Задачи:
- Продолжить учить решать математические задачи, вычленяя условие и вопрос, составляя соответствующий пример;
- Закрепить умение составлять числовую прямую в прямом и обратном порядке;
- Повторить порядковый и количественный счет в пределах 10;
- Упражнять в умении соотносить число и количество предметов;
- Вспомнить соседей чисел;
- Тренировать в составлении большего числа из двух меньших;
- Развивать пространственное мышление, память, внимание и воображение.
- Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к окружающим;
- Активизировать в словаре предлоги: над, под, слева, справа, между и т.д.
Материалы:
- марточки с числами от 1 до 10 (3 комплекта);
- карточки со снежинками от 1 до 10 (по количеству детей);
- 10 маленьких обручей; ваза;
- 4 яблока, 3 банана (муляжи);
- математический набор (на каждого);
- комплект из 10 разноцветных геометрических фигур (на каждого);
- магнитофон и веселая музыка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии будут присутствовать гости. Они очень хотят посмотреть на самых умных, сообразительных и дисциплинированных деток. А ведь мы с вами знаем, что во всем детском саду нет никого лучше нас. Давайте мы поприветствуем наших гостей солнечными улыбками и покажем все, чему мы уже научились.
И, как обычно, начнем мы с разминки: я буду загадывать вам вопросы, а ответить сможет тот, кто первым поднимет руку.
- Какой сегодня день недели?
- Какое число следует за числом пять?
- Сколько времен года?
- Какое число получится, если из четырех отнять два?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько месяцев в году?
- Какое число стоит перед числом 7?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели наступит после пятницы?
- Какой день недели будет завтра?
- Что получится, если к пяти прибавить один? И т. д.
Каждый ответивший получает карточку с числом. (Следует проследить за тем, чтоб дети отвечали полным ответом.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь, у каждого из вас есть карточка, которая указывает на определенное место в числовой прямой. Я прошу вас выйти на ковер и встать в прямом порядке. (Выстраивается числовая прямая от 0 до 10). Если детей в группе много, можно встать в две шеренги.
Воспитатель: А теперь назовите своих соседей справа и слева (Можно попросить кого-то из ребят ответить на вопросы воспитателя каким по счету стоит Вова, Настя, Маша… )
Воспитатель: А теперь постройтесь, пожалуйста в обратном порядке. (Дети строятся) я хочу проверить, правильно ли вы встали, но для этого вы должны по порядку назвать свои числа. (Также можно вызвать кого-то из детей). Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Следующее задание, которое мы с вами выполним, называется «Строители». Только сегодня мы будем строить дорожку из геометрических фигур и тот, кто сегодня окажется самым внимательным, получит приз. Готовы? Я буду давать вам подсказки, а вы - строить дорогу.
- Первая фигура - красный круг, вторая желтый треугольник, третья - синий квадрат… (Леша, скажи пожалуйста, где находится треугольник и т.д). А вот Красный квадрат нужно положить под синим квадратом (Вероника, где находится синий квадрат?) Следующая Фигура - желтый круг, его мы расположим справа от красного квадрата (Вова, сколько всего фигур в нашей дорожке?) И так доводим количество до 10, выслушивая ответы детей.
Динамичная пауза «Игра со снежинками (Яблоками, цветами и др.)»
На полу, на большом расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них карточки с цифрами. На подносе разноцветные карточки с изображением снежинок (от 1 до 10) (по количеству играющих).
Воспитатель спрашивает у детей, какое идет время года, месяц.
- Сейчас мы поиграем со снежинками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одной карточке, посчитайте, сколько нарисовано снежинок, и встаньте около той цифры, которая соответствует количеству.
По сигналу дети отыскивают в обручах нужную цифру.
- Проверьте друг друга: все ли правильно выполнили задание? Затем воспитатель спрашивает у детей, около какой цифры они стоят и почему?
Воспитатель: Молодцы ребята! Я вижу, что считать вы умеете очень хорошо, давайте похлопаем друг другу и спокойно вернемся на свои места.
Воспитатель: На прошлых занятиях мы учились составлять и решать задачи. И сегодня я хочу проверить, насколько внимательными вы были и как быстро сможете решить вот такую задачку: в вале лежит 4 яблока. (Показываем вазу). Сколько фруктов получится, если я положу сюда еще 3 банана (Кладем)? А чего больше груш или яблок? Яблок или фруктов? Выделяем условие, вопрос и решаем задачу. Используем математический набор.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Смогли решить такую непростую задачу! Да вы, наверное, волшебники? Сейчас я это проверю. Воспитатель показывает 5 разноцветных квадратика, убирает руки за спину и распределяет из в произвольном порядке в правый и левый кулак. После чего выпрямляет руки, но разжимает только тот кулак, который попросят дети (правый или левый). Таким образом, дети, зная целое и одну часть вычисляют неизвестное.
Воспитатель: Замечательно! Особенно мне понравилась работа Маши, Тани и Оли, но и остальные ребята тоже очень старались, я это видела. Поэтому я, как и обещала, награждаю вас вот такими призами… Сегодня я обязательно расскажу о ваших успехах родителям, ведь они имеют право гордиться вами. А вам понравилось наше занятие? Почему? Что запомнилось больше всего?