«Если бы каждый человек на клочке
земли своей сделал все, что он может,
как прекрасна, была бы Земля наша».
А.П.Чехов
Предмет: Изобразительное искусство. Учебная программа под редакцией Неменского Б.М.
Раздел: Искусство на улицах.
Тема урока: "Фонари на улицах твоего города. Создание мини-макетов по группам «Зона отдыха» (3-й, заключительный урок)".
Класс: 3.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: групповая работа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Педагогические технологии:
- технология системно-деятельностного подхода,
- здоровьесберегающая технология (использование физминутки),
- технология сотрудничества.
Актуальность: привлечение внимания представителей городской администрации к проблемам благоустройства родного города, посредством размещения информации о данном уроке на странице школы в сети Instagram.
Цель урока:
- научить технологии изготовления фонаря из бумаги и картона;
- познакомить с образным решением фонарей в парках, на улице как элементов эстетической организации среды.
Задачи урока:
развивающие:
- расширить представления учащихся о месте искусства в окружающей их жизни;
- познакомить учащихся с историей возникновения фонарей, их видами и формами.
обучающие:
- формировать навыки работы с бумагой;
- закрепить знания о пространственном представлении перспектив, передачи величины предметов.
воспитывающие:
- способствовать воспитанию у обучающихся любви к родному городу;
- формировать эстетическое отношение к предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание красоты в жизни человека;
- стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей;
- развитие творческого потенциала при выполнении задания.
Метапредметные:
- умение фантазировать и создавать неповторимые узоры из бумаги;
- умение работать по плану.
Предметные:
- понимание цели и задачи урока;
- использование приёмов;
- правильное применение подручных материалов;
- быстрое включение в работу.
Межпредметные связи: история, литературное чтение, технология.
Оборудование к уроку: учебник «Искусство вокруг нас». 3 класс. Под редакцией Неменского Б.М.», толковый словарь Ожегова. Листы бумаги белого, черного, зеленого и голубого цветов, клей, ножницы, образец- модель фонаря, оценочные листы работы группы, презентация «Фонари», мини-макеты «Зона отдыха».
Наглядно-демонстрационный материал:
- Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического изделия.
- Уличные фонари в произведениях изобразительного искусства.
- Остроумова-Лебедева А.П. Из цикла «Павловск». Ворота и дорога на Этюп. 1923. - Режим доступа: http://www.printsmuseum.ru
- artist/engravings/14/292
- Остроумова-Лебедева А.П. Весенний мотив. Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова. 1904. - Режим доступа: http:// www. artsait.ru/foto.php?art=o/ostroumova/img/1
Список используемых информационных ресурсов:
- Журнал "Искусство" http://art.1sept.ru/index.php
- Газета "Первое сентября" http://ps.1sept.ru/
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Информационная карта урока
1. |
Название образовательной области/предмета, в которой представляется урок |
Изобразительное искусство.
|
2. |
Тема урока |
Фонари моего города. |
3. |
Тип урока |
комбинированный |
4. |
Концепция урока (цель, задачи) |
Цель урока: научить технологии изготовления фонаря из бумаги и картона;
|
5. |
Количество участников урока |
25 человек |
6. |
Возраст участников урока |
9-10 лет |
7. |
Планируемые результаты урока (кратко) |
Завершение мини-макета «Зона отдыха».Самостоятельное изготовление фонаря. |
8. |
Показатели, по которым оцениваются результаты урока |
1)Практическая значимость.
|
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
№ слайда |
Время |
Деятельность детей |
1.Мотивация учебной деятельности |
- Добрый день, ребята!
|
1 |
1 |
Настрой детей на урок. |
Ребята, послушайте стихотворение Татьяны Дубовской.
В городах и зимою и летом
|
Ребята слушают чтение стихотворения, подготовленного учеником. | |||
2. Постановка темы и цели урока |
О чем это стихотворение? (о фонарях)
- Да, сегодня мы с вами узнаем много нового о фонарях, сконструируем их и дополним ими макеты. |
2 |
2 |
Определяют тему урока, цель и задачи |
3. Изучение теоретического материала |
Фонарь - это осветительный прибор в виде шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света. Демонстрация презентации по теме «Фонари».
Рассказ детей.
|
3 4 |
5
|
Используют словарь русского языка С.И.Ожегова. Учащиеся знакомят одноклассников с познавательной информацией, подготовленной к уроку заранее. |
4 ученик. В России уличное освещение появилось при Петре I - в 1706 году в Санкт-Петербурге. |
5
|
|||
В 1706 году он велел вывесить фонари около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем. В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве. «Днём рождения» городского освещения Москвы считается 25 октября 1730 года. |
6,7,8,9
|
|||
В конце 19 века для освещения городских улиц стали применять электрические лампочки, на смену которым в 20 веке пришли газоразрядные лампы, используемые до сих пор.
А на что похож этот фонарь? Что он вам напоминает? (Серьги, цветок с бутонами). Посмотрите, какие необыкновенные здесь фонари! Они украшены тончайшим кружевом из металла. Что вам напоминают их украшения? (сюжеты в виде вьющихся растений). Это сама природа подсказала художнику, как можно сделать такие изящные конструкции. Учитель: Давайте посмотрим из каких основных деталей состоит фонарь?! Основные части фонаря: основание, столб, кронштейн, плафон, шпиль. |
10-13 |
|||
4. Физкультминутка |
«Бабочка»
|
1 |
||
5. Педагогический показ |
1.Приготовьте два листа цветной бумаги.
|
5 |
Слушают инструкцию учителя. |
|
6. Постановка творческой задачи |
Сегодня мы продолжаем работу, в группах по 4 человека (правила работы в группах). На столах у вас лежит черная бумага, голубая или зеленая бумага, ножницы и клей. Вам нужно вырезать волшебный фонарь, в той последовательности, которую я вам продемонстрировала. Затем вы возьмете получившиеся фонарь и установите его на макет своей группы. И главное, ребята, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение! Можете придумать оригинальную форму для своего фонаря, непохожую на другие. Работать нужно аккуратно, в тишине и не мешать соседу. |
2 |
Дети называют основные правила работы в группах. Слушают и закрепляют инструкцию учителя. |
|
7. Практическая работа по группам |
Учитель дает общие указания классу. Следит за правильностью выполнения задания. Помогает, хвалит словом. |
20 |
Самостоятельно выполняют задание. |
|
8. Демонстрация изделий |
Ребята демонстрируют, получившиеся работы и крепят их на групповой макет. Дают оценку своей работе (что получилось, что нет). |
6 |
Демонстрация макетов фонарей. |
|
9. Рефлексия |
Оценка деятельности каждого участника группы в процессе выполнения работы . |
3 |
Заполняют оценочный лист работы группы. |
|
10. Домашнее задание |
По желанию, дома сконструировать модель фонаря, выбрав любую технику выполнения. |
|||
11. Итог урока |
- Ребята, довольны ли своей деятельностью на уроке?
|
1 |
Дети оценивают свою деятельность на уроке, используя свои руки. |