Цель урока: обобщить знания учащихся по теме раздела «Чудесный мир сказок».
Задачи урока:
- Образовательные: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы; продолжать учить правильному, осознанному чтению.
- Коррекционно-развивающие: развивать произвольное внимание, мыслительные операции анализа, синтеза; активизировать словарь.
- Воспитательные: прививать интерес к чтению.
Оборудование: оформление доски, учебники (авторы-составители С.Ю.Ильина, А.А.Богданова), индивидуальные карточки с элементами текста сказок.
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие гостей.
Положительный эмоциональный настрой учащимся:
- Какой чудесный день!
- Учиться мне не лень.
- Какой чудесный я.
- И все мои друзья!
2. Сообщение темы и целей урока
На доске: сказок Чудесный мир
- Прочитайте слова, исправьте путаницу
Чудесный мир сказок
- Мы повторим изученные сказки, обобщим полученные знания.
3. Вводная часть. Речевая разминка
(на доске - строчки - читаем самостоятельно, хором и по одному)
В мире много сказок - грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
- Какие по настроению бывают сказки?
- Почему нам нельзя жить без сказок, как вы думаете?
4. Повторение и обобщение по теме
1. - Какие сказки мы читали по теме «Чудесный мир сказок»? (С.111, читаем по содержанию)
2. - Авторы данных сказок - разные народы, как называются такие сказки?
3. - Кто герои сказок? Жанр (вид) сказок? (Сказки о животных)
4. - Задание «Кто внимательный?» Прочитайте спрятанные среди букв названия животных - героев изученных сказок. (На доске)
т |
м |
е |
д |
в |
е |
д |
ь |
о |
и |
л |
и |
с |
а |
м |
р |
в |
ч |
г |
р |
б |
а |
р |
а |
н |
о |
с |
р |
н |
ж |
у |
р |
а |
в |
л |
ь |
т |
е |
т |
е |
р |
е |
в |
к |
р |
с |
о |
в |
е |
ч |
к |
а |
ь |
м |
к |
у |
р |
о |
п |
а |
т |
к |
а |
5. Какого домашнего животного здесь нет?
Случай с ним в сказке учит нас:
(На доске)
Делай то, что тебе советуют старшие, а не только то, что тебе хочется. (Глупый котёнок. Удмуртская народная сказка.)
- Прочитаем её по ролям (автор, котёнок, кошка-мать)
Физминутка
6. Задание «Узнай сказку»
- Прочитать на карточке строчки, узнать сказку:
1) Ходили, ходили - заблудились в тёмном лесу.
Зашли в глухую чащу, смотрят: волки под деревом обед варят. (Храбрый баран. Русская народная сказка)
- Кто ходил в тёмном лесу? Что произошло дальше?
- Был ли баран храбрым? Почему?
2) Собаки поймали старого лиса, и оторвали ему хвост. Но лис всё же удрал от них. Шакалы увидели его и стали смеяться. (Куцый хвост. Абхазская народная сказка.)
- Расскажите сказку. Чему учит сказка? (Не смейся над чужой бедой. (На доске)
3) Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. (Лиса и тетерев. Русская народная сказка.)
- Удалось ли лисе обмануть тетерева и поймать его?
- Как тетерев обхитрил лису?
- А как в таджикской народной сказке «Тигр и лиса» лиса смогла обмануть тигра и спастись от него?
Минутка отдыха для глаз (Приложение)
4) Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лиса лижет и лижет кашу. Так всё сама и скушала.
- Из какой русской народной сказки эти строчки?
- Посмотрите на картинки на с.96. Расскажите сказку по картинкам.
- Какое правило нужно соблюдать в общении друг с другом? (На доске: Относись к другим так же, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.)
7. Прочитаем
(На доске)
На добро отвечают добром.
- К какой сказке относится данное выражение? (Медведь и пчёлы. Башкирская народная сказка)
- Кто сделал доброе дело? Кто на добро ответил добром? Расскажите.
8. Какая сказка вам запомнилась, понравилась больше, чем остальные? Почему?
-Чему нас учат сказки, что советуют?
- Чем сказки отличаются от других жанров произведений?
9. Каким сказкам не уделили внимание сегодня?
(Народная сказка «Лиса и куропатка» и «Овечка и волк») - поработайте, выполняя домашнее задание.
5. Дом. задание
С.85 или с.90 (на выбор) - прочитать и пересказать сказку.
6. Итог урока
- Какого жанра (вида) произведения были в гостях у нас на уроке? (Сказки о животных)
- Кто автор данных сказок?
Анализ работы учащихся.