Возраст: 6-7 лет
Тема: «Плоскость»
Задачи:
- дать представление о плоских поверхностях и понятии «плоскость», формировать представление о плоских фигурах, как части плоскости.
- Закреплять умение ориентироваться на плоских поверхностях (доска, лист бумаги, фланелеграф и т.д.)
- Развивать логическое мышление, пространственное мышление, внимание, умение анализировать, умение искать ответ на свои вопросы в книгах- познавательной литературе, интерес к геометрии.
- Воспитывать усидчивость, воспитывать уважение к противоположному мнению.
Оборудование: настольная игра «Ходилка», геометрическая фигура «Треугольник», тетрадь, лист бумаги, книга, пазл (в собранном виде), массажный коврик, доска, цветной мел или маркеры, фланелеграф, набор геометрических фигур для фланелеграфа, листы бумаги на каждого, простые карандаши (или цветные), толковый словарик Даля для детей, картинка моря.
Ход занятия
1. Вводная беседа
В-ль: Сейчас мы поиграем в игру «Найди лишнее».
Посмотрите на эти предметы:
- настольная игра «Ходилка»,
- геометрическая фигура «Треугольник»,
- тетрадь,
- лист бумаги,
- книга,
- пазл (в собранном виде),
- массажный коврик.
Как вы думаете, какой из них лишний и почему?
В-ль: лишний - массажный коврик, т.к. все другие предметы гладкие, ровные, а коврик с выпуклыми деталями.
2. Знакомство с новым
Потрогайте руками все эти предметы. Погладьте и вы убедитесь, что их поверхность гладкая, т.е. плоская. А у коврика - выпуклая.
Как вы понимаете, что значит «плоский»? (ровный, гладкий, без неровностей)
Давайте посмотрим в словарик, что значит «плоский»:
Плоский - значит ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.
В-ль: А плоские поверхности одинаковые по размеру или разные?
Да, какие-то больше, а какие-то меньше. Как мы это узнаем?
Их можно наложить одна на другую. Чьи края выступают, та поверхность и больше.
Т.е мы видим, что у плоской поверхности есть границы.
Плоские поверхности имеют края. У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях бесконечно.
Представьте, что вы смотрите на море. Его поверхность нам тоже кажется плоской. И нет ей конца и края. Т.е. мы край не видим. Хотя где-то он, конечно, есть.
А сама плоскость не имеет края. Она бесконечна.
3. Физминутка
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх,соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок, ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
4. Закрепление
В-ль: дети, скажите, а что ещё имеет плоскую поверхность. (ответы)
В-ль: сейчас мы будем учиться ориентироваться на плоской поверхности.
Мы возьмём наш фланелеграф.
Игра «Найди место»
Надо расположить геометрические фигуры таким образом:
- зелёный треугольник - в верхнем правом углу,
- красный треугольник - в нижнем правом углу,
- круг - в середине,
- ромб - между зелёным и красным треугольниками.
Игра «Продолжи узор»
На доске нарисован узор. Нужно продолжить строку до конца.
Возьмите свои листы бумаги и карандаши.
Нарисуйте на поверхности листа любой рисунок.
Скажите, а если нам не хватит плоскости листа бумаги, мы можем её увеличить? Каким образом?
5. Итог
- Что было интересно?
- Что такое плоскость?
- Что такое плоская поверхность?