Учитель... Слово знакомое и близкое каждому. Слово, вызывающее у каждого море чувств, слово, уводящее в мир воспоминаний. Воспоминаний очень разных, но за давностью лет сливающихся, неизбежно, во что-то светлое и теплое...
Каждый ищущий любит своё дело за муки поисков и наслаждение взлетов, любит и ненавидит - он боится ошибок, которые совершает. Особенно страшны такие ошибки, если тебе отданы детские души и детская любовь.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Все меньше детей приходят в школу абсолютно здоровыми. У детей уже встречаются те или иные формы сколиоза и другие функциональные изменения организма. Моя задача - чтобы здоровье детей не ухудшилось, а по возможности даже улучшилось. Поэтому мой основной принцип учебного процесса - это применение здоровьесберегающих технологий.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...
Я сама и вся моя семья ведет здоровый образ жизни, который я пропагандирую среди своих учеников и их родителей. Считаю, что решать эти проблемы необходимо комплексно это значит вместе с родителями. И на родительских собраниях я провожу курс бесед на тему «здоровьесберегающие технологии в школе и в семье»
Здоровый образ жизни ставится во главу угла всей моей деятельности: профилактика болезней и вредных привычек, применение здоровьсберегающих технологий, укрепление физического и нравственного здоровья каждого ученика - вот залог результативности и успеха образовательного процесса.
Главное правило: «Образ жизни - только здоровый!»
Каждый новый день в школе я вместе с детьми начинаю с зарядки.
Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока, но в тоже время обязательно слежу за посадкой детей во время письма.
Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.
На всех своих уроках я нахожу место для двигательной активности, игры, релаксации, массажа активных точек, пальчиковой гимнастики.
На уроках я использую такие игры как:
Игра «Волшебный сон»
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!
Крепко пальцы сжать в кулак, и к груди прижать - вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.
Игра «Оживлялки»
С силой потереть ладони друг о друга (10 раз)
С силой потереть щеки вверх - вниз (10 раз)
Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз)
Указательным пальцем нащупать впадину в основании черепа и 3 раза надавить
3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев
«хлопанье ушами»: 4 пальцами сзади прижать уши к щекам и отпустить (10 раз)
Помассировать мизинцы обеих рук.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
На уроке я помогаю каждому ребенку осознать свои способности, создаю условия для развития, способствую сохранению и укреплению здоровья ребенка. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Все, о чем я говорила раньше, безусловно, влияет на здоровье младшего школьника.
Но самое главное, на мой взгляд, то чтобы обучение было комфортным.
Несомненно, на состояние здоровья школьников влияет стиль общения педагога. Я работаю по принципу: «Относись к другому так, как хотел, чтобы относились к тебе». Это дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Находясь в состоянии душевного комфорта, он с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Основной вид деятельности младших школьников - игра. Когда с ними играешь на уроках, то и процесс обучения для них становится более интересным и понятным. Я сама очень люблю путешествовать. Поэтому не редко строю уроки в форме путешествия. Это очень нравится детям. Они вместе со мной с удовольствием совершают их. Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию на изучении предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
В середине учебного дня у нас в школе проходят динамические паузы, которые дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, да и просто отдохнуть от учебной деятельности.
Перед вами 10 правил здоровьясбережения. Эти правила я вместе с детьми стараюсь применять в жизни. И вы знаете, очень помогает во многих ситуациях.
- Обращайте больше внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Соблюдайте режим дня!
- Желайте себе и окружающим только добра!
А теперь я хочу дать совет родителем, как же сохранить здоровье своего ребенка.
- Полноценный 9-ти часовой сон может сотворить чудеса и сделать иммунитет ребенка крепким и стойким. Малыши с постоянным дефицитом сна чаще болеют, хуже развиваются физически и умственно. А все из-за телевизора и компьютера, которые находятся в их спальнях.
- Здоровое питание. Кормите свое чадо полноценным здоровым завтраком, если хочешь, чтобы он хорошо учился, был активным на уроках, более внимательным в выполнении различных заданий и даже более послушным. Не нужно недооценивать завтраки! Ведь витамины, усвоенные вместе с ними, стимулируют иммунитет ребенка и значительно повышают его сопротивляемость простудным заболеваниям.
- Гигиена. Научите своего ребенка мыть руки с мылом после улицы, перед едой, после каждого пользования туалетом.
- Занятия физкультурой. Все без исключения понимают, как важно заниматься спортом, делать зарядку, вести активный образ жизни и закаливать свой организм, но ведь делать это так лень. Как итог - малоподвижный образ жизни постепенно становится нормой существования для детей и взрослых. И даже если ребенок в силу своей активности двигается достаточно много, его движения однообразны и вовлекают не все группы мышц. В результате: проблемы со здоровьем, стойкие трудности в учебе (проблема концентрации внимания и памяти, проблема запоминания материала и усидчивости на уроках, боязнь ответа у доски и т.д.). А ведь ребенку достаточно всего 10 минут активно подвигаться (зарядка, танцы, бег), чтобы результат не заставил себя ждать. Сделайте упражнения вместе с ним, помогайте ему и одобряйте - для него это важно.
Все - то, о чем я говорила сегодня, я естественно применяю на практике, но кроме этого я стараюсь все свои принципы в работе донести до коллег, и вы знаете, нашла много единомышленников. Я очень надеюсь, что благодаря тем методам и приемам, которые я применяю на уроках, здоровье детей если не улучшиться, то и не будет падать. Мне очень хотелось бы, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.