Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В.Воскобовича

Разделы: Математика, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: развивающая игра, старшие дошкольники


Методика В.Воскобовича - это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению. Следует отметить, что основу развивающих игр В.Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение.

Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику.

С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Можно выделить несколько принципов методики В.Воскобовича:

  • интересные сказки: каждую развивающую игру В.Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
  • игра с пользой: развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать ребенка.
  • развитие у ребенка творческого начала: игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

Специфика развивающих игр В.Воскобовича - развивающие игры В.Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам.

Все существующие игры Вячеслава Вадимовича можно классифицировать на игры:

  • направленные на творческое конструирование;
  • развивающие логику и воображение;
  • обучающие чтению;
  • развивающие математические способности.

Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.

Следует отметить, что игровые развивающие пособия В.Воскобовича отличаются универсальностью и многофункциональностью.

Всего лишь одна игра включает в себя множество обучающих задач, развивает творческие способности и психологические процессы ребенка.

Все развивающие игры В.Воскобовича можно условно разделить на четыре группы, которые направлены на развитие у ребенка навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Также данные пособия отлично формируют логическое и эмоционально-образное мышление ребенка.

Таблица: игры для детей 4-7 лет

Название

Варианты игры

Пример задания

«Коврограф Ларчик»

Составление узоров, геометрических фигур, картинок,

графический диктант,

игры с Радужными гномами (в прятки, отличия).

Ребёнок распределяет между персонажами яблочки, затем считает, у кого сколько, пробует определить количественную разницу.

«Теремки Воскобовича»

Игры на слияние гласных и согласных звуков:
- паровозик,
- перевёртыши,

игры на складывание слогов,

игры на складывание слов.

Ребёнок отгладывает загадку (ко-ро-ва), а следующие вопросы будут менять по одному слогу в словах (ко-ро-на, во-ро-на, во-ро-та).

«Игровизор»

Игры на развитие кисти:
- обведи,
- заштрихуй,

Игры на запоминание графического образа букв, цифр,

лабиринты.

Педагог называет слова, ребёнок определяет буквенный состав и проходит лабиринт при помощи маркера так, чтобы сложилось названное слово.

«Двух/четырёхцветные квадраты Воскобовича»

Складывание фигур по словесной модели,

моделирование объёмных фигур,

сочинение сказки по фигурам.

«Геоконт Малыш»

Создание геометрических фигур по образцу,

сложение симметричных фигур,

построение фигуры по словесной модели.

Помоги ворону Метру сделать гнёзда для зимующих птиц.

«Чудо-крестики 2»

Складывание элементов в целую фигуру,

составление модели по образцу:
- линейные фигуры (башня, дорожки),
- сложные (дракон, солдат).

Дети обводят детали чудо-крестиков, каждый складывает из них картинку (куда поведёт воображение) и сочиняет собственную историю.

«Кораблик Брызг-Брызг»

Игры с цифровым рядом,

сортировка,

простой счёт,

игры на внимательность.

Капитан Гусь даёт ребятам-матросам команды, сколько флажков повесить на мачты, сколько снять. Матросы отчитываются о количестве флажков и их цвете на мачтах, называя порядковые номера.

«Прозрачный квадрат»

Сортировка пластин,

конструирование,

составление рассказа-описания или сюжетного рассказа.

Ребёнок играет со льдинками озера Айс (синими деталями): находит лишнюю в ряду, придумывает продолжение цепочки, находит общее у фигур.

«Логоформочки 5»

Конструирование (вершки и корешки),

раскраски (обводить, раскрашивать, рисовать).

Педагог показывает ребёнку фигуру, просит посмотреть, из каких деталей она состоит. Задачей ставится собрать только вершки или корешки фигуры.

В старших группах детского сада игры В.Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.

Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами), пособия В.Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.

Игровые пособия В.Воскобовича отвечают требованиям современной системы образования. С их помощью создаётся комфортная среда, в которой дети развивают мыслительные и творческие способности.

Игры с геометрическими фигурами и кубиками не становятся рутинным занятием, ведь действия сопровождаются сказочными сюжетами.

И проблемы перед детьми ставятся не только учебные, в играх В.Воскобовича дети расширяют понятия о добре, дружбе, счастье.

Знакомство детей с квадратом можно начать в стихотворной форме:

В волшебной стране фигурок разных
Живет квадратик, смешной и веселый
То как девица он красный,
То как травка - совсем зеленый.
Тот квадратик необычный,
Мне не скучно с ним играть,
С ним могу я очень просто
Знаменитым волшебником стать.
Превращу его в кораблик
Иль в конфету, или в дом,
В мышку, в ежика и в рыбку,
Нам с ним весело вдвоем.

Знакомя детей с квадратом можно предложить такие задания:

  • «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);
  • «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);
  • «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;
  • «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)

Затем познакомить детей со способами конструирования. Здесь важно им объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм:

  • Треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.
  • «Кораблик Брызг-Брызг» - это игра, развивающая математические способности. Мачты корабля построены по цветам радуги. Играющий ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить игру можно за счет выстраивания мачт по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении. Как показывает опыт, такой кораблик надолго занимает внимание детей.

Если рассматривать более подробно игры, развивающие математические способности, то можно выделить такие игры, как «Математические корзинки», «Волшебная восьмёрка», «Логоформочки» и др.

«Математические Корзинки» помогают ребенку запомнить числа, освоить счёт, научиться складывать и вычитать в пределах пяти, затем десяти.

Заданием является сложить все грибочки в корзинки и заполнить ими весь формат игрового поля. Таким образом, дети наглядно видят и запоминают состав чисел.

«Волшебная восьмёрка» - это игра, которая позволит ребёнку научиться составлять двузначные числа, а также запомнить цвета радуги, развить мелкую моторику рук и логическое мышление. У всех деталей, из которых состоит цифра, одна сторона однотонного цвета, а другая окрашена в один из цветов радуги.

С помощью игры «Логоформочки» дети знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. Игровое поле состоит из 25 квадратов, разделённых пополам пунктиром. В этой игре используется 5 эталонных фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Они окрашены в красный цвет для более лёгкого запоминания их ребёнком. Суть игры в том, что ребёнок подбирает необходимый вкладыш к рамке и составляет фигуры по образцу. Дальше он может самостоятельно сложить другие фигуры или «дорисовать» силуэт, добавив к фигуре новые элементы.

Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:

Подготовка

Перед тем, как предлагать ребенку игру - ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

Речь. В основном дети работают руками и мало говорят.

Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».

Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса.

Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы.

В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.

Игры В.В.Воскобовича уже успешно внедрены в программы дополнительного образования и активно используются педагогами. Они официально рекомендованы для использования в ДОО.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

См. подолжение статьи