Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Повторение

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: словосочетание


Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
  • отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
  • закрепление навыков правописания;
  • обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

  • развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
  • развитие познавательной самостоятельности;
  • овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности за качество своих знаний;
  • воспитание любви к родному русскому языку
  • формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
  • Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Тип урока: обобщающий.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.
А.С.Пушкин

I. Организационный момент

Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

- Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Соединение слов - это есть словосочетание).

- Подберите синоним к слову «соединение»

(Сочетание слов - словосочетание)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)

II. Повторение теоретического материала

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

- Что изучает синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст).

- Что такое словосочетание? (Словосочетание - сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью).

- Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)

- Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)

- Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

- Что такое согласование? Управление? Примыкание?

(Согласование - это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.

Управление - это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.

Примыкание - это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

- Что не является словосочетанием?

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании?

III. Выполнение упражнения

Распределите словосочетания по трём столбикам .

Согласование

Управление

Примыкание

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар, идти быстро, спящий храпя, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.

Проверка.

Подведем итог.

IV. Закрепление

- Прочтите четверостишие В.Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.

Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,
И встанет лес иглистою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.

Согласование: неяркий день, грибной день, иглистою стеной, нужную дорогу.

Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи.

Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком

V. Закрепление материала

Тест с последующей взаимопроверкой в рамках подготовки к ОГЭ.

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам

3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. Стал рассказывать, шагал подпрыгивая, читать вслух
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы

4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку

5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес

VI. Игра «Веришь ли ты?»

- Ребята, ваша задача - определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное - желтую.

  1. Верите ли вы, что управление - это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)
  2. Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» - примыкание? (Нет, это согласование)
  3. Верите ли вы, что синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)
  4. Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи - существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)
  5. Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)
  6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит - управление? (Нет, грамматическая основа предложения)
  7. Верите ли вы, что согласование - вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)
  8. Верите ли вы, что сочетание вокруг школы - управление? (Нет, вокруг - производный предлог)
  9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной - словосочетание? (Нет, это однородные члены предложение)
  10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга - словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

VII. Рефлексия

- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)

- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

(По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)

- Как определить значение словосочетания?

(Задать к зависимому слову смысловой вопрос)

VIII. Выставление оценок

IX. Домашнее задание

Упражнение №105.