Дифференциация гласных звуков "А–У"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: Создание условий для дифференциации звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», зрительный образ букв.
  • формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний «АУ», «УА».
  • формировать графические навыки.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать общую и артикуляторную, мелкую моторику, модуляцию силы голоса, речевой выдох, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение дослушивать инструкцию учителя, принимать помощь учителя, вербально и в движениях подражать учителю.

Оборудование: зеркало, компьютер, презентация, предметные картинки, кукла БИ-БА-БО «Зайка», изображение девочек «Ани» и «Ули», буквы, мыльные пузыри, цветные пёрышки.

Ход занятия (работа с презентацией)

1. Организационный момент (Слайд №1)

Угадай по артикуляции звуки «А», «У». Знакомство с Аней и Улей.

2. Игра «Где Аня? Где Уля?» (Слайд №2)

- К нам пришли в гости сестренки Аня и Уля. Угадай, где Аня? Где Уля?

Угадай по артикуляции звука «А» или «У» на картинках имена се­стрёнок (Аня, Уля).

3. Артикуляционная гимнастика: (Слайды №3, 4)

- Перед зеркалом на дыхание, «Мыльные пузыри», «Цветные пёрышки».

4. Упражнение: «Звуки ,,А", "У"» (Слайд №5, 6)

- Уточнить артикуляцию звуков, их характеристику.

- Предложить ответить на вопросы и выполнить задания по подражанию:

- Как можно произносить звук «А» («У»)? (Долго, коротко, громко, тихо - произнесение звуков по инструкции, по подражанию).

- Что можно делать с этими звуками? (Их можно петь).

- Спой звук «А», спой звук «У».

- Какой это звук - «А» или «У»?

Вывод: звуки, которые можно петь, называются гласными.

5. Физкультминутка (фонематическая ритмика) - по образцу педагога (Слайд №7)

Произнести звук «А» - руки от груди развести широко в стороны - исходное положение.

Произнести звук «У» - поднять руки через стороны, соединить ладони - исходное положение.

Хороводная игра - по образцу педагога:

- Мы с тобой сейчас по кругу пойдем, будем тихо (громко) произносить «А» («У»).

6. Упражнение: «Угадай, сколько звуков?» (Слайды №8, 9)

- Аня заблудилась в лесу и кричит: «А-а-а-ау-у-у-у!»

- Сколько звуков она произнесла? Какой первый звук? Второй?

- Малыш плачет: «У-у-у-уа-а-а-а!»

- Сколько звуков ты услышал? Какой первый звук? Второй?

7. Игра: «Составь вместе» (Слайды №10, 11)

- Аня и Уля играют. Сначала Аня произносит «А», а потом Уля произносит «У». Что у них получится вместе? («АУ».) Теперь Уля сначала произносит «У», а потом Аня произносит «А». Что у них получилось вместе? («УА».)

8. Упражнение: «Прочитай» (Слайд №12)

Сочетания букв: Ау! Ау! Ау! Уа! Уа! Уа! Уа!

9. Игра: «Четвертый лишний» (Слайды №13, 14)

Найди лишнюю картинку (арбуз, апельсин, аист, утка), (утюг, улитка, утёнок, автобус)

15. Итог занятия

- Какие девочки пришли сегодня в гости?

- Аня, Уля.

- Ты сегодня молодец?

- Я сегодня молодец!