Общество и общественные отношения

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок исследование.

Цель урока:

  • объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «природа»;
  • рассмотреть различные подходы к понятию «общество»;
  • рассмотреть общество как форму совместной жизнедеятельности людей;
  • обобщить и систематизировать знания об обществе, полученные в курсе обществознания основной школы;
  • углубить понимание сущности общества и его отличительных признаков.

Планируемые результаты

Предметные:

  • раскрывать роль общественных отношений в функционировании общества как системы;
  • сформировать знания об обществе и его взаимосвязи с природой;
  • владеть умением применять полученные знания.

Метапредметные

  • систематизировать социальную информацию об обществе и природе;
  • устанавливать связи целостной картины общества;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.

Личностные:

  • рассуждать, высказывать аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
  • мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Оборудование: учебник «Обществознание» для учащихся 10 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова; компьютер; мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация знаний учащихся по теме: «Общество».

Учитель: слово «общество» всем известно, оно привычно для нас, и мы, не задумываясь, произносим его. Но общество - довольно сложное понятие, и сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Общество в узком и широком смысле слова.
  2. Общество и природа.
  3. «Вторая природа».
  4. Общественные отношения.

Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясним различные значения понятия «общества», его особенности, взаимодействие с природой. Мы будем рассматривать общество в целом и отдельные его стороны, в том числе взаимодействие с окружающей средой и взаимодействия между людьми.

II. Изучение новой темы

План:

  1. Общество в узком и широком смысле слова.
  2. Общество и природа.
  3. «Вторая природа».
  4. Общественные отношения.

1. Общество в узком и широком смысле слова

А) Понятие «общество» в узком значении

Учитель: Общество - многозначное слово, оно имеет как широкое, так и узкое значение.

Презентация

Работа со слайдом 2

Задание: Приведите примеры, раскрывающие эти значения понятия общество.

Б) Понятие общество в широком значении

Работа со слайдом 3

Учитель: давайте проанализируем это значение понятие общество и попробуем схематично его изобразить в своих тетрадях (схема на слайде 4)

2. Общество и природа

Учитель: мы видим, что общество и природа взаимодействуют. Взаимодействуют с окружающей средой и другие живые существа.

Вопрос: как взаимодействуют животные с окружающей средой?

Животные приспосабливаются к окружающей среде, а деятельность человека носит практически - преобразовательный характер.

Человек, в отличии от животных, преобразует окружающую среду, используя орудия труда. Человек взаимодействует с окружающей средой на основе целеполагания.

Целеполагание - это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание, это способность выходить за рамки программы, заложенной природой, это возможность использовать опыт предшествующих поколений.

Ни одно животное, даже высокоорганизованное, не обладает такой способностью.

Вопрос: а каково влияния природной среды на развитие общества?

В науке существуют разные взгляды по этому поводу, но все ученые согласны в том, что природа оказывает воздействие на общественный прогресс, от нее зависит темп развития народов, большую роль играет и наличие на территории проживания народов полезных ископаемых, выхода к морям, обилие рек, плодородной почвы и т.д.

Вопрос: а общество оказывает влияние на природу?

Взаимодействие человека с природой может быть как положительного, так и отрицательного.

Работа со слайдом 5

Задание: запишите в тетрадь, что объединяет и что отличает общество и природу?

Общество

Природа

имеет законы исторического развития

имеет собственные законы

занимается созидательной деятельностью

постоянный и непрерывный эволюционный процесс

преобразует мир, в том числе и природу

влияет на формирование культуры, традиций, обычаев

может замедлять или ускорять развитие стран и народов

стихийна, долговечна

3. «Вторая природа»

Учитель: практически - преобразовательный характер деятельности способствовал формированию «второй природы». Первая природа, это естественная среда обитания человека, а вторая, сотворенная человеком - это культура.

Задание. Что же такое культура? Прочитайте п. 4 § 9 и ответьте на вопросы:

- Что мы понимаем под культурой?

- Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле.

- Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура».

Работа со слайдом 6

- Какую роль играет культура в жизни общества?

- Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие.

Работа со слайдом 7,8

- Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.

Работа со слайдом 9

4. Общественные отношения

Учитель: вернемся к определению понятия «общество». Из него следует, что общество, это совокупность индивидов, это взаимодействие людей, между которыми устанавливаются относительно устойчивые связи. В науке их принято называть общественными отношениями.

Работа со слайдом 10

Задание. Используя определение, укажите характерные черты общественных отношений:

  • относительно устойчивые;
  • безличные связи, то есть господствуют формально-деловые связи людей, которые не зависят от конкретных личностей. В этом аспекте в них доминируют коллективные процессы:
  • затрагивающие важные стороны жизни.

III. Итог и рефлексия

Учитель:

  1. Что вы узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Какие были трудности?

IV. Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике параграф 9.
  2. Ответить на вопросы в конце параграфа 9.
  3. Подумать и сделать задание 1,2,5 после параграфа 9.
  4. Выучить новые термины и понятия.