Проект на тему «Квест-игра "Краски сказочного лета"»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: квест-игра, Квест-игра для дошкольников


Проект: «Игровой фрагмент урока на тему «Игровой час для дошкольников»

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: учебный год + летний период.

Особенности реализации проекта: внедрение квест-игр проекта возможно на любом этапе реализации образовательной и досуговой деятельности в зависимости от перспективного плана или запроса ДОУ.

Участники проекта: педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели, воспитанники детского сада, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Цель: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Задачи:

  • Способствовать всестороннему развитию детей;
  • Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
  • Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
  • Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Актуальность

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

Новизна проекта состоит в том, что внедрение Квест - игры в образовательную и досуговую деятельность - один из интересных, инновационных способов направленный на социализацию, самовоспитание, саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Социальная значимость проекта

Внедрение данной технологии способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.

Принципы разработки квест-игр:

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:

  • Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
  • Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
  • Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
  • Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  • Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
  • Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Условия:

  • Игры должны быть безопасными (недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья).
  • Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
  • Недопустимо унижать достоинство ребенка (пример, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен).
  • Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Основное содержание:

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки квест-игры включает в себя следующие обязательные пункты:

  1. Разработать сценарий
  2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий
  3. Подготовить музыкальное сопровождение
  4. Разработать презентацию для вступительной части
  5. Оформить наглядные материалы («карты»)
  6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
  7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого квеста

Разработка маршрута передвижений:

  1. Маршрут должен быть непривычным, но безопасным для детей;
  2. Различные способы передвижения - для повышения интереса детей,
  3. Достаточное количество мест с посещением малоизученных «уголков»;
  4. При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
  5. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

Подготовка реквизита для проведения каждого задания

Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для дошкольников. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке. Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов и дошкольников к партнерским взаимоотношениям.

Ожидаемые результаты:

Педагоги:

  • использование педагогами квест-технологии при организации образовательной деятельности;
  • повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса;
    пополнение методической копилки;
  • положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе.

Дети:

  • развитие коммуникативных навыков у детей;
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
  • вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;

Родители:

  • сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений.
  • родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад - семья.
  • совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды.

Продукт проекта:

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми.
  • вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;
  • пополнение диагностического материала;
  • картотека игр на сплочение коллектива;
  • картотека тренингов для родителей, детей и педагогов;
  • памятки для педагогов и родителей;
  • сценарии квест-игр и мастер-классов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап - изучение литературы по теме проекта, определение целей и задач. Составление плана работы, подбор материала по данной теме. Подбор диагностических методик и проведение обследования. Подбор информации для родителей и педагогов.

Основной этап - реализация проекта.

Заключительный этап - оценка эффективности реализации проекта и прогнозирование дальнейшей работы в выбранном направлении, оформление фотоотчета на сайте ДОУ и создание фотовыставки «Квест-игры в ДОУ». Презентация проекта.

Презентация

Квест-игра «Краски сказочного лета»

Место поведения: Спортивная площадка.

Время: 40 минут.

Контингент: Дети подготовительной группы. Девочки и мальчики (ровное колличество).

Атрибуты к играм: письмо от Лета, цветные полоски (цвета радуги), цветные спортивные конусы 12 штук, 2 круга и лучи по количеству детей, фрукты и овощи, 2 обруча, 2 фишки, флажки (зеленый, красный, желтый) цветы (ромашки, тюльпаны, гвоздики, одуванчики), музыкальное сопровождение для флешмоба «Детство».

Ход мероприятия

Группы собираются под песню «Капелька счастья!», где детей встречает ведущий.

Ведущий: Получает письмо от Лета, читает.

Ведущий: Ребята, нам нужно обязательно помочь лету.

Ой, смотрите, здесь еще что-то есть. Может это подсказка?

(достаем из конверта палитру без цветов)

Ведущий: Давайте посчитаем полоски.

7?

Разноцветно коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов - одна дуга,
Это чудо - … РАДУГА.

Ведущий: А вот и подсказка. Нам нужно найти все 7 цветов радуги. А как же нам их найти? Нужно выполнить задания. Сможете? Хорошо!

Ведущий: - Ребята, на каждом этапе для вас будет задание. Выполнив его, вы получите цветную полоску по цвету радуги. Ваша задача собрать все цвета палитры по порядку. Давайте вспомним цвета радуги; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Готовы?

И первое что нужно сделать - это найти красную полоску. Детям предлагается глазами найти красную полоску. Находят, она приклеена к входной двери в садик. Но получить ее можно только после того как выполнено будет задание.

1 этап. Эстафета

Вам нужно пробежать змейкой между конусами. Дети выполняют задание, получают красную полоску.

Далее находят оранжевую полоску, которая прикреплена к входной калитке.

2 этап. Эстафета «Собери солнце»

Оборудование: 2 круга и лучи по количеству детей

Выстраиваются в две команды и собирают солнышко.

Дети получают полоску.

Следуют на поиски желтой полоски. Находят ее приклеенной к домику на участке ясельной группы.

3 этап. Эстафета «Фрукты и овощи»

По одному участнику бегут к общей корзине, там ищет участник одной команды фрукт, второй - овощ. Бегут обратно к своей корзине, оставляют найденный овощ или фрукт в своей корзине. Все вместе проверяют, правильно ли разобраны бабушкины покупки. Выполнив задание, дети получают очередную полоску.

Следуют за зеленой полоской.

Находят полоску, прикрепленную на спортивной площадке.

4 этап. Эстафета

Оборудование: 2 обруча, 2 фишки.

Дети стоят двумя колоннами. У первых обручи надеты на талию. По сигналу первые номера бегут до фишки, оббегают ее, по возвращении к ним за обруч цепляются вторые номера, вместе бегут до фишки. Там вторые номера остаются и т.д. пока первые номера не перевезут всех на другую сторону.

Ведущий: «Какие вы молодцы! Полоску забирайте!»

Дети забирают зеленую полоску и идут за голубой.

Находят ее приклеенной к машине на участке подготовительной группе.

5 этап

На оборотной стороне полоски написано задание - проверка знаний о ПДД.

Игра «Три огонька у светофора»

Условия игры:

  • зелёный флажок - шагаете на месте;
  • красный - замерли;
  • жёлтый - хлопаете в ладоши

Дети забирают полоску и идут за синей полоской.

Синяя полоска находится на карусели.

На обороте полоски написано «Игра «Букет цветов».

6 этап

Дети встают вокруг обручей, в которых лежат цветы: ромашки, одуванчики, незабудки, тюльпаны. Когда озвучивают про цветок, который лежит в обруче, дети этой группы выполняют игра на внимание. Дети получают синюю полоску, идут за фиолетовой.

Фиолетовая полоска прикреплена к музыкальной колонке.

7 этап

Ведущий: На обороте написано «Музыкальная полянка».

Включается детская музыка и дети танцуют

Флешмоб: «Детство» или «Счастье».

Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь давайте посмотрим, какие цвета вы собрали выкладываем палитру на доске.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы собрали все цвета радуги, значит вы справились со всеми заданиями. А вы сегодня были командой? Были дружны? Так вот, чтобы у вас всегда всё получалось, вам нужно всегда быть дружными, приходить на помощь друг другу и прислушиваться к друг другу! Вы сегодня очень хорошо поработали - совершили большое путешествие, чтобы собрать радугу! Вы большие молодцы! Настоящая команда! Да здравствует лето!

МОЛОДЦЫ!!!