Тематическая рубрика: основная школа.
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Для достижения таких результатов есть путь - формирование функциональной грамотности. Одно из направлений функциональной грамотности - развитие креативного мышления.
Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Мыслить креативно - значит продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, приводящих к появлению оригинальных и эффективных решений.
Сегодня на уроках необходимо использовать задания, которые позволяют развивать креативность. Работая с такими заданиями, учащиеся демонстрирую способность:
- выдвигать разнообразные идеи,
- выдвигать креативную идею,
- оценивать и совершенствовать идею.
Задания предполагают порядок действий:
- Читаем текст и анализируем ситуацию.
- Читаем, анализируем и выполняем задания.
- Анализируем и оцениваем ответы.
Предлагаю для урока обществознания ситуацию «Игра и игромания».
Шаг 1. Читаем текст и анализируем ситуацию
Прочитайте вводный текст и ответьте на вопросы.
- Какую проблему предлагается обсудить?
- Считаете ли вы проблемой, то что предлагается обсудить?
- Как вы думаете, о чем могут быть последующие задания?
Игра или игромания
Игра - это хорошо или плохо? А игра для молодого человека? Какие позитивные моменты дает человеку увлечение компьютерной игрой? Что побуждает молодых людей так проводить время? Когда и почему игра становится проблемой? Предлагаю вам задуматься над этим, выполняя следующие задания.
Проявите воображение!
Желаю удачи!
Шаг 2. Читаем, анализируем и выполняем задания
Задание 1
Ответьте на 2 вопроса.
1) Какие позитивные чувства приносит человеку увлечение компьютерной игрой?
Запишите 2 разные идеи.
2) Когда и почему компьютерная игра становится проблемой?
Запишите 2 разные идеи
Ответы
1) Компьютерная игра позволяет
Идея 1:__________________________________
Идея 2:__________________________________
2) Компьютерная игра становится проблемой
Идея 1:__________________________________
Идея 2:__________________________________
Задание 2
Знаете ли вы кто такой игроман? Подумайте и запишите 3 разные идеи о том, как можно помочь игроману вернуться к жизни в социуме.
Постарайтесь предложить такие идеи, которые действительно могут помочь и которые придут в голову не каждому.
Ответ
Чтобы помочь игроману справиться с зависимостью, можно
Идея 1:________________________
Идея 2:________________________
Идея 3:________________________
Задание 3
В классе обсуждается идея о возможности использования компьютерных игр в учебном процессе в целях развития учащихся.
Прочитайте соображения, высказанные в ходе обсуждения.
1) Компьютерные игры быстро затягивают, их надо и дома ограничивать.
2) У нас не у всех есть ноутбуки или планшеты, значит, по отношению к кому-то это образовательное неравенство.
3) Супер! Даешь всем обновления и майнкрафт.
4) Учебный материал в виде компьютерной игры лучше усваивается. Есть интересный сюжет и несколько попыток.
5) А какие игры уже созданы? У нас даже на разных платформах Учи.ру, ЯКласс только задания-тренажеры. Нечего еще использовать.
6) В компьютерной игре можно использовать разные роли и решать разные проблемные ситуации.
Укажите:
А) доводы в поддержку идеи о возможности использования компьютерных игр в учебном процессе.
Б) доводы против этой идеи.
Ответ
А) Доводы в поддержку идеи -высказывания №______________
Б) Доводы против идеи-высказывания №_____________
Задание 4
Выполните задания
Продолжите обсуждение идеи об использовании компьютерных игр в учебном процессе. Выберите один из аргументов ЗА из предыдущего задания и продолжите его, пояснив своими примерами, как использование компьютерных игр в учебном процессе может реально способствовать развитию учащихся.
Ответ: __________________________________
Шаг 3. Анализируем и оцениваем ответы
Пользуясь алгоритмом анализа и оценки ответа, оцените чужие ответы на задания 1 и 2 по трехбалльной системе:
- 0 баллов означает, что ответ НЕ принимается.
- 1 балл - ответ принимается частично.
- 2 балла - ответ принимается.
Поставьте свою оценку в ячейку «Ваша оценка ответа».
По результатам выполнения комплекса заданий на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности креативного мышления:
- Недостаточный: от 0 до 2 баллов
- Низкий: от 3 до 5 баллов
- Средний: от 6 до 9 баллов
- Повышенный: от 10 до 12 баллов
- Высокий: от 13 до 15 баллов
Задания на креативность - это не тренировка в действиях по правилам. Это всегда проблемные задания, где вначале нужно понять, из какой области проблема. А потом решить, на что нужно опираться при выполнении этих заданий.