Тип урока: урок исследование.
Цель урока:
- объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «природа»;
- рассмотреть различные подходы к понятию «общество»;
- рассмотреть общество как форму совместной жизнедеятельности людей;
- обобщить и систематизировать знания об обществе, полученные в курсе обществознания основной школы;
- углубить понимание сущности общества и его отличительных признаков.
Планируемые результаты
Предметные:
- раскрывать роль общественных отношений в функционировании общества как системы;
- сформировать знания об обществе и его взаимосвязи с природой;
- владеть умением применять полученные знания.
Метапредметные
- систематизировать социальную информацию об обществе и природе;
- устанавливать связи целостной картины общества;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.
Личностные:
- рассуждать, высказывать аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
- мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Оборудование: учебник «Обществознание» для учащихся 10 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова; компьютер; мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Актуализация знаний учащихся по теме: «Общество».
Учитель: слово «общество» всем известно, оно привычно для нас, и мы, не задумываясь, произносим его. Но общество - довольно сложное понятие, и сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
- Общество в узком и широком смысле слова.
- Общество и природа.
- «Вторая природа».
- Общественные отношения.
Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясним различные значения понятия «общества», его особенности, взаимодействие с природой. Мы будем рассматривать общество в целом и отдельные его стороны, в том числе взаимодействие с окружающей средой и взаимодействия между людьми.
II. Изучение новой темы
План:
- Общество в узком и широком смысле слова.
- Общество и природа.
- «Вторая природа».
- Общественные отношения.
1. Общество в узком и широком смысле слова
А) Понятие «общество» в узком значении
Учитель: Общество - многозначное слово, оно имеет как широкое, так и узкое значение.
Работа со слайдом 2
Задание: Приведите примеры, раскрывающие эти значения понятия общество.
Б) Понятие общество в широком значении
Работа со слайдом 3
Учитель: давайте проанализируем это значение понятие общество и попробуем схематично его изобразить в своих тетрадях (схема на слайде 4)
2. Общество и природа
Учитель: мы видим, что общество и природа взаимодействуют. Взаимодействуют с окружающей средой и другие живые существа.
Вопрос: как взаимодействуют животные с окружающей средой?
Животные приспосабливаются к окружающей среде, а деятельность человека носит практически - преобразовательный характер.
Человек, в отличии от животных, преобразует окружающую среду, используя орудия труда. Человек взаимодействует с окружающей средой на основе целеполагания.
Целеполагание - это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание, это способность выходить за рамки программы, заложенной природой, это возможность использовать опыт предшествующих поколений.
Ни одно животное, даже высокоорганизованное, не обладает такой способностью.
Вопрос: а каково влияния природной среды на развитие общества?
В науке существуют разные взгляды по этому поводу, но все ученые согласны в том, что природа оказывает воздействие на общественный прогресс, от нее зависит темп развития народов, большую роль играет и наличие на территории проживания народов полезных ископаемых, выхода к морям, обилие рек, плодородной почвы и т.д.
Вопрос: а общество оказывает влияние на природу?
Взаимодействие человека с природой может быть как положительного, так и отрицательного.
Работа со слайдом 5
Задание: запишите в тетрадь, что объединяет и что отличает общество и природу?
Общество |
Природа |
имеет законы исторического развития |
имеет собственные законы |
занимается созидательной деятельностью |
постоянный и непрерывный эволюционный процесс |
преобразует мир, в том числе и природу |
влияет на формирование культуры, традиций, обычаев |
|
может замедлять или ускорять развитие стран и народов |
|
стихийна, долговечна |
3. «Вторая природа»
Учитель: практически - преобразовательный характер деятельности способствовал формированию «второй природы». Первая природа, это естественная среда обитания человека, а вторая, сотворенная человеком - это культура.
Задание. Что же такое культура? Прочитайте п. 4 § 9 и ответьте на вопросы:
- Что мы понимаем под культурой?
- Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле.
- Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура».
Работа со слайдом 6
- Какую роль играет культура в жизни общества?
- Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие.
Работа со слайдом 7,8
- Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.
Работа со слайдом 9
4. Общественные отношения
Учитель: вернемся к определению понятия «общество». Из него следует, что общество, это совокупность индивидов, это взаимодействие людей, между которыми устанавливаются относительно устойчивые связи. В науке их принято называть общественными отношениями.
Работа со слайдом 10
Задание. Используя определение, укажите характерные черты общественных отношений:
- относительно устойчивые;
- безличные связи, то есть господствуют формально-деловые связи людей, которые не зависят от конкретных личностей. В этом аспекте в них доминируют коллективные процессы:
- затрагивающие важные стороны жизни.
III. Итог и рефлексия
Учитель:
- Что вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие были трудности?
IV. Домашнее задание
- Прочитать в учебнике параграф 9.
- Ответить на вопросы в конце параграфа 9.
- Подумать и сделать задание 1,2,5 после параграфа 9.
- Выучить новые термины и понятия.