Цель: Обобщение и систематизация знаний, полученных детьми на занятиях по обучению грамоте в течение учебного года.
Задачи:
- Упражнять детей в умении воспринимать и правильно произносить все звуки речи.
- Закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове).
- Уточнить представления о гласных, согласных звуках: твердых и мягких.
- Закрепить умение определять первый и последний звуки в словах, составлять новые слова.
- Развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки определения места звука в слове, умение давать характеристику звука, соотносить его с буквой, проводить звуко-слоговой анализ.
- Упражнять в умении составлять предложения с предлогами, составлять схемы, закреплять навыки чтения.
- Закреплять умение делить слова на слоги, разгадывать ребусы, отгадывать загадки.
- Развивать психические процессы детей: память, зрительное и слуховое восприятие, внимание, словесно-логическое и образное мышление;
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, смелость, веру в собственные силы, умение работать в коллективе сверстников.
Предварительная работа:
- Чтение сказки И.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А»,
- дидактические игры «Пазлы-алфавит», «С какой буквы начинается слово», «Какая буква пропущена» и др.,
- разгадывание ребусов,
- словесные игры «Доскажи словечко», «Цепочка слов», «Что изменилось?» и др.
Оборудование:
- интерактивная доска
- презентация
- карта волшебного леса
- схемы «место звука в слове» - 6 шт,
- синие кружки
- ребус
- касса букв
- буквы
- набор разрезных букв
- схемы
- наборы для выкладывания схем предложений
- наборы для звуко-слогового анализа слов
- листы-задания (3 экземпляра - для каждой команды)
- карточки для выполнения заданий
- карандаши
Ход игры
В: Случилась беда: пропали несколько букв!
Как вы думаете, куда могли деться буквы, кто их мог похитить?!
(ответы детей)
Слайд 3
Б. Яга: Знаю, в школу осенью собираетесь, хотите учиться на «отлично»? А я вам испытание приготовила: спрятала буквы в волшебном лесу. Если вы их найдёте да слово волшебное соберёте, вернутся буквы к вам!
В: Баба Яга, познакомься с командами выпускников- будущих школьников. Они готовы к преодолению трудностей и препятствий и хотят отыскать пропавшие буквы!
Команды, поприветствуйте друг друга.
Команда «Умники»:
Мы - умные детишки, детишки-шалунишки,
Любим в умные игры играть и, конечно побеждать»
Наш девиз: «Один ум - хорошо, а много - лучше!»
Команда «Знайки»
«Мы - ребята Знайки, Знайки не зазнайки,
В игры разные играем, и всегда мы побеждаем!»
Наш девиз: «Знание - это сила!»
В: Открою секрет: нам помогут обитатели волшебного леса! Чтобы попасть туда, закроем глаза и произнесем вместе со мной «1, 2 повернись и в волшебном лесу очутись!»
(щелк по опушке) На опушке нас поджидает ежик.
Слайды 5, 6,
В: Д/у «Разместите по корзинам!»
Внимание!
Нужно выделить первую букву каждого предмета. Разместить предметы в соответствующие корзины: красную - если слово начинается с гласной буквы, зелёную - с мягкой согласной, синюю - с твёрдой согласной буквы.
Задание для команды «Умники», затем то же выполняют «Знайки».
В:
- Команда «Знайки», назовите буквы, которые всегда твердые (Ж, Ш, Ц)
- Команда «Умники», какие буквы всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)
Слайд: щелк: на ёжика, подарок, появляется буква Ж
Слайд 7
В. - Посмотрите, слева на опушке нас ждёт медведь! Он приготовил дл вас загадки:
- «Только дождик удалился.
В небе мостик появился…» (щелк по ? знаку)
В: На котором месте в схеме звук Р в слове радуга
Слайд 9, 10, 11
Загадка для вас: (по вопросительному знаку)
- - «Хоть и ростом невелик..»
- Где место звука Р в слове «самовар»
В: Послушайте следующую загадку, назовите слова, где звук р в середине слов.
Перечислите их.
Проверим: первым, проталинке, мороза.
Слайд 12: За правильные ответы вам подарок от медведя: буква Р
Слайды 13, 14, 15, 16, 17
Зайку встретили в лесу! Кто из членов команд «Умники » и «Знайки» готов поработать проводниками веселого поезда?
В: Определите количество слогов в названиях предметов расположенных в верхнем правом углу и назовите номер вагона.
Слайд 18: заяц, подарок: буква У
Не нажимать!!!
В: Чтобы узнать, кто же из лесных зверей готов помогать в поиске пропавших букв, нам надо разгадать ребусы.
Сможете?
(по 2 ребенка от каждой команды. берут карандаши, бумагу)
Слайды 19, 20
Схемы: из звуков, из букв: белка.
В: Молодцы, верно разгадали оба ребуса.
Слайд 21. Вот и белочка вас встречает, да интересуется, знаете ли вы, чем белка питается?
(дети перечисляют)
В: Проверим! (слайд 22)
Слайд 23 В:Ещё задание от белочки! Дайте точный ответ: чем отличаются звуки от букв?
Слайд 24: подарок: буква Б
Не нажимать!!!
В: Устали? Общая словесная игра для обеих команд:«Если я приду в лесок».
Я буду называть вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, неправильно, то все вместе кричим «нет»!
- Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
- Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
- Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу
Колышек подставлю? (да)
- Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
- Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
- Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
- Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
(Дети садятся на свои места)
Слайд 25
В: Беда: буквы рассыпались на части! Вы поможете волку починить буквы?
(по 2-3 ребёнка от команды)
Слайд 26. Называйте собранные из частей буквы! Какие буквы на экране лишние?
Слайд 27, 28
В: Еще одно задание от волка. Вы уже умеете составлять новые слова из первых звуков нескольких слов. Это задание посложнее: надо составить новые слова из последних звуков: (Рот, кит).
- Схемы слов похожи, но в чём отличие?
Слайд 29. В: Отлично справились, получайте еще одну букву: Д.
Слайд 30. Шагаем по лесу дальше, ищем еще одну пропавшую букву.
Смотрите, у пенька прилегла лисичка.
Слайд 31. Она пытается решить задачу: слова перепутали свои места в предложении и получается бессмыслица: «Морковка любит зайца».
Лисонька, сейчас дети помогут правильно составить предложение!
Конечно, вот в каком порядке должны стоять слова: «Заяц любит морковку»!
Слайды 32, 33 (по 2 ребенка от команд)
В: Составьте по карточкам предложения.
Выложите на столе схемы предложений.
Проверим! (участники проговаривают предложения, выделяют предлоги, соотносят со схемами на экране, называют порядковое место слов.)
Слайд 34: Лиса дарит букву А
Слайд 35: Посчитайте, сколько букв мы отыскали в волшебном лесу!
Слайд 36 Какую-то хитрость таит волшебный лес - не складываются буквы в волшебное слово! Кто догадался?
Конечно: цифры должны встать по порядку как в числовом ряду!
И мы составляем из пропавших и отыскавшихся букв волшебное слово: ДРУЖБА.
Она всего важнее на свете!
Слайд 37
В: Пословицы о дружбе помните?
- Без друга в жизни туго.
- Сам погибай, а друга выручай.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга - ищи! А нашёл - береги!
В: Споем нашу любимую песню о дружбе ?!
В: Дети, мы с вами сделали доброе дело: вернули пропавшие буквы в азбуку!
Все участники игры заслужили награды: медали «Молодцы»! (вручение медалей)
В: Глаза закрываем, немного помечтаем, тихонько повернёмся и в детский сад вернемся.