Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Н.Носов, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»


Тип урока: урок закрепления усвоенных знаний.

Цели:

  • формируем умение разъяснять заглавие текста;
  • показать эмоционально-нравственные переживания героев;
  • учить анализировать причинно-следственные связи поступков героев;
  • познакомить с особым миром героя книги;
  • продолжить работу над выразительным чтением, чтением по ролям;
  • прививать интерес к чтению;
  • отрабатывать умения работать в группе.

Задача: формировать у учащихся универсальные учебные действия:

1.Личностные:

  • смыслообразование;
  • знание нравственно-моральных норм поведения.

2. Регулятивные:

  • целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование - составление плана и последовательности действий;
  • самооценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные:

Общеучебные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

Логические:

  • использование знаний о жанрах рассказа автора;
  • выбор оснований и критериев для определения темы рассказа;
  • построение логической цепи рассуждений.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера.

4. Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • инициативное сотрудничество в поиске информации;
  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Оборудование: экран, проектор, книги, карточки, пенал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Организационный момент (1 мин)

Цель: создание атмосферы психологической комфортности.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

- Займите свои рабочие места.
- Посмотрите, готовы ли вы к уроку.
Спасибо! Вы, молодцы!

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем
Проверяют рабочее место готовность к уроку.

Актуализация
(4-5 мин)

- Класс делится на группы по жеребьёвке.

1 группа - ●
2 группа - ■
3 группа - ▲
4 группа - ▄
5 группа - ♦

- Определяют названия.
Чтобы узнать название своей команды, вам надо его расшифровать. Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

Делятся на группы по геометрическим фигурам.

Каждая группа выбирает ответственных.

Проблематизация
(10 мин)
1 группа -17, 21, 5, 10,12
2 группа - 4, 21, 19, 13, 33
3 группа - 20, 32, 2, 10, 12
4 группа - 9, 15, 1, 11, 12,1
5 группа - 5,17,21,9,30,33
1 группа - Пудик
2 группа - Гусля
3 группа - Тюбик
4 группа - Знайка
5 группа - Друзья
Я хочу начать нас урок с загадки.
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь в четверо умней.

Отгадывают загадку.

(Книга)

Почему так говорят:
«Книга - источник знаний»?
Высказывание детей.

- Как вы думаете, о какой книге будем говорить сегодня? Почему так решили?

Правильно. К уроку внеклассного чтения вы читали книгу Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

К уроку внеклассного чтения мы читали книгу Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

- Как вы понимаете слово "приключение"?
Работа со словарем.
- В каком словаре можем узнать научное значение слова «приключение»?
Книга Н.Носова - это и есть рассказ о разных случаях из жизни Незнайки и его друзей.

Работа со словарем.
В толковом словаре С.И.Ожегова
Зачитывают определение в словаре
Слово «приключение» объясняется так происшествие, неожиданный случай в жизни.

Целеполагание
(2 мин)
Вы определили с каким произведением мы будем сегодня работать.
- Почему, Н.Н.Носов так назвал своё произведение? (слайд 1)
"Приключения Незнайки и его друзей"
Он рассказывает о Незнайке и его героях.

- Определим тему нашего урока и поставим цель. (слайд 2)

Называют тему урока.
Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
Ставят цель.
- умение разъяснять заглавие текста;
- рассказать о героях и их настроении, переживании героев;
- учиться анализировать поступки героев;
- познакомить с особым миром героя книги;
- работать над выразительным чтением, чтением по ролям;
- прививать интерес к чтению;
- учиться работать в группе.

Основная часть
(18 мин)
- Из каких произведений состоит трилогия романов Н.Н.Носова о Незнайке? (слайд 3)
Молодцы! Вспомнили и правильно сказали.
Обсуждают в группах. Высказывают своё мнение.
«Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954гг.),
«Незнайка в Солнечном городе» (1958г.),
«Незнайка на Луне»(1964-1965 гг.).
I. Работа в группах

Работают в группах
Отвечают на вопросы и анализируют ответы.

1 группа

Назовите имя главного героя книг Н.Н.Носова о Незнайке и его друзьях. (слайд 4)

Незнайка

2 группа

С каким овощем сравнивает Н.Носов рост коротышек?
(слайд 5)

Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

3 группа

На чем совершили путешествие Незнайка и его друзья? (слайд 6)

На воздушном шаре

4 группа

Зачем нужен был резиновый сок малышам, из чего его делали? (слайд 7)

Из резинового сока делали резину.
Резина нужна была для воздушного шара.
Делали её из цветов, похожих на фикусы.

5 группа

Как звали лучшего друга Незнайки, где он жил? (слайд 8)

Гунька. Незнайки, жил в Цветочном городе на улице Маргариток.

II. Вопросы для всех групп индивидуально
- Художник, подаривший Незнайке свои старые краски и кисточки. Тюбик
- Кто из малышей забыл шляпу дома и мерз больше всех во время путешествия на воздушном шаре? Растеряйка
- Малыш, больше всех недовольный путешествием. Ворчун
- С помощью какого прибора Знайка определял направление, летя на воздушном шаре? С помощью компаса
- Из чего были сделаны парашюты малышей, когда они прыгали с воздушного шара?
(слайд 9)
Из одуванчиков
III. Вопросы от учителя
- В Зеленом городе имелся водопровод. Из чего он был сделан? (Из стеблей тростника) (Из стеблей тростника)
- Про кого спели песенку малыши на балу в Зеленом городе и кто ее сочинил?
(Песенку про кузнечика, которую сочинил Цветик.)
(Песенку про кузнечика, которую сочинил Цветик.)
- Каким лекарством лечил больного Незнайку доктор Пилюлькин? Касторкой и йодом
- Оппонент доктора Пилюлькина (и, по совместительству, подруга) - врач из Зелёного города. Рецепт, на какое лекарство она выписала Незнайке?
(слайд 10)
Медуница. Рецепт на медовый пластырь.

IV. Дать характеристику героям (по таблице)

1 группа. Незнайка
2 группа. Тюбик
3 группа. Гусля
4 группа. Знайка
5 группа. Пилюлькин
(слайд 11,12.)

Обсуждают по таблице.

V.Физминутка

Незнайка:
А теперь - внимание,
Рукоподнимание!
Повороты вправо, влево
Выполняем смело!

Знайка:
Глазки тоже не забудем,
С солнышком играть мы будем.
Крепко-крепко их сожмем,
Очень резко разожмем!

V. Ситуация которую нужно разрешить

1 группа
Незнайка решил вам помочь в работе. Что вы ему посоветуете?

2 группа
Знайка решил вам помочь в работе. Что вы ему посоветуете?

3 группа
К вам пришли герои из произведения Носова. О чём бы вы спросили у них?

4 группа
Вам редактор предложил нарисовать иллюстрацию к произведению Носова. Что бы вы нарисовали?

5 группа
Если бы вам дали возможность добавить ещё одного героя. Какого бы героя добавили и почему?

Обсуждают в группах.

Высказывают своё мнение.

Вывод: - Что общего в ваших ответах? (слайд 13)

Вывод:

VI. Подобрать пословицы к произведению (выбрать одну и доказать почему)
- Добрая шутка дружбу не решит.
- Верному другу цены нет.
- Доброе дело два века живёт.
- Копейка рубль бережет.
- Двое пашут, а семеро руками машут.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
(слайд 14)

Обсуждают в группах.
Высказывают своё мнение

VII. Включение в систему знаний и повторение

Обсудите в группах.
- Чему учит нас произведение Н.Носова «Незнайка и его друзья»
- Приведите один пример из произведения.
(слайд 15)

Произведение учит нас ценит дружбу и помогать своим друзьям в трудную минуты.
Быть честным , добрым и отзывчивым.
Учит не обманывать и не приписывать себе чужие заслуги.
Быть самим собой и не пытаться казаться лучше, чем ты есть.

Рефлексия (3 мин)

1.Давайте прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего урока у нас складывается.
Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

2.Ответственные групп подведут итог, кто как работал в группе. Оценка работы.
Приложение 1

Выходят к доске и прикрепляют листочки.

Ответственные подводят итог. Приложение 1

Д/з (1 мин)

Дифференцированные задания
1 вариант. Написать сочинение о своём отношении к прочитанному произведению.
2 вариант. Заполните таблицу (приложение 2)
(слайд 16,17)
Спасибо! Молодцы!

Записываю д/з