Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школы на материале изучения глагола

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (77 кБ)


Изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека. Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература - предметы, познавательная ценность которых велика. На этих уроках прививается чувство любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа - «цвет его духовной жизни», величайшая сокровищница нации.

Задача учителя-филолога - воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки.

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-м классе.

Итак, изучение глагола в начальной школе.

Тема «Глагол» является для младших школьников наиболее трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение материала данной темы предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения.
Важна она потому, что изучение теоретического материала по теме «Глагол» обогащает учащихся определенными знаниями о языке, что имеет большое образовательное значение; упражнения по данной теме служат средством развития логического мышления и речи учащихся; только на основе усвоения теоретических знаний о глаголе учащиеся осознают, почему именно так, а не иначе пишутся слова, т.е. познают закономерности правописания; воспитывается внимание и интерес к слову, способствующие глубокому пониманию и точному употреблению его в речи; развивается орфографическая зоркость учащихся.

Данная технология изучения глагола в начальной школе опирается на учебники авторов В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. На протяжении всего курса русского языка эти авторы придают большое значение работе со словом. Очень важно, что морфологический аспект рассмотрения слова тесно связан с другими аспектами, такими, как фонетический, морфемный, грамматический. В процессе такой работы у детей формируется целостное представление о слове как языковой единице. Морфология служит средством развития мышления детей, формирует представления о языке как системе и повышает орфографическую грамотность.

Технология работы над глаголами направлена на организацию учебного процесса, цель которого - усвоение учебного материала на достаточно высоком уровне, формирование грамотного в языковом отношении ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие.

Подготовку к изучению глагола проводится еще в период обучения грамоте. Она заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова (глагола). Происходит накапливание речевого опыта в использовании глагола, на основе которого обобщается лексико-грамматическое значение: обозначают действие предмета. Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводятся в связи с чтением страниц «Моей любимой азбуки», составлением предложений по картинкам. Учебник помогает создать на уроке условия, при которых учащиеся, составляя предложения, подбирая подходящие по смыслу слова, устанавливают связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает.

Функции глагола как единицы языка и речи представлены во взаимосвязи с другими разделами уже в учебнике для 1 класса «Русский язык» (первые уроки). Задача - помочь школьникам на начальном уровне ознакомиться с основными функциями глагола в общении людей. Особенности глагола, его функции в речи первоклассники познают в процессе выполнения разнообразных речевых упражнений, а также узнают из сведений, которые представляют собой выводы из наблюдений над словами в структуре предложений и текстов.

Во 2 классе знания о глаголе углубляются как в лингвистическом, так и в речевом аспектах. Прежде всего, конкретизируется для младших школьников сущность слова как действия. Ведется пропедевтическая работа над числом глагола, временными формами, фиксируется внимание учащихся на употреблении и роли глаголов в предложении. Такаяподготовительная работа во 2 классе создает более благоприятные условия для изучения данных тем в 3 классе. Понятия о времени, числе, неопределенной форме глагола оформляются в виде правила. Учащиеся овладевают неопределенной формой как начальной формой глагола. Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Учащиеся знакомятся с образованием глаголов прошедшего времени с помощью суффикса -л-, с правописанием частицы не с глаголами. В 4 классе обобщаются знания о глаголе, накопленные детьми за три года. Предметом постоянного внимания учащихся остается по прежнему изменение глагола по времени. Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную начальную форму глагола, научить "переходить" от временной к начальной и, наоборот, от начальной формы к той же временной, что поможет учащимся сознательно писать безударное личное окончание глагола в настоящем или будущем времени.

В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача - обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных и спряжением глаголов.

Учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.

У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успеваемости, активности, заинтересованности при переходе из начального звена в среднее. Ситуация новизны является для любого человека в некоторой степени тревожной, а для ребенка особенно. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед учеником задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой. Резкие изменения условий обучения, разнообразие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося.

Очень часто именно предмет «Русский язык» в результате становится у детей одним из нелюбимых предметов в школе.

Одна из самых трудных тем при изучении морфологии в 4-5 классах - это спряжение глагола. Отрабатывая правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, учителя часто сталкиваются с тем, что дети не могут применить на практике умение определять спряжение глагола. Почему так происходит? Потому что в начальной школе (чтобы было проще) дети учат так называемые глаголы-исключения скороговоркой. «Скороговорку» знают хорошо, но с практикой это не сопоставляется. Правило определения спряжения глагола и его практическую направленность надо давать в начальной школе сразу всё в полном объёме, а не разрывать на несколько тем. Это даёт возможность учащимся разобраться в необходимости изучения данной темы и в логичности своих действий на практике. Именно таким образом давая знания детям, мы будем уверены в том, что в жизни они им пригодятся.

В рамках школьного филологического образования, на уроках русского языка в VI классе (см.учебные комплексы М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой; В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой; М.М.Разумовской и П.А.Леканта), учащиеся осваивают систему видов и времен глагола, хотя общие представления о данных грамматических категориях уже получили в начальной школе. На занятиях русского языка в VI классе учащимся предлагается, во-первых, выяснить различия между глаголами совершенного и несовершенного вида (значение глаголов совершенного вида - действие, достигшее своего предела, и глаголов несовершенного вида - действие без указания на его предел; эти значения свойственны всем глагольным формам); во-вторых, совершенствовать умения и навыки определять той или иной глагольной формы - по вопросу и значению законченности/незаконченности действия. Учитель с целью повышения грамотности школьников и расширения их кругозора может познакомить и с другими способами определения вида глагола, которые являются дополнительными (например, возможностью сочетания формы буду с инфинитивом того или иного глагола). И лишь в завершении разговора о категории вида глагола упоминается ее связь с другой глагольной категорией - категорией времени, поскольку глаголы совершенного и несовершенного вида имеют разное число временных форм (глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени; кроме того, у глаголов совершенного вида форма будущего времени образуется только аналитическим способом, тогда как у глаголов несовершенного вида - синтетическим; ср.: напишу - буду писать).

Что касается категории времени, то также в рамках школьной программы для VI класса учащиеся знакомятся, во-первых, с общим значением категории времени и системой временных форм глагола (глагольная категория времени выражает отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета; настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи; будущее - последующее по отношению к моменту речи; прошедшее - предшествующее моменту речи); во-вторых, со способами и средствами образования временных форм русского глагола. В дальнейшем, при повторении ранее изученного материала в начале курса русского языка в VII-IX классах, школьники выполняют упражнения, нацеленные на актуализацию уже имеющихся знаний в области категории вида и времени глагола.

Анализ школьных учебников русского языка для X-XI классов (учебные комплексы А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой; Д.Э.Розенталя; В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова и Л.А.Чешко) также позволяет сделать вывод о том, что и в классах старшего звена углубления знаний учащихся о категориях вида и времени не происходит: все упражнения нацелены на повторение ранее полученных сведений (это, как правило, задания на образование формы нужного времени, определение вида глагола и т.п.). Лишь в методических разработках некоторых авторов, например, Н.М.Рухленко (2003), в рамках курса русского языка для X класса предлагается познакомиться с явлением синонимии временных форм, с понятием настоящего «исторического» времени в частности.

Как видим, в рамках школьного курса русского языка учащиеся получают базовые знания о таких категориях, как категории вида и времени, причем рассматриваются они по отдельности, не во взаимосвязи. Изучение видо-временных форм в системе будет способствовать расширению знаний учащихся о грамматических категориях глагола и глаголе как части речи в целом, повышению познавательного интереса к предмету.

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа. - М.: Просвещение, 2010. - 191.
  2. Супрунов А.Е.Части речи в русском языке. - М., 1971, - 135.
  3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов. - М.: «Академия», 2020, - 464.