Форма занятия: Интеллектуальная игра «Своя игра»
Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Учебная дисциплина: ЭК.02 «Экологические основы природопользования в профессиональной деятельности»
ОБОСНОВАНИЕ
Организация интеллектуальной игры, как занятия, имеющего нетрадиционную структуру, оказывает положительное воздействие на активность студентов в процессе обучения.
Игры являются эффективным инструментом развития и самореализации участников учебного процесса. В процессе игры участники на практике смогут применить полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Нетрадиционные формы и методы проведения занятий как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся: формируют устойчивый интерес к обучению, вызывают интерес к предмету удовлетворяют потребность студента в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
ФОРМА: Интеллектуальная игра.
ЦЕЛЬ: Обобщение знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем, установление связей между ними. Развитие познавательного интереса к наукам о природопользовании. Воспитание осознанного, бережного отношения к природе и природным объектам. Повышение экологической культуры. Формирование умения работать в команде.
ЗАДАЧИ: Повышение общего образовательного уровня. Развитие кругозора и мышления у студентов, навыков групповой, коллективной работы, коммуникативных умений студентов.
УЧАСТНИКИ: студенты 1 курса СПО.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 академических часа.
ОБОРУДОВАНИЕ: Экран и мультимедийный проектор, персональный компьютер (ноутбук), таймер.
ПОДГОТОВКА: Разработка презентации. Формирование трех команд (выбор капитана, подготовка названия и представление команд).
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
- 1 этап - Мотивационно-целевой (организация начала учебного занятия, определение темы, определение цели и задач, актуализация опорных знаний, инструктаж);
- 2 этап - Операционно-деятельностный;
- 3 этап - Рефлексивно-оценочный (оценивание студентов, подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности (рефлексия).
Ход интеллектуальной игры «Своя игра»
Вводное слово преподавателя: Добрый день! Сегодняшнее занятие пройдет в нестандартной форме - форме интеллектуальной игры.
Я рада приветствовать Вас на нашей игре, которая называется «Своя игра».
Цель интеллектуальной игры - активизация познавательной деятельности и повышение уровня эрудиции в области экологических основ природопользования, стимулирование творческой активности студентов.
Прежде чем приступить к нашей игре, давайте вспомним:
- Что является главным фактором, вызывающим массовую гибель растений?
- Что такое «Белая книга»?
- К чему приводит рациональное природопользование?
- К какому виду загрязнений относятся тяжелые металлы, пестициды, синтетические поверхностно активные вещества?
- Сколько процентов земель используется по прямому назначению?
Формирование команд.
Приветствие команд.
Правила игры. Игра проводится в два раунда и одно дополнительное задание. В каждом раунде участвуют по 2 участника от каждой команды. Первый выбирает вопрос и отвечает команда, которая по жребию будет первой. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает количество баллов, равное стоимости вопроса, а за неправильный ответ - баллы снимаются в размере стоимости вопроса и вопрос переходит другой команде.
Зрители не подсказывают ответы на вопросы с места, иначе вопрос будет снят.
Каждый раунд длится 25 минут. Чем быстрее выбирают команды вопрос и отвечают на них, тем больше у них возможности заработать большее количество баллов (Приложение - презентация «Своя игра»).
Раунд 1. В этом раунде предложены 3 темы, в каждой теме по 4 вопроса, итого 12 вопросов стоимостью от 200 до 800 баллов.
Раунд 2. В этом раунде предложены два блока, в каждом блоке по 4 задания, итого 8 заданий стоимостью от 200 до 800 баллов.
РАУНД 1
Цена вопроса |
Тема: Что мы знаем о природе? |
|
200 |
Вопрос |
Что означает термин «рекультивация»? |
Ответ |
ВОССТАНОВЛЕНИЕ |
|
400 |
Вопрос |
Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется: |
Ответ |
СМОГ |
|
600 |
Вопрос |
Плодородие почвы определяется количеством: |
Ответ |
ГУМУСА |
|
800 |
Вопрос |
Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют |
Ответ |
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ |
Цена вопроса |
Тема: Ученые и законы |
|
200 |
Вопрос |
Это первый закон определяющий во всероссийском масштабе всякую экологическую деятельность для всех без исключения хозяйствующих субъектов, вне зависимости от их отраслевой принадлежности и формы организации |
Ответ |
Закон 1991 года Об охране окружающей природной среды |
|
400 |
Вопрос |
Какому органу управления были переданы функции управления и надзора за охраной природы? |
Ответ |
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ |
|
600 |
Вопрос |
Какой ученый ввел понятие «экология»? |
Ответ |
ГЕККЕЛЬ |
|
800 |
Вопрос |
Термин «экологическая система» в науку ввел: |
Ответ |
ТЕНСЛИ |
Цена вопроса |
Тема: Знаете ли вы … |
|
200 |
Вопрос |
Где больше всего разрушается озоновый слой? |
Ответ |
АНТАРКТИДА |
|
400 |
Вопрос |
Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях |
Ответ |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК |
|
600 |
Вопрос |
Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется |
Ответ |
САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ |
|
800 |
Вопрос |
Какая международная организация занимается вопросами защиты природы и охраны природных ресурсов? |
Ответ |
МСОП |
РАУНД 2
Цена вопроса |
Тема: Шарады |
|
200 |
Вопрос |
Первая часть - восклицание в форме баранки, вторая - предмет индивидуальной защиты от дождя, лишенное последней буквы? |
Ответ |
ОЗОН |
|
400 |
Вопрос |
Слово состоит из двух частей. Первая часть слова - голос коровьей души, вторая - то, что стремятся вывести селекционеры, лишенное буквы «Т». |
Ответ |
МУСОР |
|
600 |
Вопрос |
Если у названия бытового механизма, из которого мы получаем воду, начальную букву заменить на "Т" и прибавить слово, означающее вид человеческой деятельности, направленной на оздоровление организма. |
Ответ |
ТРАНСПОРТ |
|
800 |
Вопрос |
Слово состоит из трех букв и двух частей. Первая часть слова - звук, который издает животное класса пресмыкающихся, яд которого используют в медицине. Вторая часть - результат деятельности головного мозга человека, который отличает его от других животных организмов. А вместе - это один из основных загрязнителей городской среды? |
Ответ |
ШУМ |
Цена вопроса |
Тема: Ребусы |
|
200 |
Вопрос |
|
Ответ |
ТЕМПЕРАТУРА |
|
400 |
Вопрос |
|
Ответ |
ЛИТОСФЕРА |
|
600 |
Вопрос |
|
Ответ |
ЗАПОВЕДНИК |
|
800 |
Вопрос |
|
Ответ |
ЗАГРЯЗНЕНИЕ |
ФИНАЛ
Задание для всех команд, стоимостью в 800 баллов. Та команда, которая расшифрует пословицу получает дополнительные баллы.
Цена задания |
Вопрос |
На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?
|
Ответ |
Не мудрено дерево срубить - мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.) |
ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
По итогам игры между командами распределились призовые места следующим образом
- 1 место -
- 2 место -
- 3 место -
Преподаватель отметил, что в ходе проведенного мероприятия студенты показали глубокие знания в области природопользования.
РЕФЛЕКТОРНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
В заключение студенты излагают свои мысли об интеллектуальной игре «Своя игра». Отвечают на вопросы:
- Было ли что-то новое для Вас сегодня?
- Что особенно хорошо запомнилось?
- В каких жизненных ситуациях вы сможете применить знания и навыки, полученные на этом занятии?
Благодарю Вас за ответы и за активную работу на занятии!
Выставление оценок.
Всем до свидания!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента к активной познавательной деятельности. Преподаватель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий студентам эффективно и качественно усваивать программный материал, поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и во внеурочное время.
Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- применение игр развивает умение работать в коллективе;
- применение игр повышает интерес к предметам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Кузнецов, Л.М. Экологические основы природопользования: учебник для среднего профессионального образования / Л.М.Кузнецов, А.Ю.Шмыков; под редакцией В.Е.Курочкина.
- Ващалова, Т.В. Экологические основы природопользования. Устойчивое развитие: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.В.Ващалова.
- Астафьева, О.Е. Экологические основы природопользования: учебник для среднего профессионального образования / О.Е.Астафьева, А.А.Авраменко, А.В.Питрюк.