В статье рассматривается применение интернет-мемов в качестве эффективного средства обучения студентов математики. Приведены примеры использования преподавателем метода визуализации учебной информации при изучении темы «Производная». Также затронуты негативные моменты чрезмерного применения интернет-мемов в процессе обучения.
Ключевые слова: интернет-мем, познавательный интерес, визуализация учебной информации.
Модернизация образования требуют от преподавателя применения в своей профессиональной деятельности отличных от традиционных средств, методов и форм обучения. В связи с этим, значительное распространение в учебной деятельности получили разнообразные методы визуализации учебного материала.
В современных условиях существует значительное количество средств для визуализации, и особое внимание привлекают современные информационные технологии.
Студенты проводят несколько часов в день в Интернете, где неизбежно сталкиваются с таким развлекательным контентом, как интернет-мемы, которые, в свою очередь, открывают новые возможности изложения учебного материала и способствуют заинтересованности студентов учебной дисциплиной.
Вопросы применения интернет-мемов в образовательном процессе рассматривались в работах Загоруйко А.О., Ефремова М.А. [1], Мартынова А.С. [3] и Сидоренко М.Г. [4].
Понятие «мем» ввел британский ученый-биолог Р.Докинз 1976 года, называя этим термином единицу информации и сравнивая ее с геном. То есть мем - это идея, образ, объект культуры (нередко нематериальной), который проникается и передается многими членами сообщества. Мемами могут быть мелодии, идеи, модные слова, выражения, рецепты, способы строительства и т.д. [4].
В последнее время понятие «мем» приобрело несколько иное понимание - мемом называют любую остроумную краткую информацию (фразу, изображение, звукоряд, видео) иронического характера, которая воспроизводит определенное отношение к событиям или обстоятельствам и распространяется в интернете. Со временем все чаще пользователи начали употреблять термин «интернет-мем», опираясь на то, что все мемы удобно создавать онлайн и сразу загружать в социальные сети. Самыми популярными являются интернет-мемы в форме изображения с точным юмористическим текстовым объяснением [2].
Для повышения мотивации и заинтересованности студентов мы используем интернет-мемы во время обучения математике на различных этапах занятия: введение в тему, актуализация, постановка проблемы, этап освоения новых знаний, закрепление материала, рефлексия.
Мемы помогают:
- подготовить студентов к занятию и привлечь их внимание;
- создать позитивную атмосферу в аудитории;
- вовлечь в обучение;
- представить концепцию или теорию по определённой теме.
Также использование такого приема в образовательном процессе позволяет осуществить следующие образовательные функций: информативная (передача информации); коммуникативная (реакция на ситуацию, которая порождает дискуссию, а также создание особого языкового пространства, понятного определенной группе); репрезентативная (воспроизведение увиденного, прочитанного и услышанного с соответствующим акцентом на определенной информации); креативная (воспроизведение событий действительности в творческом формате с использованием современных онлайн инструментов).
Интернет-мемы должны базироваться на следующих принципах: информационный (в основе мема может быть определенная фраза, спорный вопрос, формула, афоризм и т.д.); эмоциональный (смысл мема - юмор, эмоциональная близость сочетания изображения и текстовой составляющей); парадокс или новый смысл общеизвестного (целесообразно использовать игру слов, оксюмороны, метафоры или переносное значение слов, то есть ситуации, когда определенное словосочетание приобретает новое нетипичное значение).
Приведем примеры использования мемов при изучении раздела математики «Производна и ее применение». На этапе мотивации предлагаем студентам рассмотреть мем (рис.1).
Рис. 1. - Пример применения интернет-мема.
И ответить на ряд вопросов:
1. Как производная связана с повседневной жизнью?
2. Почему корова - это функция, а молоко и молочные продукты - первая и вторая производная?
В группах специализации «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
Мы применяем на этапе мотивации, актуализации или обобщения следующий мем (рис. 2).
Рис. 2. - Пример применения интернет-мема.
Предлагаем студентам самим пояснить схему, добавив недостающие элементы, связать мем с темой занятия «Производная и ее применение».
В группах по специальности «Электротехнические системы в агропромышленном комплексе» считаем целесообразно применять такой мем (рис 3).
Рис. 3. - Пример применения интернет-мема.
В данном случае мы можем реализовать междисциплинарные связи между математикой и физикой, еще раз акцентировать внимание студентов на применении производной в повседневной жизни, актуализировать знания обучающихся по разделу физики «Переменный электрический ток».
Внедрять интернет-мемы в процессе обучения можно в двух аспектах: подать уже созданный или известный мем, или же дать возможность студентам самостоятельно создать мем на предложенную тему. Это даст возможность преподавателю «отследить» интерес студентов к тем или иным аспектам жизни. Как следствие преподавателю в качестве наставника быть «на одной волне» со своими подопечными
Тем не менее, несмотря на всю привлекательность данного средства, следует оставаться достаточно осмотрительным, ведь существуют некоторые недостатки использования мемов в образовательном процессе. Например, чрезмерное использование мемов может привести не к поддержанию внимания, а к его рассеянию и эмоциональному перевозбуждению.
Учебное занятие с использованием интернет-мемов, безусловно, лучше запомнится студентам. Вызванные у них положительные эмоции, будут способствовать обсуждению увиденного и услышанного и после занятия. Заложенная в мем интерактивность способствует успешному запоминанию и распространению учебного материала. Мем заостряет на себе внимание необычностью, оригинальностью, остроумием, особым стилем и манерой.
Итак, интернет-мемы современное средство обучения, которое способствует эффективному усвоению учебного материала и повышению познавательного интереса студентов.
Информационные источники
- Загоруйко А.О. Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства / А.О.Загоруйко, М.А.Ефремова // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2019. - 28. - с. 12-21.
- Канашина С.В. Интернет-мем как медиатекст / С.В.Канашина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2019. - 1. - с. 107-112.
- Мартынова A.С. Применение интернет-мемов в процессе обучения технической лексике для студентов агроинженерного направления / A.С.Мартынова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - 6-4 (108). - c. 114-118.
- Сидоренко М.Г. Исследование возможностей использования интернет-мемов в образовательном процессе / М.Г.Сидоренко // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - 4(4). - c. 101-107.