Возможности применения интерактивного мультимедийного плаката в обучении дошкольников английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Актуальность данной работы стала для меня неоспоримой, когда я задумалась над тем, как помочь обучающимся и их родителям повторить и закрепить изученное на занятиях дома. Анализируя обратную связь с родителями обучающихся, особенности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку и программы, по которой ведётся обучение, я выделила несколько аспектов (трудностей) моей педагогической деятельности:

  • Родители имеют желание помочь детям, но испытывают определённые затруднения - не знают или слабо владеют английским языком;
  • Недостаток свободного времени у родителей - они не имеют возможности или желания выделить дополнительное время на занятия с детьми дома;
  • Программа не предусматривает обучение детей чтению на английском языке, кроме того, многие обучающиеся в силу возраста не имеют навыков чтения на родном языке, следовательно предлагать материал в виде англо-русского или русско-английского словаря нецелесообразно;
  • Процесс иноязычного общения для обучающихся ограничен рамками учебного занятия, и единственным «носителем языка» для них является педагог. В дальнейшем у детей могут возникнуть трудности в понимании на слух английской речи, воспроизводимой другими людьми, в том числе настоящими носителями языка. Отсюда возникает необходимость найти способ предоставить детям возможность услышать, как произносят изучаемые слова люди, для которых английский язык является родным.

Чтобы найти способ решения обозначенных проблем, я решила обратиться к ИКТ-технологиям, а именно к использованию ЭОР (электронных образовательных ресурсов), к которым относится также интерактивный мультимедийный плакат.

Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса путём внедрения новых форм и методов обучения, повышение собственного профессионального мастерства.

Задачи:

  • Изучение теоретической литературы по теме.
  • Повышение собственной грамотности по данной теме.
  • Изучение и выбор онлайн-сервисов для создания интерактивных плакатов.
  • Анализ и выбор существующих технологических приемов для создания интерактивного плаката.
  • Разработка интерактивных плакатов к образовательной программе, внедрение в образовательный процесс.
  • Анализ эффективности использования интерактивного плаката в обучении.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение мотивации обучающихся к изучению языка.
  2. Развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичную иноязычную лексику.
  3. Увеличение объема лингвистических знаний.
  4. Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
  5. Активизация познавательной деятельности, формирование активного познавательного интереса.
  6. Рост заинтересованности родителей обучающихся в образовательном процессе, повышение степени их вовлечённости в процесс обучения детей.

Плакат - это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т.п. Основная цель создания плаката - не просто размещение на нем каких-то данных, а повышение наглядности информации и эффективности процесса обучения.

Мультимедийный плакат - плакат, содержащий совокупность видео-, аудио-, информации, а также статичную графику (обычные иллюстрации) и текст.

Интерактивный плакат - это средство представления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.

Интерактивный мультимедийный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графическую, статичный текст, звуковую, видео.

Функции интерактивного мультимедийного плаката: максимально наглядно представить материал по изучаемой теме (разделу); погружение обучающихся в активную познавательную деятельность благодаря использованию интерактивности. Он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем с помощью различных интерактивных - ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: благодаря использованию интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; благодаря использованию различных мультимедиа и 3D-объектов добиться максимальной наглядности информации. Я.А.Коменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал его «золотым правилом». К.Д.Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок «…мыслит формами, красками, звуками». Визуальное и звуковое сопровождение помогают активизировать образное мышление обучающихся, что способствует более целостному восприятию изучаемого материала и повышению качества образования.

Преимуществом мультимедийного интерактивного плаката являются также простота использования и доступность.

Существует множество онлайн-сервисов, позволяющих создавать и демонстрировать интерактивные плакаты, с которыми я ознакомилась в процессе работы.

Вот несколько примеров наиболее соответствующих моим целям бесплатных сервисов:

Padlet https://padlet.com - виртуальная стена, на которую можно прикреплять фотографии, ссылки на сайты, файлы, тексты, видео, аудио.

  • Русифицированный;
  • Виртуальную стену Padlet можно создавать коллективно;
  • Удобно использовать при организации проектной деятельности, рефлексии, мозгового штурма и т. п.;
  • Бесплатный тариф позволяет создать только три стены.

Genially https://genial.ly - онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д. При создании плаката можно прикреплять к интерактивным меткам ссылки на веб-ресурсы, текстовую информацию, видео, аудио и любые встраиваемые объекты (презентации, игры).

  • Готовую работу можно встроить на страницу сайта или блога, поделиться ссылкой для просмотра;
  • Возможность создавать многостраничные плакаты;
  • Настройка анимации объекта;
  • Англоязычный сервис;
  • Бесплатный тариф не предусматривает прикрепление аудио, возможна только запись;

Пример. Плакат «Англоязычные страны» https://view.genial.ly/5fb09ab072da7f14532e0b23/interactive-image-angloyazychnye-strany

ThingLink www.thinglink.com - сервис, позволяющий превращать статичные картинки в интерактивные объекты, где для каждого объекта на картинке можно выбрать и установить ссылку (метку) на веб-страницу, презентацию, видео и т.п.

  • Возможна загрузка аудио, видео (до 25 МБ), картинок;

  • Возможность публикаций плакатов на сайте или блоге, возможность поделиться ссылкой;
  • Понятный интерфейс;
  • Неограниченное количество плакатов;
  • Возможность редактирования в любой момент;
  • Англоязычный интерфейс, но русский язык поддерживает
  • Позволяет создавать только одностраничные плакаты;
  • Возможность групповой работы и скачивания плакатов только в платном тарифе;
  • В бесплатном тарифе ограниченное (1000) количество просмотров. Для пользователя это выглядит вот таким образом:

В своей работе я использую в основном этот сервис. Преимуществом для меня является его максимальная простота как при создания продукта, так и при работе пользователей с ним. Это под силу даже детям дошкольного возраста при минимальной помощи взрослого - предоставить гаджет и помочь, если требуется, перейти по ссылке.

Для «озвучивания» картинок я пользуюсь средствами сайта Forvo.com, https://ru.forvo.com. Это веб-сайт, содержащий аудиофайлы с произношением слов из большинства распространённых языков мира, записанные их носителями. Сайт был запущен в январе 2008 года компанией Forvo Media SL, к настоящему времени имеет интерфейс на нескольких языках, включая русский. Он является крупнейшим собранием произношений. Здесь можно прослушать, а при регистрации и скачать произношение множества слов и выражений на различных языках. При необходимости можно обратиться к разработчикам с просьбой добавить отсутствующее слово. Для этих целей я использую также интернет-ресурс English-easy.info (https://www.english-easy.info) - уникальный справочник, авторы которого собрали воедино множество полезной информации о том, как нужно учить английский, где также можно обратиться к «говорящему словарю», прослушать и скачать произношение наиболее распространённых слов английского языка (https://www.english-easy.info/talker/).

Пример. Плакат «Семья» https://www.thinglink.com/scene/1537614408249769987.

Заключение

За время работы над темой самообразования мной было создано 26 мультимедийных интерактивных плакатов к программе. Количество их просмотров - более 1000. Также был сформирован англо-русский аудио-словарь по изучаемым темам.

После анализа эффективности применения данного средства обучения в моей профессиональной деятельности можно сделать следующие выводы:

  1. Увеличилась степень вовлечённости родителей обучающихся в учебный процесс, их заинтересованность в обучении детей английскому языку и интерес к учебному предмету «иностранный язык» в целом.
  2. По отзывам родителей дома дети стали проявлять больше самостоятельности и инициативы в изучении английского языка.
  3. На занятиях дети стали в большей степени проявлять активный личностный интерес, что положительно сказывается на устойчивости знаний. У обучающихся увеличился объём лингвистических знаний. Повысилось качество обучения.

Таким образом, мультимедийный интерактивный плакат может эффективно применяться в обучении дошкольников английскому языку.