Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (2 часа).
Пед.технология: метод проектов.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Цели:
- закрепить и проверить навыки работы среде MS Excel;
- используя методы активного обучения, метод проектов (создание реального творческого продукта), построить графики биоритмов в среде MS Excel;
- показать межпредметную связь учебных предметов - биология, алгебра и информатика;
- закрепить умение строить и анализировать графики, обобщать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
- повторить свойства функции у=sin x, ее свойства и график.
Учебные задачи, направленные на развитие обучающихся:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию обучающихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
- в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
- в предметном направлении: изучение функции у=sin x, ее свойства и график, построение графика биоритмов в среде MS Excel.
Техническое обеспечение:
- доска, компьютер, проектор.
- сопроводительная презентация (приложение № 1).
- Рабочий лист (приложение № 2)
- Практическая работа (приложение № 3)
Алгоритм урока
- Организационный момент.
- Мотивационно-целевой этап.
- Построение моделей.
- Компьютерный эксперимент.
- Анализ результатов.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой обучающихся. Обеспечение нормальной обстановки на уроке.
2. Мотивационно-целевой этап
- Юлия Николаевна, как настроение?
(ответ «осьминожкой»)
- Ребята, а вы с каким настроением пришли к нам на урок?
Настроение - это эмоциональная сфера нашей жизни, а что с физическим состоянием?
(учитель показывает свое)
- А думать сегодня получается? Интеллектуальное состояние на высоте?
Учащиеся отвечают, показывая смайлик (смайлики заранее приготовлены у каждого на парте)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.
Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами.
- Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня.
- Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
- Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его - 33 дня.
Вот так выглядят биоритмы графически:
3. Построение моделей
Ребята! Как вы думаете, какая функция может описывать эти биоритмы?
Ответ. Функция y=sinx
Действительно, кривая, которая описывает эти биоритмы имеет синусоидальный характер. Для того чтобы понять, как осуществляются расчеты, как строятся графики биоритмов, необходимо вспомнить свойства функции у=sinx, алгоритм построения графика функции у=sinx.
На партах рабочий лист. Учащиеся самостоятельно заполняют его, вместе проверяем.
Вернемся к теории биоритмов.
В чем же суть теории? В момент рождения человека все три цикла стартуют с нулевой точки (указать) В первой половине каждого периода, когда значения синусоиды положительны, наступает подъем работоспособности и улучшение физического, эмоционального и интеллектуального состояния (указать на графике) В дни второй половины периода, когда значения синусоиды отрицательны, наступает негативная фаза, которая значительно снижает возможности человека во всех областях. Пройдя обе фазы, цикл возвращается в исходную точку, и весь процесс повторяется.
Ученые считают, что пересечение же графика с осью абсцисс (укажем эти точки) считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.
Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.д.) предоставляется выходной в тот день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.
Мы сегодня создадим модель, позволяющую рассчитывать биоритмы человека.
4. Компьютерный эксперимент
Сейчас мы проверим гипотезу о биоритмах. Для этого выполним практическую работу: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов или построение биоритмов человека".
Ваша задача построить график кривых своих биоритмов на текущий месяц. И на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для различного рода деятельности.
Для работы вам необходимо использовать лист с практической работой.
5. Анализ результатов
Итак, каждый из вас сейчас построил собственные биоритмы и их проанализировал. Давайте вернемся к вопросу: "Соответствует ли теория практике?"
Давайте теперь ответим на вопросы, согласно построенным графикам.
- Эмоциональное состояние?
- Интеллектуально?
- Физическое?
Если значения сходятся, то можно сказать что данный биоритм вам подходит. Если же значения расходятся, то вы, наверно, находитесь под влиянием множества побочных факторов.
Вывод запишите на листочках и положите учителю на край стола после окончания урока.
Вы посмотрели на свои графики, давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать:
- если на спаде физический цикл? (постарайтесь в это время преодолевать свою ленность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий)
- а если на спаде эмоциональный цикл? (учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплементов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню…)
- сложнее если в это время идет спад интеллектуальный… Что же делать в этом случае? (но и тогда не стоит огорчаться. Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами - для развития памяти, внимания).
6. Подведение итогов. Рефлексия
Наш урок подошел к концу и нам бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы, которые вы видите на экране.
Считаю, что теория «трех биоритмов» существует (не существует)
- На уроке я научился…
- На уроке я понял…
Сократ говорил: «Что самое трудное в жизни человека - это познание самого себя ...»
Я надеюсь, что этот урок пополнил ваши знания не только в области информатики, но и знания о себе.
Существует еще масса других биоритмов: интуитивный, биоритм удачи. Специалисты насчитывают до 120 биологических ритмов. Уже доказано, что каждый человек успешно сочетает в себе целый комплект всевозможных биоритмов. У кого-то их может быть больше, у кого-то - меньше. Биоритмы рождаются вместе с самим человеком.
Помните, необходимо задумываться над каждым днем нашей жизни. Биоритмы - биоритмами, но главное верить в себя. Урок окончен. До свидания.