Функциональная грамотность имеет огромное значение на уроках английского языка и играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков у учащихся. Функциональная грамотность ориентирована на реальное общение на языке. Это означает, что ученики изучают не только правила грамматики и лексику, но и как использовать их для общения в различных ситуациях [3, c. 117].
Функциональная грамотность учит студентов использовать язык в контексте. Они учатся, как адаптировать свою речь в зависимости от ситуации, собеседника и цели общения. В процессе изучения функциональной грамотности студенты не только говорят, но и слушают собеседника и реагируют на его высказывания. Это способствует развитию навыков активного слушания и понимания контекста.
Функциональная грамотность помогает студентам чувствовать себя более уверенно в собственных коммуникативных способностях. Они могут легче и более успешно общаться на английском языке в различных ситуациях. Изучение функциональной грамотности подготавливает студентов к реальным жизненным ситуациям, таким как путешествия, работа, учеба за границей и общение с носителями языка.
Таким образом, функциональная грамотность не только обогащает словарный запас и грамматические знания студентов, но и делает их более компетентными и уверенными коммуникаторами на английском языке в разнообразных ситуациях.
Функциональная грамотность - это способность использовать язык для решения конкретных коммуникативных задач и справляться с реальными ситуациями общения [2, c. 17]. Эта концепция подразумевает, что ученики не только изучают грамматику и лексику, но и научаются применять их в практических ситуациях. Функциональная грамотность фокусируется на развитии навыков, необходимых для успешного общения на языке.
Существуют определенные методики и подходы к развитию функциональной грамотности в образовательном процессе.
- Ситуативное обучение, когда уроки организуются вокруг реальных ситуаций общения, например, заказа еды в ресторане, бронирования отеля, общения с коллегами на работе и т.д. Студенты изучают язык, который им нужен для эффективного общения в таких ситуациях.
- Ролевые игры, когда студенты играют роли в различных сценариях и взаимодействуют между собой, используя английский язык. Это помогает им развивать навыки диалога и воспроизводить реальные ситуации.
- Использование аутентичных текстов, таких как видеоролики, интервью, новости и тексты из реальных источников (газеты, журналы), помогает студентам изучать язык, который используется в повседневной жизни.
Развитие функциональной грамотности требует акцента на реальных коммуникативных навыках и практическом использовании языка, что помогает студентам стать более уверенными и компетентными в общении на английском языке в реальных ситуациях.
Успешное обучение функциональной грамотности включает в себя ряд ключевых аспектов, которые оказывают влияние на эффективность образовательного процесса.
- Ясное определение целей и задач обучения функциональной грамотности.
- Аутентичные ситуации.
- Интерактивность и практика.
- Индивидуализация обучения.
- Обратная связь и коррекция ошибок.
- Интеграция технологий.
- Мотивация.
- Культурное восприятие.
- Сознательное применение навыков.
- Постоянная практика и повторение [1, c. 60].
Успешное обучение функциональной грамотности требует учета всех этих аспектов и создание структурированного и многогранным образом организованного образовательного процесса.
Интеграция функциональной грамотности в учебные программы по английскому языку обладает высокой необходимостью по следующим причинам. Во-первых, функциональная грамотность обучает студентов использовать английский язык на практике, что согласуется с основной целью изучения иностранного языка - умением общаться на нем в разнообразных ситуациях.
Во-вторых, мир становится все более глобальным и интернациональным, и умение эффективно общаться на английском языке становится критически важным. Интеграция функциональной грамотности помогает студентам быть успешными в международных контекстах.
И наконец, функциональная грамотность способствует развитию навыков решения проблем, так как студенты учатся использовать язык для достижения конкретных целей и преодоления коммуникативных вызовов.
В целом, интеграция функциональной грамотности в учебные программы по английскому языку обогащает образовательный опыт студентов, делает их более компетентными и уверенными коммуникаторами и готовит их к успешной адаптации в многоязычном и глобальном мире.
Список литературы
- Астафьева, Т.В. Виды упражнений для развития функциональной (читательской) грамотности на уроках английского языка (на базе сплошного текста) / Т.В.Астафьева, Г.Г.Колеснева // Научные исследования в современном мире. Теория и практика: сборник статей всероссийской научной конференции, Челябинск, 13 января 2023 года. - Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. - С. 60-63.
- Ковригина, Е.А. Развитие функциональной грамотности на уроках обучения говорению на английском языке / Е.А.Ковригина // Интернаука. - 2022. - № 6-3(229). - С. 17-18.
- Щеголихин, В.В. Задания на формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / В.В.Щеголихин // Вестник научных конференций. - 2022. - № 12-1(88). - С. 117-118.