Проект: «Игровой фрагмент урока на тему «Игровой час для дошкольников»
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: учебный год + летний период.
Особенности реализации проекта: внедрение квест-игр проекта возможно на любом этапе реализации образовательной и досуговой деятельности в зависимости от перспективного плана или запроса ДОУ.
Участники проекта: педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели, воспитанники детского сада, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Цель: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
- Способствовать всестороннему развитию детей;
- Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
- Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
- Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
- Создание положительного эмоционального настроя.
Актуальность
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.
Новизна проекта состоит в том, что внедрение Квест - игры в образовательную и досуговую деятельность - один из интересных, инновационных способов направленный на социализацию, самовоспитание, саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Социальная значимость проекта
Внедрение данной технологии способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Принципы разработки квест-игр:
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
- Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Условия:
- Игры должны быть безопасными (недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья).
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
- Недопустимо унижать достоинство ребенка (пример, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен).
- Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Основное содержание:
Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
План подготовки квест-игры включает в себя следующие обязательные пункты:
- Разработать сценарий
- Создать антураж для каждой зоны проведения действий
- Подготовить музыкальное сопровождение
- Разработать презентацию для вступительной части
- Оформить наглядные материалы («карты»)
- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого квеста
Разработка маршрута передвижений:
- Маршрут должен быть непривычным, но безопасным для детей;
- Различные способы передвижения - для повышения интереса детей,
- Достаточное количество мест с посещением малоизученных «уголков»;
- При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
- Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Подготовка реквизита для проведения каждого задания
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для дошкольников. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке. Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов и дошкольников к партнерским взаимоотношениям.
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
- использование педагогами квест-технологии при организации образовательной деятельности;
- повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса;
пополнение методической копилки; - положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе.
Дети:
- развитие коммуникативных навыков у детей;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
- вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;
Родители:
- сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений.
- родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад - семья.
- совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды.
Продукт проекта:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми.
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;
- пополнение диагностического материала;
- картотека игр на сплочение коллектива;
- картотека тренингов для родителей, детей и педагогов;
- памятки для педагогов и родителей;
- сценарии квест-игр и мастер-классов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап - изучение литературы по теме проекта, определение целей и задач. Составление плана работы, подбор материала по данной теме. Подбор диагностических методик и проведение обследования. Подбор информации для родителей и педагогов.
Основной этап - реализация проекта.
Заключительный этап - оценка эффективности реализации проекта и прогнозирование дальнейшей работы в выбранном направлении, оформление фотоотчета на сайте ДОУ и создание фотовыставки «Квест-игры в ДОУ». Презентация проекта.
Квест-игра «Краски сказочного лета»
Место поведения: Спортивная площадка.
Время: 40 минут.
Контингент: Дети подготовительной группы. Девочки и мальчики (ровное колличество).
Атрибуты к играм: письмо от Лета, цветные полоски (цвета радуги), цветные спортивные конусы 12 штук, 2 круга и лучи по количеству детей, фрукты и овощи, 2 обруча, 2 фишки, флажки (зеленый, красный, желтый) цветы (ромашки, тюльпаны, гвоздики, одуванчики), музыкальное сопровождение для флешмоба «Детство».
Ход мероприятия
Группы собираются под песню «Капелька счастья!», где детей встречает ведущий.
Ведущий: Получает письмо от Лета, читает.
Ведущий: Ребята, нам нужно обязательно помочь лету.
Ой, смотрите, здесь еще что-то есть. Может это подсказка?
(достаем из конверта палитру без цветов)
Ведущий: Давайте посчитаем полоски.
7?
Разноцветно коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов - одна дуга,
Это чудо - … РАДУГА.
Ведущий: А вот и подсказка. Нам нужно найти все 7 цветов радуги. А как же нам их найти? Нужно выполнить задания. Сможете? Хорошо!
Ведущий: - Ребята, на каждом этапе для вас будет задание. Выполнив его, вы получите цветную полоску по цвету радуги. Ваша задача собрать все цвета палитры по порядку. Давайте вспомним цвета радуги; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Готовы?
И первое что нужно сделать - это найти красную полоску. Детям предлагается глазами найти красную полоску. Находят, она приклеена к входной двери в садик. Но получить ее можно только после того как выполнено будет задание.
1 этап. Эстафета
Вам нужно пробежать змейкой между конусами. Дети выполняют задание, получают красную полоску.
Далее находят оранжевую полоску, которая прикреплена к входной калитке.
2 этап. Эстафета «Собери солнце»
Оборудование: 2 круга и лучи по количеству детей
Выстраиваются в две команды и собирают солнышко.
Дети получают полоску.
Следуют на поиски желтой полоски. Находят ее приклеенной к домику на участке ясельной группы.
3 этап. Эстафета «Фрукты и овощи»
По одному участнику бегут к общей корзине, там ищет участник одной команды фрукт, второй - овощ. Бегут обратно к своей корзине, оставляют найденный овощ или фрукт в своей корзине. Все вместе проверяют, правильно ли разобраны бабушкины покупки. Выполнив задание, дети получают очередную полоску.
Следуют за зеленой полоской.
Находят полоску, прикрепленную на спортивной площадке.
4 этап. Эстафета
Оборудование: 2 обруча, 2 фишки.
Дети стоят двумя колоннами. У первых обручи надеты на талию. По сигналу первые номера бегут до фишки, оббегают ее, по возвращении к ним за обруч цепляются вторые номера, вместе бегут до фишки. Там вторые номера остаются и т.д. пока первые номера не перевезут всех на другую сторону.
Ведущий: «Какие вы молодцы! Полоску забирайте!»
Дети забирают зеленую полоску и идут за голубой.
Находят ее приклеенной к машине на участке подготовительной группе.
5 этап
На оборотной стороне полоски написано задание - проверка знаний о ПДД.
Игра «Три огонька у светофора»
Условия игры:
- зелёный флажок - шагаете на месте;
- красный - замерли;
- жёлтый - хлопаете в ладоши
Дети забирают полоску и идут за синей полоской.
Синяя полоска находится на карусели.
На обороте полоски написано «Игра «Букет цветов».
6 этап
Дети встают вокруг обручей, в которых лежат цветы: ромашки, одуванчики, незабудки, тюльпаны. Когда озвучивают про цветок, который лежит в обруче, дети этой группы выполняют игра на внимание. Дети получают синюю полоску, идут за фиолетовой.
Фиолетовая полоска прикреплена к музыкальной колонке.
7 этап
Ведущий: На обороте написано «Музыкальная полянка».
Включается детская музыка и дети танцуют
Флешмоб: «Детство» или «Счастье».
Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь давайте посмотрим, какие цвета вы собрали выкладываем палитру на доске.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы собрали все цвета радуги, значит вы справились со всеми заданиями. А вы сегодня были командой? Были дружны? Так вот, чтобы у вас всегда всё получалось, вам нужно всегда быть дружными, приходить на помощь друг другу и прислушиваться к друг другу! Вы сегодня очень хорошо поработали - совершили большое путешествие, чтобы собрать радугу! Вы большие молодцы! Настоящая команда! Да здравствует лето!
МОЛОДЦЫ!!!