Как выбрать предметы для познавательной игры с подростками

Разделы: Патриотическое воспитание


Дополнительное образование в наши дни является важной частью образовательного процесса, предоставляя детям и подросткам возможность развития своих способностей и интересов в различных областях. Одним из ключевых методов обучения в дополнительном образовании является игра. Она позволяет обучающимся не только получать новые знания и навыки, но и развивать творческое мышление, умение работать в команде, а также социализироваться в детском коллективе.

Взаимодействие с предметом или образом предмета является одной из важных составляющих игры. В дополнительном образовании это может быть представлено различными видами деятельности, такими как рисование, лепка, конструирование, моделирование и т.д. В процессе работы с предметом ребенок учится понимать его свойства, особенности, возможности использования в различных ситуациях.

Важным аспектом взаимодействия с предметом является его изучение. Ребенок должен понимать, что представляет собой предмет, как он устроен, какие функции выполняет. Это может быть полезно не только для развития познавательных процессов, но и для формирования критического мышления.

Работа с образом предмета также играет важную роль в обучении. Дети могут создавать образы предметов в своем воображении, представлять их в различных ситуациях, что способствует развитию творческого мышления и фантазии. Работа с образами помогает лучше понять предмет и его свойства, а также научиться применять полученные знания на практике. В дополнительном образовании взаимодействие с предметом и его образом может осуществляться в различных формах. Ребенок должен не просто изучать предмет, но и применять полученные знания в различных ситуациях, экспериментировать, искать новые способы использования предмета. Это поможет ему лучше понять свойства предмета и научиться использовать его в различных контекстах. Например, это может быть работа с реальными предметами, такими как игрушки, модели, инструменты и т.д. Также это может быть использование виртуальных образов предметов, которые можно создать с помощью специальных программ или приложений.

Человечество развивалось благодаря активному изготовлению и практическому использованию различных предметов и приспособлений. Предмет, как и многие тысячи лет назад остается неотъемлемой частью человеческой культуры и цивилизации. «Чтобы сознание могло возникнуть, нужен предмет - предмет осознания, предмет овладения. Предмет этот - культура; в каждый данный момент - некая часть культуры, которой надо овладеть здесь и сейчас. Хрестоматийный пример, который анализировали и П.Я.Гальперин [3], и А.И.Мещеряков, и Э.В.Ильенков, - ложка: культурный предмет определенного назначения, и пользоваться им надо научиться. Никуда не денешься, «мордой» («лапами») в другой культурный предмет - тарелку - тебя не пустят... Только ложкой. Или вилкой. Или - в Китае, в Японии - палочками. «Отпихивает, он не хочет, он лезет «мордой» в тарелку». То есть пытается лезть, а между его «мордой» и тарелкой снова и снова вставляют ложку. И вкладывают ее в «лапы», тем самым превращая их в руки. До чего же, оказывается, это сложно - зачерпнуть ложкой пищу и донести до рта, не вывалив на себя! Но ведь при овладении ложкой, как и любым другим культурным предметом, формируется не только соответствующий навык, не только соответствующее действие, а и целая система образов, без которой пользоваться ложкой по ее назначению было бы просто невозможно. Пока не сформирована соответствующая система образов, невыполнимо никакое сознательное, произвольное, целенаправленное, «целесообразное» действие». [4]

Наша задача организовать педагогически обоснованное взаимодействие с предметами во время игры на занятии или мероприятии. Как мотивировать взрослых ребят взаимодействовать с предметами, раскрывать себя, свои возможности, рефлексировать, осознанно действовать и выбирать, воспитывать в себе лучшее?

В региональной военно-патриотической игре «Майские маневры» есть станция, где как раз командам нужно было взаимодействовать с предметами. Игра предназначена для команд обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет. В 2018 году в игре, посвященной Сталинградской битве была организована работа на станции с настоящими предметами из запасником военного музея. Были подготовлены специальные боксы с предметами: гильзы, остатки снаряжения из экспедиций с мест боев. Остальное для боксов мы подготовили собственными руками: обрывки карт, учебников, открыток образца 1940-х годов, остатки кирпича, образцами грунта. Про грунт надо сказать отдельно. Например, песчаный грунт - это Волга, место, где разворачивались основные бои, а мох, торф, это места боев под Ленинградом, например, Синявинская военная операция. Нужно было сориентироваться и выбрать бокс именно связанный с Сталинградом. Здесь предоставлялся простор для логических размышлений, выбора. Работа на станции вызвала живой интерес не только у детей, но и у педагогов и сопровождающих.

В 2023 году игра была посвящена антифашистскому Сопротивлению в годы Великой Отечественной войны. Составной частью Сопротивления было партизанское движение. Например, на станции партизанской «Фронт в тылу врага» ребята решали математические задачи, условия которых отражали реальные ситуации партизанской жизни. Условия задач были следующими: найти место, куда будет сброшен груз с самолета с «Большой земли», определить время и расстояние прохождения фашистского состава по мосту. Для этого мной была изготовлена диорама местности с железной дорогой и мостом. По железной дороге запускался игрушечный поезд с вагонами. В разработке заданий станции и ее работы во время игры мне помогали студенты кафедры «Приборы управления» ФГБОУ ВО «ТулГУ» и их научный руководитель профессор Матвеев В.В. При разработке задач мы учитывали школьную программу по математике, чтобы решение было посильным, но в тоже время заставить ребят логически мыслить и применить знания на практике. Диораму мы изготовили собственными силами из подручных материалов: фанеры, красок, губок, природного материала для создания кустов и травы. Работа станции прошла успешно, задачи вызвали интерес у команд. Большинство участников справились с заданиями. Другими словами, мы используем предметы, хорошо знакомые ребятам еще с детства (например, игрушечная железная дорога), но с другим наполнением и содержанием, исходя из цели мероприятия.

Таким образом, взаимодействие с предметом или его образом в игре является важным аспектом дополнительного образования. Оно способствует развитию познавательных возможностей, творческого мышления, навыка работы в команде, применять полученные знания на практике. Играя с предметами и их образами, дети учатся понимать их свойства, использовать их в различных ситуациях, что делает дополнительное образование более эффективным и интересным для обучающихся.

Список литературы

  1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие: психология творческого процесса. - М.: Прогресс, 1974.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. Издание третье: Искусство. Москва; 1986. 519 с.
  3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под редакцией А.И.Подольского - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. - 480 с. С.45-46.
  4. Суворов А.В. Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих/ А.В.Суворов. - Москва; Эксмо, 2018. - 512 с. Ил, С.23-24.