Формирование креативного мышления на уроках обществознания

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Тематическая рубрика: основная школа.

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Для достижения таких результатов есть путь - формирование функциональной грамотности. Одно из направлений функциональной грамотности - развитие креативного мышления.

Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Мыслить креативно - значит продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, приводящих к появлению оригинальных и эффективных решений.

Сегодня на уроках необходимо использовать задания, которые позволяют развивать креативность. Работая с такими заданиями, учащиеся демонстрирую способность:

  • выдвигать разнообразные идеи,
  • выдвигать креативную идею,
  • оценивать и совершенствовать идею.

Задания предполагают порядок действий:

  1. Читаем текст и анализируем ситуацию.
  2. Читаем, анализируем и выполняем задания.
  3. Анализируем и оцениваем ответы.

Предлагаю для урока обществознания ситуацию «Игра и игромания».

Шаг 1. Читаем текст и анализируем ситуацию

Прочитайте вводный текст и ответьте на вопросы.

- Какую проблему предлагается обсудить?

- Считаете ли вы проблемой, то что предлагается обсудить?

- Как вы думаете, о чем могут быть последующие задания?

Игра или игромания

Игра - это хорошо или плохо? А игра для молодого человека? Какие позитивные моменты дает человеку увлечение компьютерной игрой? Что побуждает молодых людей так проводить время? Когда и почему игра становится проблемой? Предлагаю вам задуматься над этим, выполняя следующие задания.

Проявите воображение!

Желаю удачи!

Шаг 2. Читаем, анализируем и выполняем задания

Задание 1

Ответьте на 2 вопроса.

1) Какие позитивные чувства приносит человеку увлечение компьютерной игрой?

Запишите 2 разные идеи.

2) Когда и почему компьютерная игра становится проблемой?

Запишите 2 разные идеи

Ответы

1) Компьютерная игра позволяет

Идея 1:__________________________________

Идея 2:__________________________________

2) Компьютерная игра становится проблемой

Идея 1:__________________________________

Идея 2:__________________________________

Задание 2

Знаете ли вы кто такой игроман? Подумайте и запишите 3 разные идеи о том, как можно помочь игроману вернуться к жизни в социуме.

Постарайтесь предложить такие идеи, которые действительно могут помочь и которые придут в голову не каждому.

Ответ

Чтобы помочь игроману справиться с зависимостью, можно

Идея 1:________________________

Идея 2:________________________

Идея 3:________________________

Задание 3

В классе обсуждается идея о возможности использования компьютерных игр в учебном процессе в целях развития учащихся.

Прочитайте соображения, высказанные в ходе обсуждения.

1) Компьютерные игры быстро затягивают, их надо и дома ограничивать.

2) У нас не у всех есть ноутбуки или планшеты, значит, по отношению к кому-то это образовательное неравенство.

3) Супер! Даешь всем обновления и майнкрафт.

4) Учебный материал в виде компьютерной игры лучше усваивается. Есть интересный сюжет и несколько попыток.

5) А какие игры уже созданы? У нас даже на разных платформах Учи.ру, ЯКласс только задания-тренажеры. Нечего еще использовать.

6) В компьютерной игре можно использовать разные роли и решать разные проблемные ситуации.

Укажите:

А) доводы в поддержку идеи о возможности использования компьютерных игр в учебном процессе.

Б) доводы против этой идеи.

Ответ

А) Доводы в поддержку идеи -высказывания №______________

Б) Доводы против идеи-высказывания №_____________

Задание 4

Выполните задания

Продолжите обсуждение идеи об использовании компьютерных игр в учебном процессе. Выберите один из аргументов ЗА из предыдущего задания и продолжите его, пояснив своими примерами, как использование компьютерных игр в учебном процессе может реально способствовать развитию учащихся.

Ответ: __________________________________

Шаг 3. Анализируем и оцениваем ответы

Пользуясь алгоритмом анализа и оценки ответа, оцените чужие ответы на задания 1 и 2 по трехбалльной системе:

  • 0 баллов означает, что ответ НЕ принимается.
  • 1 балл - ответ принимается частично.
  • 2 балла - ответ принимается.

Поставьте свою оценку в ячейку «Ваша оценка ответа».

По результатам выполнения комплекса заданий на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности креативного мышления:

  • Недостаточный: от 0 до 2 баллов
  • Низкий: от 3 до 5 баллов
  • Средний: от 6 до 9 баллов
  • Повышенный: от 10 до 12 баллов
  • Высокий: от 13 до 15 баллов

Задания на креативность - это не тренировка в действиях по правилам. Это всегда проблемные задания, где вначале нужно понять, из какой области проблема. А потом решить, на что нужно опираться при выполнении этих заданий.