Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Прививать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
- Воспитывать культуру поведения. Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
- Закрепить знания о геометрических фигурах, величине и понятиях «большой», «маленький», «меньше». Отработать умение разделять предметы на группы, руководствуясь общими признаками. Продолжить работу над соотнесением числа и количества (в пределах 5).
- Активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Лесные ягоды». Учить подбирать синонимические и антонимические ряды.
- Развивать мышление, память, воображение.
- Развивать творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочного героя в художественной деятельности.
- Развивать способность к самоконтролю при выполнении движений, спортивных упражнений.
- Формировать представление о здоровом образе жизни, умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
Предварительная работа: Чтение и инсценировка русской народной сказки «Три медведя». Просмотр одноименного мультфильма.
Оборудование:
- «Заплатки» в форме геометрических фигур (по количеству детей);
- ковер-самолет (ватман) с оттиском «заплаток»;
- заготовки для аппликации: по 3 корзинки (картинки) с изображением цифр на каждого ребенка, а также вырезанные ягоды;
- клей-карандаш на каждого ребенка;
- контейнер с посудой, столовыми приборами и строительным материалом.
Ход занятия
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие в сказочную страну, но попасть туда смогут только самые смелые и хорошо воспитанные дети. Среди вас есть такие?
Дети: Высказывают свое мнение. Необходимо дать им возможность выплеснуть эмоции, это позволит провести занятие без нареканий.
Воспитатель: Замечательно! Я нисколько не сомневалась в том, что мы отправимся в сказку все вместе! Вот, даже билеты приготовила. (Раздаем ребятам билетики-заплатки). А как вы думаете, на каком транспорте можно совершить это волшебное путешествие?
Дети предлагают свои варианты. Прав оказывается ребенок, предложивший полететь на ковре-самолете.
Воспитатель: Точно! У меня тут как-раз имеется один волшебный коврик, но он такой старый, пыльный (необходимо присыпать ватман мукой, чтоб можно было сдуть вековую «пыль») … И моль его почти съела, вон какие дырки. Как думаете, сможем ли мы его починить?
Дети понимают, что билетики вполне могут быть заплатками и принимаются ремонтировать чудо-ковер, сопоставляя фигурку и оттиск, приклеивая на подходящее место под правильным углом.
Воспитатель: Замечательно! Теперь наш ковер, совсем как новенький! Можно лететь. Только я забыла, в какую сказку нас пригласили… Но у меня же есть письмо! Тааак… (достаем из ящика письмо), читаем загадку:
Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела, кашу съела, спать легла.
А хозяевами снеди оказались (Три медведя)
Воспитатель: Ох, что-то я стала такая забывчивая! Неужели есть такая сказка? А кто ее написал? Кто является героями этой сказки? Как их имена? Просим пересказать сюжет. Уточняем мораль. При необходимости задаем наводящие вопросы. Можно попытаться запутать ребят.
Дети пересказывают сказку, по очереди отвечают на дополнительные вопросы. После чего звучит волшебная музыка…
Воспитатель: какие же вы у меня молодцы! Все помните, все знаете. И так интересно все рассказали, что я даже не заметила, как мы очутились в сказке. Посмотрите по сторонам, что необычного вы здесь ведете? Воспитатель убирает ширму…
Дети: Все в точности как в сказке: стоит стол, вот кровати. Это же домик трех медведей!
Воспитатель: а все ли тут так, как должно быть? Посмотрите внимательно.
Дети говорят, что не хватает стульев, посуды, столовых приборов и угощения.
Воспитатель: Ребята, медведи скоро вернутся домой, а тут такое безобразие! Наверное, это Маша, перед тем как убежать, беспорядок такой оставила. Давайте, скорее, все исправим!
Дети предлагают свою помощь. Необходимо разбить группу на три подгруппы. Воспитатель распределяет обязанности. (Нужно выбрать из большого контейнера все, что пригодится для сервировки стола, рассортировать по тарелочкам угощения (грибы, шишки, малину) и починить сломанную мебель).
По ходу выполнения этого занятия воспитатель задает вопросы: «почему эта тарелка стоит со стороны большого стула, а эта возле самого маленького?», «Для кого предназначается этот стул?» и т.д.
Звучит музыка, имитирующая хруст веток.
Воспитатель: Кажется, хозяева уже близко. Пора нам спасаться! Идем тихонечко, чтоб нас никто не услышал… (Проходим друг за другом по массажным коврикам) … Выходим на полянку, где растут цветочки, домик медведей пропал из виду.
Воспитатель: Кажется, успели! Вот теперь можно отдохнуть и расслабиться. Давайте сыграем в хороводную игру «Лютики-ромашки»! Звучит музыкальная физкультминутка по Е.Железновой.
Дети садятся на свои места, а воспитатель обращает их внимание на заготовки для аппликации.
Воспитатель: Мы с вами только что были на лесной полянке и видели много разных цветов. Но мы-то знаем, что в лесу растут еще и ягоды. Какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей) Давайте разложим их по корзинкам. Только будьте внимательны! На каждой корзинке имеется число, которое указывает на количество ягод. Готовы? Тогда приступаем.
Воспитатель: Молодцы! Вы и с этим заданием справились на «отлично»! А нам пора отправляться обратно, пока нас не потеряли. Под песенку «Голубой вагон» ребята выстраиваются паровозиком и змейкой едут на свои места.
Воспитатель: Ну вот, мы и дома! Вам понравилось наше путешествие? А что вам запомнилось больше всего? Почему сказке потребовалась наша помощь?
Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся эмоциями и получают сладкие грибочки от Настасьи Петровны.