Квест-занятие по ознакомлению с окружающим миром "Космическое приключение" для детей средней группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: космос, средняя группа, Квест-игра для дошкольников


Цель занятия: закрепление знаний детей о космосе через прохождение испытаний в форме квест-игры.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать желание познавать новое;
  • воспитывать заботливое отношение к объектам неживой природы, умение замечать многообразие и красоту окружающего мира;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе;
  • поддерживать чувство радостного удивления.

Развивающие:

  • развивать мышление, память, внимание, воображение, творческие способности;
  • активизировать пассивный и активный словарь;
  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • расширить перспективу развития конструктивной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • активизировать проявление интереса к самостоятельному выбору способа действия.

Образовательные:

  • побуждать использовать полученную ранее информацию, благодаряпогружению в различные игровые ситуации;
  • систематизировать и закрепить представления детей о космических объектах в Солнечной системе;
  • закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности;
  • обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения;
  • закрепить умение дифференцировать предметы рукотворного мира и объекты живой природы.
  • закрепить умение классифицировать виды транспорта.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций о космических объектах, деятельности космонавтов, о Ю.А.Гагарине, полёте в космос животных;
  • чтение литературных произведений о космосе (В.Бороздин «Первый в космосе», В.Медведев «Звездолет «Брунька», О.Ахметова «В космосе так здорово!»;
  • дидактические игры («Что к чему относится», «Все планеты по порядку становись!»)
  • строительство построек из мягких модулей напольного конструктора;
  • изготовление изображений космической ракеты в виде аппликации, организация выставки «Космос зовёт!»;
  • знакомство с нетрадиционной техникой рисования граттаж.

Технологии:

  • игровая технология (квест-технология)
  • здоровьесберегающая технология;
  • нетрадиционная техника рисования - граттаж.

Демонстрационный материал:

  • столы и стулья, мольберты, магнитные доски, магниты;
  • изображения планет, вывески-названия станций;
  • мягкие модули напольного конструктора;
  • карта движения, схема постройки ракеты;
  • карта звездного неба, модели планет;
  • космический мусор (камни, тюбики, обломки), пакеты;
  • космическое угощение, контейнер.

Раздаточный материал: восковый лист, деревянные палочки, трафареты ракеты, звезда.

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, исследовательско - познавательная, трудовая, конструирование, двигательная.

Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.

Приёмы:

  • сюрпризный момент,
  • создание проблемной ситуации,
  • погружение в игровую ситуацию,
  • пояснение способа действий,
  • напоминание,
  • беседа,
  • дидактическая игра,
  • моделирование,
  • педагогическая оценка.

Работа с родителями: консультации, просмотр презентаций на космическую тему дома, изготовление поделок, организация выставки.

Ход занятия

(Дети заходят в зал, становятся полукругом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей к нам пришло!

Давайте с ними поздороваемся!
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!

(Раздается аудиосигнал)

Воспитатель: Ребята, вы слышали ? Очень интересно, откуда исходит этот сигнал? (осматривают пространство и находят летающий объект)

Воспитатель: Посмотрите, а вот источник сигнала! Неопознанный летающий аппарат! Мне кажется, он хочет нам сообщить что-то важное! Давайте послушаем (нажимают на кнопку и звучит аудиосообщение)

«SOS! SOS! SOS! К вам обращается Космический странник! Помогите! Я путешествовал по Вселенной и оказался на неизвестной планете. Здесь я попал в кольцо космического мусора, из которого не могу выбраться. Отправляю вам карту космического путешествия. Помогите! Освободите меня!»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что нам делать в такой ситуации?

Дети: помочь, спасти, прийти на помощь!

Воспитатель: Все правильно. Если у вас просят о помощи, надо помогать! А вот на чем мы с вами доберемся до Космоса и до Неизвестной планеты, давайте подумаем и вспомним виды транспорта, на которых можно передвигаться.

Самолет? - воздушный вид
Вертолет? - воздушный вид
Катер? - водный вид
Автомобиль? - наземный вид
Ракета? - космический вид

Воспитатель: Долетим на ракете? Значит, отправляемся на ракете!

(открепляют карту)

Давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Первое задание, которое нас ждет - это постройка ракеты. Мы должны собрать ракету из разных частей. А поможет вам в постройке ракеты схема.

(рассматривают детали и очередность их расположения, строят)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая ракета у вас получилась?

Дети: большая, космическая, огромная, мощная, реактивная, быстрая…

Воспитатель: На такой ракете мы с вами точно долетим до Космоса и поможем Космическому Страннику. Ребята, а как называется человек, который побывал или находится в космосе?

Дети: Космонавт.

Воспитатель: Вспомните, как звали Первого космонавта, который совершил полет в космическое пространство?

Дети: Гагарин Ю.А.

Воспитатель: Да, это был наш русский космонавт. Сегодня и мы с вами тоже превратимся в космонавтов и совершим космический полет. Для этого нам нужно приготовиться к полету. Встаньте все вокруг ракеты, поднимите руки, приготовьте пальчики, запускаем двигатель (отсчет 5,4,3,2,1… пуск!) Поехали! (берутся за руки и выходят в открытый космос)

Воспитатель: Вот мы с вами в Космосе! Как здесь красиво! Какие космические объекты вы наблюдаете в космосе?

Дети: звезды, кометы, планеты…

Воспитатель: А чтобы нам не заблудиться в бесконечном космосе, давайте посмотрим, где мы находимся и определим , куда нам дальше двигаться.

(смотрят карту, становятся и идут по кругу)

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!

(Звучит космическая музыка, цветомузыка)

Воспитатель: На пути к Неизвестной планете мы с вами подлетели к орбитальной станции, которая называется «МИР-1». Здесь нас ждет задание. Вам нужно разложить правильно картинки с изображением объектов, которые создала Природа, по-другому Вселенная, и предметов рукотворного мира, которые создал человек.

(Д. И «Что к чему относится»: дети помещают на доску 2 вида картинок)

Воспитатель: (проверяет несколько вариантов). Ребята, вы отлично справились с заданием! Пора продолжить наше путешествие! Но нам необходимо размяться и набраться силы.

Физкультминутка «Мы - космонавты»

Будем очень мы стараться, (делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Воспитатель: Давайте посмотрим, где мы находимся, а затем продолжим путь по стрелочке.

(смотрят карту, становятся в круг)

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!

Воспитатель: Мы свами прибыли на следующую космическую станцию, которая называется «МИР-2». Здесь нас ждет следующее задание. Посмотрите, перед нами карта звездного неба, но почему то все космические объекты на ней исчезли….Возможно , это космический ветер повредил карту.

(вместо планет - очертания, шаблоны лежат на столе)

Воспитатель: Ребята, вам нужно расположить все космические объекты в правильном порядке. Не забывайте, Солнце - это самая яркая и большая звезда на нашей карте и в нашей Солнечной системе. Подумайте, какой объект нужно поместить первым. (дети помещают планеты)

Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Поместили все изображения космических объектов на свои места и восстановили звездную карту. Давайте проверим.

Светит Солнце, а вокруг
Есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

Воспитатель: Пора продолжить наш путь, а то Космический странник нас уже заждался. Смотрим направление стрелки и летим на помощь!

(смотрят карту, становятся в круг)

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!

(звучит музыка, дети подлетают к неизвестной планете, где сидит и грустит Космический странник)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы добрались до Неизвестной планеты. Посмотрите, а вот и Космический странник!

Космический Странник: Приветствую вас! Наконец-то вы прилетели! Освободите меня, пожалуйста!

Воспитатель: Что нам нужно сделать? Как тебя освободить?

Космический Странник: Посмотрите, сколько мусора летает вокруг этой планеты! Вам нужно собрать весь космический мусор и тогда я буду свободен!

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем? - Да!

Воспитатель: А весь мусор мы соберем в специальные пакеты. Но мусор нам с вами надо рассортировать по разным пакетам. Предметы, которые сделаны руками человека - в черный пакет, а предметы, которые создала природа - в белый пакет. (дети сортируют мусор)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и навели порядок, весь космический мусор убрали. Молодцы!

Космический Странник: Спасибо вам, ребята, за то, что вы освободили меня!

Воспитатель: Космический странник, наши дети очень любят рисовать. В подарок для тебя мы нарисуем красивые рисунки. Когда тебе будет грустно, посмотри на рисунки и вспомни наших ребят.

(На столах лежат восковые листы, деревянные палочки, трафареты).

Воспитатель: Дети, давайте нарисуем то, что вы видели сегодня в космосе, что вам запомнилось и понравилось. Что вы видели?

Воспитатель: Для того чтобы начать работу, нам нужно размять пальчики.

Разминка для пальчиков «Будем в космосе летать»

1,2,3,4,5 - Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки
Будем в космосе летать!- Дети вращают кистью, которая сжата в кулак
1 - комета.
2 - планета.
3 - луноход.
4 - звездолет.
5 - земля (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

До свидания, друзья! (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами черные пустые листы. На что они похожи?

Дети: на ночь, на космос.

Воспитатель: Они такие же, как космическое пространство - черные, непроглядные. Но если вы нарисуете на них, то и рисунки ваши будут веселыми и радостными. А рисовать мы будем деревянными палочками. Также вам помогут и трафареты.

(дети рисуют в технике граттаж)

Воспитатель: Какие красивые рисунки получились! Давайте подарим их Космическому Страннику.

Космический Странник: Спасибо, ребята! Вам я дарю космические медальоны. А мне пора улетать. До свидания!

Воспитатель: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Собираемся все у ракеты.

(звучит музыка, дети подходят к ракете)

Воспитатель: Приготовьте все пальчики. Даю отсчет: 5,4,3,2,1 - приземлились!

Воспитатель: Ну, вот мы и на родной планете - Земля! Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Какие добрые и полезные дела сделали вы в путешествии? Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Молодцы, ребята! Спасибо вам за вашу помощь и доброту!

(прощаются с гостями и уходят)