Цель занятия: закрепление знаний детей о космосе через прохождение испытаний в форме квест-игры.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать желание познавать новое;
- воспитывать заботливое отношение к объектам неживой природы, умение замечать многообразие и красоту окружающего мира;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе;
- поддерживать чувство радостного удивления.
Развивающие:
- развивать мышление, память, внимание, воображение, творческие способности;
- активизировать пассивный и активный словарь;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- расширить перспективу развития конструктивной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- активизировать проявление интереса к самостоятельному выбору способа действия.
Образовательные:
- побуждать использовать полученную ранее информацию, благодаряпогружению в различные игровые ситуации;
- систематизировать и закрепить представления детей о космических объектах в Солнечной системе;
- закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности;
- обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения;
- закрепить умение дифференцировать предметы рукотворного мира и объекты живой природы.
- закрепить умение классифицировать виды транспорта.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о космических объектах, деятельности космонавтов, о Ю.А.Гагарине, полёте в космос животных;
- чтение литературных произведений о космосе (В.Бороздин «Первый в космосе», В.Медведев «Звездолет «Брунька», О.Ахметова «В космосе так здорово!»;
- дидактические игры («Что к чему относится», «Все планеты по порядку становись!»)
- строительство построек из мягких модулей напольного конструктора;
- изготовление изображений космической ракеты в виде аппликации, организация выставки «Космос зовёт!»;
- знакомство с нетрадиционной техникой рисования граттаж.
Технологии:
- игровая технология (квест-технология)
- здоровьесберегающая технология;
- нетрадиционная техника рисования - граттаж.
Демонстрационный материал:
- столы и стулья, мольберты, магнитные доски, магниты;
- изображения планет, вывески-названия станций;
- мягкие модули напольного конструктора;
- карта движения, схема постройки ракеты;
- карта звездного неба, модели планет;
- космический мусор (камни, тюбики, обломки), пакеты;
- космическое угощение, контейнер.
Раздаточный материал: восковый лист, деревянные палочки, трафареты ракеты, звезда.
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, исследовательско - познавательная, трудовая, конструирование, двигательная.
Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.
Приёмы:
- сюрпризный момент,
- создание проблемной ситуации,
- погружение в игровую ситуацию,
- пояснение способа действий,
- напоминание,
- беседа,
- дидактическая игра,
- моделирование,
- педагогическая оценка.
Работа с родителями: консультации, просмотр презентаций на космическую тему дома, изготовление поделок, организация выставки.
Ход занятия
(Дети заходят в зал, становятся полукругом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей к нам пришло!
Давайте с ними поздороваемся!
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!
(Раздается аудиосигнал)
Воспитатель: Ребята, вы слышали ? Очень интересно, откуда исходит этот сигнал? (осматривают пространство и находят летающий объект)
Воспитатель: Посмотрите, а вот источник сигнала! Неопознанный летающий аппарат! Мне кажется, он хочет нам сообщить что-то важное! Давайте послушаем (нажимают на кнопку и звучит аудиосообщение)
«SOS! SOS! SOS! К вам обращается Космический странник! Помогите! Я путешествовал по Вселенной и оказался на неизвестной планете. Здесь я попал в кольцо космического мусора, из которого не могу выбраться. Отправляю вам карту космического путешествия. Помогите! Освободите меня!»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что нам делать в такой ситуации?
Дети: помочь, спасти, прийти на помощь!
Воспитатель: Все правильно. Если у вас просят о помощи, надо помогать! А вот на чем мы с вами доберемся до Космоса и до Неизвестной планеты, давайте подумаем и вспомним виды транспорта, на которых можно передвигаться.
Самолет? - воздушный вид
Вертолет? - воздушный вид
Катер? - водный вид
Автомобиль? - наземный вид
Ракета? - космический вид
Воспитатель: Долетим на ракете? Значит, отправляемся на ракете!
(открепляют карту)
Давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Первое задание, которое нас ждет - это постройка ракеты. Мы должны собрать ракету из разных частей. А поможет вам в постройке ракеты схема.
(рассматривают детали и очередность их расположения, строят)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая ракета у вас получилась?
Дети: большая, космическая, огромная, мощная, реактивная, быстрая…
Воспитатель: На такой ракете мы с вами точно долетим до Космоса и поможем Космическому Страннику. Ребята, а как называется человек, который побывал или находится в космосе?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Вспомните, как звали Первого космонавта, который совершил полет в космическое пространство?
Дети: Гагарин Ю.А.
Воспитатель: Да, это был наш русский космонавт. Сегодня и мы с вами тоже превратимся в космонавтов и совершим космический полет. Для этого нам нужно приготовиться к полету. Встаньте все вокруг ракеты, поднимите руки, приготовьте пальчики, запускаем двигатель (отсчет 5,4,3,2,1… пуск!) Поехали! (берутся за руки и выходят в открытый космос)
Воспитатель: Вот мы с вами в Космосе! Как здесь красиво! Какие космические объекты вы наблюдаете в космосе?
Дети: звезды, кометы, планеты…
Воспитатель: А чтобы нам не заблудиться в бесконечном космосе, давайте посмотрим, где мы находимся и определим , куда нам дальше двигаться.
(смотрят карту, становятся и идут по кругу)
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
(Звучит космическая музыка, цветомузыка)
Воспитатель: На пути к Неизвестной планете мы с вами подлетели к орбитальной станции, которая называется «МИР-1». Здесь нас ждет задание. Вам нужно разложить правильно картинки с изображением объектов, которые создала Природа, по-другому Вселенная, и предметов рукотворного мира, которые создал человек.
(Д. И «Что к чему относится»: дети помещают на доску 2 вида картинок)
Воспитатель: (проверяет несколько вариантов). Ребята, вы отлично справились с заданием! Пора продолжить наше путешествие! Но нам необходимо размяться и набраться силы.
Физкультминутка «Мы - космонавты»
Будем очень мы стараться, (делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)
Воспитатель: Давайте посмотрим, где мы находимся, а затем продолжим путь по стрелочке.
(смотрят карту, становятся в круг)
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Воспитатель: Мы свами прибыли на следующую космическую станцию, которая называется «МИР-2». Здесь нас ждет следующее задание. Посмотрите, перед нами карта звездного неба, но почему то все космические объекты на ней исчезли….Возможно , это космический ветер повредил карту.
(вместо планет - очертания, шаблоны лежат на столе)
Воспитатель: Ребята, вам нужно расположить все космические объекты в правильном порядке. Не забывайте, Солнце - это самая яркая и большая звезда на нашей карте и в нашей Солнечной системе. Подумайте, какой объект нужно поместить первым. (дети помещают планеты)
Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Поместили все изображения космических объектов на свои места и восстановили звездную карту. Давайте проверим.
Светит Солнце, а вокруг
Есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
Воспитатель: Пора продолжить наш путь, а то Космический странник нас уже заждался. Смотрим направление стрелки и летим на помощь!
(смотрят карту, становятся в круг)
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
(звучит музыка, дети подлетают к неизвестной планете, где сидит и грустит Космический странник)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы добрались до Неизвестной планеты. Посмотрите, а вот и Космический странник!
Космический Странник: Приветствую вас! Наконец-то вы прилетели! Освободите меня, пожалуйста!
Воспитатель: Что нам нужно сделать? Как тебя освободить?
Космический Странник: Посмотрите, сколько мусора летает вокруг этой планеты! Вам нужно собрать весь космический мусор и тогда я буду свободен!
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем? - Да!
Воспитатель: А весь мусор мы соберем в специальные пакеты. Но мусор нам с вами надо рассортировать по разным пакетам. Предметы, которые сделаны руками человека - в черный пакет, а предметы, которые создала природа - в белый пакет. (дети сортируют мусор)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и навели порядок, весь космический мусор убрали. Молодцы!
Космический Странник: Спасибо вам, ребята, за то, что вы освободили меня!
Воспитатель: Космический странник, наши дети очень любят рисовать. В подарок для тебя мы нарисуем красивые рисунки. Когда тебе будет грустно, посмотри на рисунки и вспомни наших ребят.
(На столах лежат восковые листы, деревянные палочки, трафареты).
Воспитатель: Дети, давайте нарисуем то, что вы видели сегодня в космосе, что вам запомнилось и понравилось. Что вы видели?
Воспитатель: Для того чтобы начать работу, нам нужно размять пальчики.
Разминка для пальчиков «Будем в космосе летать»
1,2,3,4,5 - Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки
Будем в космосе летать!- Дети вращают кистью, которая сжата в кулак
1 - комета.
2 - планета.
3 - луноход.
4 - звездолет.
5 - земля (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
До свидания, друзья! (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами черные пустые листы. На что они похожи?
Дети: на ночь, на космос.
Воспитатель: Они такие же, как космическое пространство - черные, непроглядные. Но если вы нарисуете на них, то и рисунки ваши будут веселыми и радостными. А рисовать мы будем деревянными палочками. Также вам помогут и трафареты.
(дети рисуют в технике граттаж)
Воспитатель: Какие красивые рисунки получились! Давайте подарим их Космическому Страннику.
Космический Странник: Спасибо, ребята! Вам я дарю космические медальоны. А мне пора улетать. До свидания!
Воспитатель: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Собираемся все у ракеты.
(звучит музыка, дети подходят к ракете)
Воспитатель: Приготовьте все пальчики. Даю отсчет: 5,4,3,2,1 - приземлились!
Воспитатель: Ну, вот мы и на родной планете - Земля! Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Какие добрые и полезные дела сделали вы в путешествии? Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Молодцы, ребята! Спасибо вам за вашу помощь и доброту!
(прощаются с гостями и уходят)