Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Разделы: Начальная школа, Краеведение


Презентация. Слайд 1.

Без знания прошлого своей страны нет будущего. Но что мы вкладываем в понятие «прошлое» и почему сегодня мы, учителя начальной школы, так много внимания уделяем на уроках и во внеклассной работе рассказам об историческом прошлом своего народа, традициям и культурным ценностям своей страны?

Краеведение - это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.

Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ,
НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО-ДРУГОМУ.
КУДЫ БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ,
ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ.

ГДЕ НИЧЕГО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ,
ГДЕ ВСЕ БЕЗ СЛОВ ПОНЯТНО И ЗНАКОМО.
ПРИЙТИ ЛИШЬ НАДО, ТИХО ОБУВЬ СНЯТЬ,
И СЛУШАТЬ ТИШИНУ РОДНОГО ДОМА.

ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ,
ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ.
ПОНЯТНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ,
КАК ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!

Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Как сделать эмоции детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса? Я тоже искала для себя ответ на этот вопрос. И нашла. Это краеведческая работа.

Расскажу, какую работу провожу в своём классе по краеведению на уроках и во внеурочной работе. Из своего опыта работы у меня сложилась следующая система:

Слайд 2.

Система работы по краеведению

Слайд 3.

Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - нормальное, естественное состояние ребёнка.

Слайд 4.

  1. Прежде всего - это семья. Семейные традиции. Проект «Моя родословная». Считаю, что именно в семье дети получают практический опыт познания своего края, его обычаев, традиций.
  2. Инд. проекты: Имя твоё. История фамилий. Герб семьи.

Слайд 5.

  1. Моя школа - мой дом.
  2. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

Слайды 6-9.

  1. Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.
  2. В современном мире технологий результатом выполнения проектов может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Слайды 10-11.

  1. Знакомство с традициями и обычаями русского народа. Рождество, Широкая масленица, Пасха.

Слайд 12.

  1. Наш край имеет богатейшую историю, богат памятниками архитектуры. Мы проводим экскурсии в Музей Абрамцево, посещаем Покровский монастырь, совершаем виртуальные экскурсии в Троице-Сергиеву Лавру, в церковь Преображения Господня в Радонеже, в церковь в Ахтырке.

Слайд 13.

  1. Изучаем памятники изобразительного искусства.

Слайды 14-16.

  1. Большое значение я придаю экскурсиям. Считаю, что прежде чем ехать куда-то далеко, надо изучить всё, что есть поблизости.

Слайд 17.

  1. После посещения «Абрамцева», мы поставили сказку Аксакова «Аленький цветочек», выступали с ней перед учениками начальной школы.

Слайд 18.

  1. Изучаем письменные источники.

Слайды 19-23.

  1. Огромный вклад в изучение краеведения вносят специалисты Культурного центра им. Елизаветы Мамонтовой и школы искусств им. Поленовой.

Слайд 24

  1. На основе изученного о родном крае мои ученики составили сборник задач по математике «Мой любимый город Хотьково в числах и задачах». Эти задачи положены в основу интегрированного урока с использованием краеведческого материала https://urok.1sept.ru/articles/694185

Слайд 25

  1. Ученики моего класса приняли участие в акции «Парта героя». Лучшие из них имеют честь сидеть за партой героя-земляка Дмитрия Афанасьевича Маркелова, командира Сергиево-Посадского ОМОНа. 2 марта 2000 года в Старопромысловском районе города Грозный колонна попала в засаду и была расстреляна чеченскими боевиками. Погибли 17 человек. Смертью храбрых погиб командир отряда Маркелов Дмитрий Афанасьевич, с честью исполнив долг - долг офицера, командира…

Главное для меня, как учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Не оставляет равнодушными наша работа по данному направлению и наших родителей. Они ходят с нами на экскурсии, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию, поддерживают все наши начинания. Привлечение родителей учащихся способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Я думаю, что краеведческая работа с моим классом не пройдет для ребят даром, надеюсь, что они станут людьми, любящими родной край и нашу Родину.