При изучении черчения в школе, встаёт большая проблема по оцениванию качества выполнения графических работ. Данный предмет, в отличие от других, требует тщательной подготовки к уроку, наличия на уроке различных чертёжных инструментов. От готовности к уроку зависит выполнение графических работ, которые преобладают на уроках. В работе не только нужно правильно решить задачу, например, построить три вида предмета, но и оформить работу в соответствии с ГОСТом. После выполнения работ, оценивания и анализа, большинство учащихся не сохраняют работы, и в выполнении следующей графической работы ошибки повторяются. И мы, учителя, начинаем повторять одно и то же из урока в урок. Качество выполнения работ по предмету остается невысоким. Что же сделать? Как исправить данную ситуацию?
Мною разработаны таблицы для повышения качества работ по предмету, совместный анализ учителя и ученика.
Таблица 1
Анализ и коррекция ошибок учащегося____________________________ класса
№ |
Дата |
Название
|
Самооценка работы |
||||||
Компо-
|
Рамка, штамп |
Шрифт |
Типы линий |
Единая обводка |
Реш. задачи |
Оценка |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Дата |
Название
|
Оценивание учителя |
||||||
Компо-
|
Рамка, штамп |
Шрифт |
Типы линий |
Единая обводка |
Реш. задачи |
Оценка |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данная таблица заполняется на каждого ученика в начале учебного года при изучении курса черчения.
В начале урока, на котором выполняется графическая работа, выдается лист с индивидуальной таблицей. Ученик заполняет лист, №, дату и название графической работы. После того, как работа выполнена, ученик оценивает свою работу, по тем позициям, которые даны в таблице, и сдаёт ее вместе со своей работой. Конечно же, перед первым заполнением учитель объясняет цель данной таблицы и весь процесс заполнения.
Учитель при проверке работы, заполняет свою часть таблицы, по тем же критериям, что и ученик. Когда выдается графическая работа, то выдаётся и данный индивидуальный лист.
Ученик видит, где идет несоответствие оценок, например, «Типы линий», следовательно, не готов к работе (наличие 2-х карандашей - твердый и мягкий), или же нарушение ГОСТа по начертанию линий. Учитель комментирует ошибки, ученик понимает почему снижена оценка.
Выполняя следующую графическую работу, ребёнок видит, где у него были ошибки и старается уже их не совершать.
Совместная работа по оцениванию графических работ, даёт возможность выполнять работы и не повторять ошибки, что повышает качество обучения по предмету.
Черчение - это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность (знание ГОСТов и выполнение их), умение выполнять и читать чертежи.
В наше время большая востребованность в технических специалистах, профессии в этом направлении связаны с предметом черчение. Знания и умения, полученные на уроках в школе, помогают и облегчают обучение в других учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, строительной механики, математического моделирования. Поэтому школа должна ответственно относиться к данному предмету, не просто научить ребёнка чертить, а технически грамотно выполнять чертежи и работать с ними.