Цель: Повышение экологической грамотности детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам с вами сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями). Ребята, а вы хотите принять участие в волшебстве? (дети отвечают) Тогда закройте глаза (звучит музыка), музыка в лес нас перенеси (дети открывают глаза).
Входит старик-лесовик.
Лесовик: Здравствуйте, дети. Я - старик Лесовик. Я рад вас видеть в моем лесу. У меня в лесу очень много забот. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их . Вы знаете, что такое лес? (ответы детей). Давайте поздороваемся с лесом.
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю - Всех я вас приветствую! |
Дети пальцами правой руки
|
Ребята, в моем лесу растет Ель с золотыми шишками. Шишки у нее волшебные. С их помощью Елочка может говорить. Она рассказывает всем гостям леса о правилах поведения в лесу. Однажды ночью прилетел ветер Буян, сорвал золотые шишки и разбросал во всему лесу. И моя елочка навсегда замолчала. Теперь не знаю, как мне помочь елочке? (ответы детей). Правильно, ребята, нужно постараться отыскать их все в лесу. Давайте сосчитаем, сколько надо собрать шишек?
Лес очень большой, а у меня есть карта леса. Я думаю, что она нам с вами поможет. Итак, вы готовы отправится в необычное путешествие?
Кикимора: Здравствуйте, ребята! Знаете, кто я? (ответы детей). Что вы тут делаете?
Дети: Мы идем спасать Елочку и собираем для нее золотые шишки, чтобы она могла снова говорить.
Кикимора: Есть у меня такая шишка. Только я вам ее так просто не отдам. Сначала выполните мое задание. Я буду называть действия, а вы должны отвечать: «можно», «нельзя» и поднимать зеленый или красный кружок:
- ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- слушать пение птиц;
- громко кричать;
- рвать большие охапки цветов.
Кикимора: Молодцы, ребята, вижу, что правила поведения в лесу вы знаете, и соблюдаете их! За это дам я вам волшебную шишку (отдает шишку).
Лесовик: Давайте, ребята, посмотрим, куда нам дальше идти.
Лиса: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (ответы детей). Правильно. Я - Лисичка-сестричка. Чтобы ваше лесное путешествие проходило веселее, я предлагаю вам повторять за мной все движения и слова. Я говорю, а вы за мной повторяете. Итак, начнем!
Логоритмика «Лесною тропою»
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка - пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
Лиса: Молодцы, ребята, вижу, что вы все умные и смышленые, в лесу не пропадете! За это дам я вам волшебную шишку (отдает шишку).
Лесовик: А мы с вами отправляемся дальше.
Медведь: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). Правильно. Больше всего на свете я люблю играть с друзьями. Давайте мы с вами тоже поиграем? А поможет мне в этой игре мой друг Лесовик.
«Кого больше, чего больше»
- Кого на свете больше: людей или детей?
- Кого на свете больше: животных или медведей?
- Чего на свете больше: деревьев или лиственных деревьев?
- Кого на свете больше: насекомых или бабочек? Все ли насекомые бабочки?
- Чего в лесу больше: деревьев или сосен?
- Чего больше: малины или ягод?
- Что дольше длится: зимний день или зимняя ночь?
- Что дольше длится: сутки или день?
Медведь: Отлично справились! За это я дам вам награду (отдает шишку).
Лесовик: А мы с вами отправляемся дальше.
Баба Яга: Кто это ко мне тут в гости пожаловал? Знаете, кто я? (ответы детей). Я вот сейчас возьму и приготовлю вас на обед! Ну-ка признавайтесь, что вы тут забыли в моих краях? (ответы детей). Я вам помогу найти шишку, но только при условии что вы выполните мои задания.
Задание «Назови одним словом»
- Волк, лиса, медведь, заяц - это …звери.
- Берёза, сосна, дуб, рябина - это …деревья.
- Воробей, синица, дятел, ворона - это …птицы.
- Клубника, малина, смородина, крыжовник - это …ягоды.
- Бабочка, комар, стрекоза, муха - это …насекомые.
- Ромашка, роза, тюльпан, мак - это …цветы.
Задание «Что за зверь?»
1.
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
2.
Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)
3.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
4.
Лежала между ёлками подушечка с иголками
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)
5.
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)
6.
Длинноухий трусишка, залез в огород,
Увидел морковку, хвать быстро - и в рот. (Заяц.)
Баба Яга: Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы в лесу? (Ответы детей). А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.
Задание «Что за птица?»
1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
2. Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока.)
3.
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
4.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой - все равно он будет мой! (Дятел.)
Баба Яга: Молодцы, ребята, всё правильно ответили. И птиц, и животных знаете. В лесу будете хорошо ориентироваться! Отдаю вам вашу награду (отдает шишку).
Лесовик: А мы с вами отправляемся дальше.
Волк: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? (ответы детей). Правильно. А вы знаете, что волк считается санитаром леса? Я люблю чистоту и порядок. Скажите, если вы увидите в лесу мусор, что с ним нужно сделать? (Ответы детей). А вы знаете, что мусор можно перерабатывать, для того чтобы не было огромных мусорных свалок, загрязняющих природу. Но для этого надо его рассортировывать. Вы знаете, как нужно его сортировать? (ответы детей) Тогда я приглашаю вас помочь мне. Надо рассортировать мусор по контейнерам.
Лесовик: Ребята давайте поможем нашему волку разобрать мусор по контейнерам (на столе стоят контейнеры «Пластик». «стекло», «бумага», «железо», «пищевые отходы» и лежат карточки с видами мусора. Дети берут карточки и сортируют их по контейнерам, аргументируя свой выбор).
Волк: Молодцы, как хорошо справились с заданием, помогли навести порядок в лесу. Спасибо вам! Вот ваша награда (отдает шишку).
Лесовик: Ребята, а давайте сосчитаем сколько мы собрали шишек? (ответы детей). Их достаточно, чтобы наша волшебная елочка снова заговорила? (ответы детей) Давайте вернем елочке все ее шишки.
Ель: Спасибо вам ребята, что вы вернули мои золотые шишки. За это я вам подарю волшебные грибочки и расскажу правила поведения в лесу, чтобы вы их всегда помнили.
Лесовик: Спасибо тебе Елочка. Ребята, вот и закончилась наша необычное путешествие по лесу. Вам понравилось? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Кого вы встретили во время путешествия? Спасибо вам что помогли найти шишки для моей волшебной Елочки.
«Правила поведения в лесу для детей»
Ходите в лес только со взрослыми |
На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм |
Не поджигайте сухую траву |
Разводя костёр, оградите его от остальной травы, сложите ветви и аккуратно подожгите. Над костром не должно быть веток деревьев. Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар |
Не оставляйте мусор на природе |
Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа - это дом зверей и птиц. Заходя в гости, ведите себя цивилизованно, ведь вы не животные |
Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо |
Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув самку, вы можете оставить её детёнышей на голодную смерть |
Не дразните диких животных |
Ваше присутствие для них и без того - стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно. Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт |