Сегодня многие отмечают следующее противоречие. С одной стороны, педагоги осознают значение лепки из пластилина для общего развития детей дошкольного возраста и регулярно проводят такие занятия. Малыши, как правило, сами очень любят лепить. С другой стороны, мы часто наблюдаем, что дети не справляются с заданием по лепке и педагогу приходится делать заранее заготовки для поделок или долепливать за детьми. И в целом общий уровень развития моторики, координации рук и умений детей в лепке падает.
Разбираясь в этой проблеме, следует обратить внимание на методику проведения занятий по лепке и материал, из которого лепят дети. Планируя занятия с дошкольниками педагогу необходимо ответить на следующие вопросы.
Как долго дети работают с пластилином на занятии? Анализ конспектов занятий и наблюдение за работой педагогов показывают, что довольно мало. А как сделать так, чтобы большая часть времени была отведена на лепку? Для этого нужно сократить вводную часть занятия.
Продолжительный сюрпризный момент не нужен, дети и так настроены лепить. Физкультминутку в середине занятия тоже нужно убрать и добиваться подвижности детей за счет изменения положения детей в разных частях занятия. То есть дети сидят на ковре в начале занятия, стоят около стола педагога во время показа, работают, сидя за столами, могут привстать, сходить за необходимым материалом, и снова стоят во время рассматривания поделок. Пальчиковая гимнастика, разминка пальчиков не нужна. Дети, работая с пластилином, доставая его из коробки, разминая, уже разогревают пальчики.
Какое задание выбрано для лепки? Соответствуют ли приемы лепки данной возрастной группе? Довольно часто детям предлагают задание не доступное для выполнения или не способствующее развитию. Например, дети в средней группе выполняют мозаику, заполняя большую площадь маленькими шариками. Скатывание шариков - это умение, которое дети осваивают еще в младших группах, а заполнение большой площади, длительная монотонная работа, доступная только старшим дошкольникам. Поэтому дети не могут выполнить это задание качественно. Очень важно подбирать задания, которые ребенок может выполнить сам и которые соответствуют программным задачам.
Какой пластилин предлагается детям, которые только осваивают лепку (группы раннего и младшего дошкольного возраста, группы детей с ОВЗ)? Это может быть классический пластилин, детали из которого хорошо скрепляются между собой, готовая поделка будет отлично держать форму. Но из-за твердости малышам трудно разминать этот пластилин, поэтому возникает негативное отношение к лепке. Конечно, педагоги справляются с этой трудностью, предварительно разогревают его, разминают куски каждому ребенку и тратят на это много времени. В некоторых случаях педагоги предлагают детям мягкие пластичные массы. Детям приятнее работать с мягким материалом. Но и здесь есть недостатки. Поделки из мягких масс не держат форму, детали плохо скрепляются, а малыши еще не владеют приемом «примазывания». Дети также могут расстроиться из-за того, что поделка ломается. Да и кисти рук не получают достаточной нагрузки для тренировки мышц и развития мелкой моторики.
Получается, для лепки с малышами нужен пластилин, который легко разминается детскими ручками, а также имеет некоторую твердость, которая поможет тренировать мышцы рук и сохранит форму поделки. При этом пластилин не должен прилипать к рукам и в то же время важно, чтобы он прилипал к картону. А также чтобы к пластилину прилипал дополнительный материал, который часто используется для лепки (бусины, пайетки, крупа, ракушки и другой природный материал). Конечно, детали из пластилина тоже должны легко скрепляться между собой без дополнительного «примазывания». То есть очень важно, чтобы качественный пластилин компенсировал недостатки умений малышей в лепке.
Я работаю с дошкольниками более 20 лет и хочу поделиться опытом и в выборе материала для лепки, и в подборе заданий для разных возрастных групп. В качестве примера предлагаю конспекты занятий по лепке для детей раннего возраста и для старших дошкольников. В них подробно описаны методы и приемы, которые способствуют развитию навыков лепки и творческих способностей детей. Материалом для лепки на таких занятиях является растительный пластилин «РАСТИпласт».
Работая РАСТИпластом можно отметить, что этот материал имеет свойства классического пластилина, но при этом не требует предварительной подготовки, его не нужно разогревать и разминать для детей.
Материал, который используется в детском саду согласно ФГОС и ФОП ДО, должен быть универсальным, полуфункциональным, иметь вариативность применения. Пластилин в целом и РАСТИпласт в частности отвечают этим требованиям. РАСТИпласт позволяет лепить круглые поделки и создавать рельефные картинки с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ. При этом материал будет интересен и старшим дошкольникам, так как его свойства позволяют работать в техниках пластилинография, оттиск, пластилиновый граттаж, делать вырубки формочками и выдавливать его из экструдера без предварительного нагревания, смешивать куски разных цветов для получения новых оттенков.
Вариативность использования РАСТИпласта на занятиях с детьми разного возраста:
Мастерство педагога поможет сделать занятия по лепке из РАСТИпласта по-настоящему полезными и развивающими.