!

В: Дети, мы с вами сделали доброе дело: вернули пропавшие буквы в азбуку!

Все участники игры заслужили награды: медали «Молодцы»! (вручение медалей)

В: Глаза закрываем, немного помечтаем, тихонько повернёмся и в детский сад вернемся.