Предмет: Обучение грамоте (1 класс 2-й год обучения).
Раздел программы: Букварный период.
Тема урока: «Звук и буква И».
Ученица обучается в 1 классе по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Вариант 8.3 - 6 лет.
Цель урока: познакомить ученицу со звуком [и] и буквой И,и, учить дифференцировать понятие звук и буква.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащуюся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;
- соотносить звук и букву;
- подбирать слова с данным звуком.
по развитию речи:
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности, способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формировать первоначальные «до грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;
- развивать артикуляционный аппарат ученицы.
коррекционно-развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- развивать навыки устной коммуникации;
- продолжать работу над совершенствованием графических умений;
воспитательные:
- воспитывать интерес к учебным занятиям, бережное отношение к учебным принадлежностям;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Методические пособия. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса.
Учебники, учебные пособия.
Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: Букварь 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ ФГОС.
- О.И.Бадулина «Готовимся к школе»;
- Н.А.Федосова «От слова к букве»;
- Н.А.Федосова «От звука к слову»;
- Е.А.Пьянкова «Читаю легко и правильно»;
- О.С.Гомзяк «Говорим правильно»;
- Е.Косинова «Пишем вместе с логопедом».
Виды визуальный поддержки:
- визуальные подсказки;
- визуально представленные правила поведения на уроке;
- визуализация времени;
- расписания.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- ресурсы библиотеки МЭШ;
- доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
Дополнительные средства:
- разрезная азбука, слоги, слова;
- схемы слогов, слов и предложений;
- предметные и сюжетные картинки;
- цветные и простые карандаши;
- набор цветных полосок и геометрических фигур;
- плоскостные и объёмные игрушки;
- предметы и игрушки для развития речевого дыхания ( бумажные султанчики, бабочки, листочки, ватные шарики, дудочки, свистки и др.);
- настольные развивающие игры
Этапы урока
I. Организационный момент
1. Настрой ученицы на работу. Составление визуального расписания.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться.
Повторять и не зевать, всё запоминать.
Учитель спрашивает ученицу, какой сегодня день недели. Совместно с ученицей составляем расписание. Обговариваем количество уроков, которые будут проходить сегодня и их порядок.
С опорой на схему проговариваем: сейчас урок, а после урока - отдых.
За каждое задание ученица получает поощрительные жетоны.
2. Комплекс дыхательной и артикуляционной гимнастики с использованием картинок-символов (слайд № 1): вдох-выдох, на выдохе поём гласные звуки (а-а-а, у-у-у, о-о-о).
- Упражнения: «улыбка», «хоботок», «лягушка», «зайчик».
II. Актуализация знаний. Изучение нового материала
- Посмотри видеофрагмент и скажи, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться. (С буквой И,и) (МЭШ)
- Выполни задание. В названиях каких предметов есть звук [и]? (интерактивное задание МЭШ)
Характеристика звука [и] - гласный, так как голосом можно спеть песенку и во рту ничего не мешает: ни язык, ни зубы.
III. Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, рубим!
Мы морковку трём, трём!
Мы капусту солим, солим!
Мы капусту жмём, жмём!
Повторяем, как правильно держать карандаш (ручку).
IV. Знакомство с буквой. Работа в тетради
1.Выполняется слого-звуковой анализ слов иглы, Ира. Составляем схемы слов (разборные схемы собираем на столе). Обратить внимание, слово Ира написано с большой буквы (имя девочки). После того, как собрали и проанализировали, ученица раскрашивает карандашами в тетради.
2. Беседа по картинке. Кто нарисован? Назови слова, в которых есть звук [и].
Задание: обвести лист берёзы и раскрасить его, по правилу: за края не выходим, внутри белого не оставляем.
3. Звук [и] обозначаем буквой И, и. Рассматриваем картинку с печатной буквой.
- На что похожа буква И?
Ученица выделяет элементы буквы, обводит её пальцем. Выкладывает её из палочек.
4. Учитель читает считалку в рабочей тетради.
Задание: найди и подчеркни букву и. (Вспомнить, что значит подчеркнуть и при необходимости показать)
5. Собери букву из элементов. (Дописать недостающие элементы).
V. Физминутка с проговариванием и движениями
Упражнение на развитие пространственной координации.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разойдемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа с Азбукой.
- Покажи и прочитай буквы в верху страницы в красном квадрате.
- Какого цвета квадрат для буквы И?
- Прочитай, как кричит Ослик.
- Рассматривание картинки с изображением мальчика, восстановление в памяти его имени (Вова). Выделяем первый звук в слове, устанавливаем сходство изображённого на второй картинке предметов с буквенным знаком.
- Игра «Хлопок-молчок» (хлопнуть в ладоши, если в слове слышим звук и в начале слова.
(Игла, мир, индюк, вишни, игрушки, книги, ива, аист).
- Прочитай слоги и слова. Что командует буква и согласным? (Читайся мягко).
2. Работа в рабочей тетради.
- Где спряталась буква И? Найди и обведи.
VII. Подведение итогов урока
- Какую букву мы сегодня изучали?
- Какой звук обозначает эта буква?
Хвалим ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопаем в ладоши.
- Ты справилась со всеми заданиями, собрала все жетоны и можешь отдохнуть.
Урок закончен.