Урок по изобразительному искусству "Фонари нашего города"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


«Если бы каждый человек на клочке
земли своей сделал все, что он может,
как прекрасна, была бы Земля наша».
А.П.Чехов

Предмет: Изобразительное искусство. Учебная программа под редакцией Неменского Б.М.

Раздел: Искусство на улицах.

Тема урока: "Фонари на улицах твоего города. Создание мини-макетов по группам «Зона отдыха» (3-й, заключительный урок)".

Класс: 3.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: групповая работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

Педагогические технологии:

  • технология системно-деятельностного подхода,
  • здоровьесберегающая технология (использование физминутки),
  • технология сотрудничества.

Актуальность: привлечение внимания представителей городской администрации к проблемам благоустройства родного города, посредством размещения информации о данном уроке на странице школы в сети Instagram.

Цель урока:

  • научить технологии изготовления фонаря из бумаги и картона;
  • познакомить с образным решением фонарей в парках, на улице как элементов эстетической организации среды.

Задачи урока:

развивающие:

  • расширить представления учащихся о месте искусства в окружающей их жизни;
  • познакомить учащихся с историей возникновения фонарей, их видами и формами.

обучающие:

  • формировать навыки работы с бумагой;
  • закрепить знания о пространственном представлении перспектив, передачи величины предметов.

воспитывающие:

  • способствовать воспитанию у обучающихся любви к родному городу;
  • формировать эстетическое отношение к предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание красоты в жизни человека;
  • стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей;
  • развитие творческого потенциала при выполнении задания.

Метапредметные:

  • умение фантазировать и создавать неповторимые узоры из бумаги;
  • умение работать по плану.

Предметные:

  • понимание цели и задачи урока;
  • использование приёмов;
  • правильное применение подручных материалов;
  • быстрое включение в работу.

Межпредметные связи: история, литературное чтение, технология.

Оборудование к уроку: учебник «Искусство вокруг нас». 3 класс. Под редакцией Неменского Б.М.», толковый словарь Ожегова. Листы бумаги белого, черного, зеленого и голубого цветов, клей, ножницы, образец- модель фонаря, оценочные листы работы группы, презентация «Фонари», мини-макеты «Зона отдыха».

Наглядно-демонстрационный материал:

  1. Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического изделия.
  2. Уличные фонари в произведениях изобразительного искусства.
  3. Остроумова-Лебедева А.П. Из цикла «Павловск». Ворота и дорога на Этюп. 1923. - Режим доступа: http://www.printsmuseum.ru
  4. artist/engravings/14/292
  5. Остроумова-Лебедева А.П. Весенний мотив. Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова. 1904. - Режим доступа: http:// www. artsait.ru/foto.php?art=o/ostroumova/img/1

Список используемых информационных ресурсов:

  1. Журнал "Искусство" http://art.1sept.ru/index.php
  2. Газета "Первое сентября" http://ps.1sept.ru/
  3. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Информационная карта урока

1.

Название образовательной области/предмета, в которой представляется урок

Изобразительное искусство.
(программа: Неменский Б.М.)

2.

Тема урока

Фонари моего города.

3.

Тип урока

комбинированный

4.

Концепция урока (цель, задачи)

Цель урока: научить технологии изготовления фонаря из бумаги и картона;
Задачи:

  • формировать навыки работы с бумагой;
  • расширить представления учащихся о месте искусства в окружающей их жизни;
  • способствовать воспитанию у обучающихся любви к родному городу;

5.

Количество участников урока

25 человек

6.

Возраст участников урока

9-10 лет

7.

Планируемые результаты урока (кратко)

Завершение мини-макета «Зона отдыха».Самостоятельное изготовление фонаря.

8.

Показатели, по которым оцениваются результаты урока

1)Практическая значимость.
2)Самостоятельность выполнения.
3)Оригинальность идеи.
4)Активность участников урока.
6)Степень включенности в групповую работу.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

№ слайда

Время

Деятельность детей

1.Мотивация учебной деятельности

- Добрый день, ребята!
- Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить заключительное задание по созданию мини-макетов «Зона отдыха». Для этого вам потребуются внимание, творчество и ваши знания.
На предыдущих уроках, вы выполняли работу по конструированию ажурных оград и изготовлению скамеек для отдыха.

1

1

Настрой детей на урок.

Ребята, послушайте стихотворение Татьяны Дубовской.

В городах и зимою и летом
Подойди к окну, посмотри:
От заката и до рассвета
Свою службу несут фонари.
И как будто бы в мир иной,
Мотыльки на их свет летят.
Охраняя людской покой,
Часовые дорог стоят.
Смотрят звезды на мир огромный,
Ярким светом к себе маня,
Но я знаю, до самого дома
Фонари проводят меня.
Каждый раз, провожая кого-то,
Фонари не устанут светить.
Уж такая у них работа:
Ночью людям свой свет дарить.

Ребята слушают чтение стихотворения, подготовленного учеником.

2. Постановка темы и цели урока

О чем это стихотворение? (о фонарях)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (изготовление фонаря)
Какие цели и задачи будем выполнять?
Как вы думаете фонари, это необходимый объект городской среды? Почему?

- Да, сегодня мы с вами узнаем много нового о фонарях, сконструируем их и дополним ими макеты.

2

2

Определяют тему урока, цель и задачи

3. Изучение теоретического материала

Фонарь - это осветительный прибор в виде шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света.

Демонстрация презентации по теме «Фонари».

Рассказ детей.
1 ученик. Появлением первого фонаря - «волшебного шара», мы обязаны китайцам. Дело в том, что первые фонарики были сделаны из тонкой рисовой бумаги и поднимались вверх за счет нагревания воздуха от свечи внутри фонаря. Его конструкция не изменилась и в наши дни. Он стал судьбоносным символом замечательных перемен к лучшему, талисманом и волшебством, которого всегда нам так порою не хватает!
2 ученик. Самые первые уличные фонари появились в начале XV века в Лондоне. Первые фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали масло и свечку).
Первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века. Лондонский мэр распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять неприглядную тьму.
В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице.
3 ученик. Через некоторое время его инициативу подхватили французы.
«Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим. Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения.

3

4

5

Используют словарь русского языка С.И.Ожегова.

Учащиеся знакомят одноклассников с познавательной информацией, подготовленной к уроку заранее.

4 ученик. В России уличное освещение появилось при Петре I - в 1706 году в Санкт-Петербурге.
5
В 1706 году он велел вывесить фонари около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем. В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве. «Днём рождения» городского освещения Москвы считается 25 октября 1730 года.
6,7,8,9

В конце 19 века для освещения городских улиц стали применять электрические лампочки, на смену которым в 20 веке пришли газоразрядные лампы, используемые до сих пор.
5 ученик. Фонари бывают самыми разнообразными по форме и количеству светильников. У каждого фонаря есть даже свой характер.
Для основы применяли различные металлы - сталь, чугун, медь, латунь и др.; для светильников - стекло.
6 ученик. Здесь мы можем увидеть, что эти фонари своим важным видом напоминают… самовар, правда без носика. Видите, как торжественно возвышается он на опоре, выступающей из стены здания.

А на что похож этот фонарь? Что он вам напоминает? (Серьги, цветок с бутонами).

Посмотрите, какие необыкновенные здесь фонари! Они украшены тончайшим кружевом из металла. Что вам напоминают их украшения? (сюжеты в виде вьющихся растений). Это сама природа подсказала художнику, как можно сделать такие изящные конструкции.

Учитель: Давайте посмотрим из каких основных деталей состоит фонарь?!

Основные части фонаря: основание, столб, кронштейн, плафон, шпиль.

10-13

4. Физкультминутка

«Бабочка»
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

1

5. Педагогический показ

1.Приготовьте два листа цветной бумаги.
2.Ножницами вырежете из бумаги два прямоугольника: один - 7х13 см, а второй 9,5х13 см. Один прямоугольник у нас будет внутренним цилиндром фонарика, а второй - юбочкой.
3.Сверните первый прямоугольник трубочкой, смажьте край клеем и склейте цилиндр.
4.Бумагу сложите пополам по длинной стороне и карандашом нанесите на бумагу риски через 0,5 см. Разрежьте ножницами бумагу (как показано на фото) не дорезая до края 1 см.
5.Аккуратно приклейте цветную юбочку к цилиндру.
6.Из бумаги другого цвета закручиваем трубочку, аккуратно ее заклеиваем,получится столб фонаря.
7.Закрепим плафон на столб.
8.Оформляем основание фонаря: делаем небольшие надрезу по кругу в нижней части столба, аккуратно приклеиваем к основанию. Фонарь готов.

5

Слушают инструкцию учителя.

6. Постановка творческой задачи

Сегодня мы продолжаем работу, в группах по 4 человека (правила работы в группах).

На столах у вас лежит черная бумага, голубая или зеленая бумага, ножницы и клей. Вам нужно вырезать волшебный фонарь, в той последовательности, которую я вам продемонстрировала. Затем вы возьмете получившиеся фонарь и установите его на макет своей группы.

И главное, ребята, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение! Можете придумать оригинальную форму для своего фонаря, непохожую на другие.

Работать нужно аккуратно, в тишине и не мешать соседу.

2

Дети называют основные правила работы в группах.

Слушают и закрепляют инструкцию учителя.

7. Практическая работа по группам

Учитель дает общие указания классу. Следит за правильностью выполнения задания. Помогает, хвалит словом.

20

Самостоятельно выполняют задание.

8. Демонстрация изделий

Ребята демонстрируют, получившиеся работы и крепят их на групповой макет. Дают оценку своей работе (что получилось, что нет).

6

Демонстрация макетов фонарей.

9. Рефлексия

Оценка деятельности каждого участника группы в процессе выполнения работы .

3

Заполняют оценочный лист работы группы.

10. Домашнее задание

По желанию, дома сконструировать модель фонаря, выбрав любую технику выполнения.

11. Итог урока

- Ребята, довольны ли своей деятельностью на уроке?
- Если очень довольны, поднимите две руки.
- Если вы довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатии.
- Если не очень довольны, то поднимите одну руку.

1

Дети оценивают свою деятельность на уроке, используя свои руки.

Приложение