Класс: 4 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные цели:
- образовательная: узнать письменный приёмом деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида;
- развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать;
- воспитывающая: воспитывать самостоятельность, ответственность, самоконтроль, чувство долга перед товарищами.
УУД
- Личностные:
- формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
- Регулятивные:
- принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
-
Познавательные:
-
использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
-
Коммуникативные
-
контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Планируемый результат: уметь делить многозначное число на двузначное и выполнять его по изученному алгоритму.
Дидактические материалы: презентация к уроку, этапы алгоритма для открытия нового знания, маршрутный лист.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Этапы урока
1. Организационно-мотивационный момент
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.
3. Выявление причины затруднения
Цель: выявить причину из затруднения.
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения
Цель: определение темы и цели, составление плана.
5. Реализация построенного проекта
Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
Физкультминутка
6. Первичное закрепление
Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Самостоятельная работа
Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).
8. Включение в систему знаний
Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия .
9. Рефлексия
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент
(Демонстрация слайдовой презентации)
- Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и считать!
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
- «Без математики не сдвинется с места любая работа». Так ли это? (высказывания детей)
- Хотите ли вы узнать новое знание на уроке?
- Мы вместе сможем это сделать и преодолеем все трудности.
2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.
- Отмечаем пройденные этапы в маршрутном листе.
2. Устный счёт.
- С помощью устного счета мы узнаем с вами новую тему.
- Расшифруем слово. После решения задания под числом появляется буква.
- Во сколько раз 700 дней больше, чем неделя? (700:7=100)
- Сколько часов в 1/8 суток? (24:8=3)
- Сколько см в 1/5 дм? (10:5=2)
- Прошла 1/5 часть века. Сколько это лет? (100:5=20)
- Найдите 1/4 от числа 6400. (6400:4=1600)
3 |
100 |
2 |
100 |
1 600 |
20 |
100 |
Д |
Е |
Л |
Е |
Н |
И |
Е |
- Мы продолжаем тему….
- Деление.
3. Пробное действие.
- Итак, мы сегодня будем решать примеры на деление.
- 3217:6
- 3217:60
- 6510:30
- 34500:300
- 492:82
Какие примеры на деление мы уже умеем решать?
- Решение какого примера вызвало у вас затруднение? (492:82)
- Можете ли мы его решить? (Не можем) (Проблема!)
3. Выявление причины затруднения
- Так в чём затруднение?
- Почему вы не можете решить пример 492:82? (Мы не знаем алгоритм деления многозначного числа на двузначное, мы этого ещё не изучали)
- Значит, что вы не знаете? (Мы не знаем алгоритм деления многозначного числа на двузначное.)
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения
- Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? (Письменное деления многозначного числа на двузначное.) Правильно!
- А теперь сформулируем цель нашего сегодняшнего урока. (Узнать алгоритм деления многозначного числа на двузначное.)
- Предлагаю вам план открытия нового знания.
План выхода из затруднения.
- Вспомнить алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
- Соотнести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное с шагами алгоритма деления на двузначное число.
- Составить алгоритм деления многозначного числа на двузначное.
5. Реализация построенного проекта
- Вспомните алгоритм деления многозначного числа на однозначное?
- С помощью алгоритма деления многозначного числа на однозначное попробуем решить пример, который вызвал у вас затруднение.492:82
- Используем свои знания. Чтобы легче было найти частное, округлим делимое и делитель получим пример: 490:80.
- Сделаем прикидку
- Что получаем в частном? (получаем 6)
- Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном.
- Что нужно сделать? (Нужно проверить - 82х6, получаем 492. Значит, цифра подходит).
- Записываем её в частном.
- А теперь используя свои знания и пример, который мы решили вместе, составьте алгоритм из предложенных вам шагов.
- Соотнесите алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное с шагами алгоритма деления на двузначное число и определите порядок шагов. (обсуждение в группах)
- Составьте алгоритм деления многозначных чисел на двузначное число. (Ученики составляют алгоритм деления многозначного числа на двузначное из отдельных шагов(шаги разрезаны) в группах).
(Открытие!)
- Вернёмся уже к поставленной проблеме. Можете ли вы теперь произвести деление многозначного числа на двузначное? (Можем.)
Самый главный наш помощник - это учебник.
- Откройте учебники. Прочитайте правило. Работа по учебнику с.57 - новый материал, № 205.
- Кто понял, как выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное?
Алгоритм:
- определить количество цифр в частном
- сделать прикидку для нахождения первой цифры в частном
- проверить правильность подбора первой цифры в частном
- найти цифры в каждом разряде частного
- найти остаток, если есть
Физкультминутка
6. Первичное закрепление
- А сейчас, опираясь на новые знания, найдем значения выражений письменным способом.
Решение примеров, используя письменный приём многозначных чисел на двузначное (в паре).
С. 57 №206
- Первый столбик решаем с комментированием в паре.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
С. 57 №206
- Второй столбик решаем самостоятельно.
- Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.
- Ребята, вы хорошо справились с заданием.
8. Включение в систему знаний
- С каким новым знанием вы сегодня познакомились?
- Какие шаги алгоритма деления многозначного числа на двузначное вы узнали?
- Зачем нам нужно знать алгоритм деления многозначного числа на двузначное? (Для быстрых и удобных вычислений)
- Сейчас мы решим задачу с использование новых знаний.
Решение задач.
С.57 №207
В ходе обсуждения задачи на доске появляется таблица:
Норма за 1 день |
Кол-во дней Общее число |
|
? |
21 дн |
2940 машин |
?, на 12 машин больше |
36 дн ? |
Решают в группе:
1) 2940:21=140(м) изготавливал завод за 1 день
2) 140+12=152(м) будет изготавливать завод за 1 день
3) 152х36=5472(м)
Ответ: 5472 машины завод будет выпускать.
У доски отвечает группа, которая первой решит задачу.
9. Рефлексия
- Какое новое знание вы узнали? Какое задание вам показалось особенно интересным?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Легко ли вам работалось в паре, группе?
- Помогали ли тебе или ты помогал другим?
Лесенка успеха.
- Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.
- Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число, были ошибки в с.р.
- Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, алгоритм письменного письменного деления многозначных чисел на двузначное число, не было ошибок в с.р.
- Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число.