Цель: Создание условий для дифференциации звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», зрительный образ букв.
- формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний «АУ», «УА».
- формировать графические навыки.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую и артикуляторную, мелкую моторику, модуляцию силы голоса, речевой выдох, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать умение дослушивать инструкцию учителя, принимать помощь учителя, вербально и в движениях подражать учителю.
Оборудование: зеркало, компьютер, презентация, предметные картинки, кукла БИ-БА-БО «Зайка», изображение девочек «Ани» и «Ули», буквы, мыльные пузыри, цветные пёрышки.
Ход занятия (работа с презентацией)
1. Организационный момент (Слайд №1)
Угадай по артикуляции звуки «А», «У». Знакомство с Аней и Улей.
2. Игра «Где Аня? Где Уля?» (Слайд №2)
- К нам пришли в гости сестренки Аня и Уля. Угадай, где Аня? Где Уля?
Угадай по артикуляции звука «А» или «У» на картинках имена сестрёнок (Аня, Уля).
3. Артикуляционная гимнастика: (Слайды №3, 4)
- Перед зеркалом на дыхание, «Мыльные пузыри», «Цветные пёрышки».
4. Упражнение: «Звуки ,,А", "У"» (Слайд №5, 6)
- Уточнить артикуляцию звуков, их характеристику.
- Предложить ответить на вопросы и выполнить задания по подражанию:
- Как можно произносить звук «А» («У»)? (Долго, коротко, громко, тихо - произнесение звуков по инструкции, по подражанию).
- Что можно делать с этими звуками? (Их можно петь).
- Спой звук «А», спой звук «У».
- Какой это звук - «А» или «У»?
Вывод: звуки, которые можно петь, называются гласными.
5. Физкультминутка (фонематическая ритмика) - по образцу педагога (Слайд №7)
Произнести звук «А» - руки от груди развести широко в стороны - исходное положение.
Произнести звук «У» - поднять руки через стороны, соединить ладони - исходное положение.
Хороводная игра - по образцу педагога:
- Мы с тобой сейчас по кругу пойдем, будем тихо (громко) произносить «А» («У»).
6. Упражнение: «Угадай, сколько звуков?» (Слайды №8, 9)
- Аня заблудилась в лесу и кричит: «А-а-а-ау-у-у-у!»
- Сколько звуков она произнесла? Какой первый звук? Второй?
- Малыш плачет: «У-у-у-уа-а-а-а!»
- Сколько звуков ты услышал? Какой первый звук? Второй?
7. Игра: «Составь вместе» (Слайды №10, 11)
- Аня и Уля играют. Сначала Аня произносит «А», а потом Уля произносит «У». Что у них получится вместе? («АУ».) Теперь Уля сначала произносит «У», а потом Аня произносит «А». Что у них получилось вместе? («УА».)
8. Упражнение: «Прочитай» (Слайд №12)
Сочетания букв: Ау! Ау! Ау! Уа! Уа! Уа! Уа!
9. Игра: «Четвертый лишний» (Слайды №13, 14)
Найди лишнюю картинку (арбуз, апельсин, аист, утка), (утюг, улитка, утёнок, автобус)
15. Итог занятия
- Какие девочки пришли сегодня в гости?
- Аня, Уля.
- Ты сегодня молодец?
- Я сегодня молодец!