Использование арт-терапии на уроках ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО


«Ребенок должен жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…
Без этого – он засушенный цветок»
В.Сухомлинский

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами.

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка школьного возраста.

Методами арт-терапии являются: рисование, лепка , моделирование с бумагой, красками, песком, цветными камнями, музыка и многое другое.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого ребенка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами. Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. Арт-терапия наиболее благотворно влияет на внутренний психологический эмоциональный мир школьника.

Основные задачи методики:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности; формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии:

  • внутри- и межличностные конфликты;
  • кризисные состояния;
  • развитие креативности
  • развитие целостности личности
  • обнаружение личностных смыслов через творчество;
  • осознание и глубокая проработка эмоций;
  • открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей; и другие проблемы

Виды арт-терапии

1. Изотерапия – метод, связанный с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью.

Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы творчества, самовыражения, а значит, неосознанной информации.

2. Цветотерапия - (хромотерапия) - это метод, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.

Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Работа с цветом снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

3. Песочная терапия

Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение.

4. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, с её помощью можно описать характер, передать эмоции. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Довольно часто после арт-терапии дети увлекаются теми видами, техниками и способами творческой деятельности, с которыми они познакомились на уроках. Каждый рисунок уникален. Его невозможно с точностью воспроизвести на последующих занятиях. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. Ребята не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, учатся выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дают возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивают творческие способности.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т.к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для школьников, которые не всегда могут выразить свои мысли в словах.

Список литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
  2. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. С 336.
  3. https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/pesotchnaya-terapiya-dlya-detej
  4. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. С.Пб, «Питер», 2001. - 448 с.