Представление педагогического опыта по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Краеведение

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическое воспитание


Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. Существует ещё проблема, как донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка бережно относится к объектам живой природы.

Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи работы детского сада.

Цель: Расширить: представления детей об окружающем мире, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать творческое познавательное мышление, углубление знаний о природе родной крае.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Расширять знания детей о природе родного края и окружающем в мире в целом;
    • Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность;
    • Научить обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
  • Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей.
  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Наша задача как воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Формы ознакомлению дошкольников с природой.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.

Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях я не только сообщаю детям новые знания, но и уточняю, и закрепляю их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого нами используются разнообразные методы - наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Прогулки - ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей группы с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых проводятся осмотры участка, организуется наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы.

Методы ознакомления дошкольников с природой, используемые в своей работе:

  • Наглядные методы:
    • Наблюдение. Организуя наблюдения в природе, я решаю в комплексе ряд задач: формирую у детей знания о природе, учу наблюдать, развиваю наблюдательность. В зависимости от познавательных задач использую различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях, на прогулках и в уголке природы. В процессе руководства наблюдением использую разнообразные приёмы - вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.
    • Рассматривание картин. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
    • При ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, видеофильмы. С их помощью у детей формируются представления о динамике явлений природы - росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
  • Практические методы:
    • Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
    • Труд в природе - организую в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
    • Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт использую как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
  • Словесные методы:
    • Рассказ воспитателя - рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождаю иллюстративным материалом - фотографиями, картинами, презентациями.
    • Беседа - использую два вида: итоговую и предварительную. Предварительная используются перед наблюдением, прогулкой. Цель - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед собой ставлю задачу накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
    • Чтение художественной литературы - детская природоведческая книга используется мною прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Реализация принципов и методов ознакомления дошкольников с природой.

Мне хотелось бы поделиться опытом работы по ознакомлению детей с природой, включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашей республики, и что человек является частью самой природы.

Наши воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни.

Старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания. Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Много внимания, уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и т.д.

Часто на занятиях мы использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Мы советовала родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Были предложены консультации, предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей. Надеюсь, что наша совместная работа даст хорошие результаты.

Воспитание экологической культуры - это сложный и длительный процесс, который нужно осуществлять целенаправленно, планомерно, систематично, во взаимосвязи с семьёй и педагогами ДОУ. Работа в этом направлении позволяет углубить знания детей и родителей о природе родного края, пробуждает у них основы патриотического воспитания, любви и бережного отношения к природе. У детей формируется определённая система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния.

Для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду была проведена диагностика. Диагностический материал подбирался с учётом возрастных особенностей детей, охватывая следующие разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

В ходе работы по данной проблеме был приобретен новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства. Повысилась экологическая культура, появилось понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнилась развивающая среда в группе. Повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Произошло обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысилась их экологическая культура, появилось понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Список используемой литературы

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
  2. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 64 с.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. (Серия «Программа развития»)
  4. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.