Путешествие в страну Фольклорию

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Цель: Сохранение национальных традиций культурного наследия, формирование национального самосознания, почитание Родины и преданности своему народу.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра - народной мудрости. Побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек.
  • Воспитывать любовь и чуткое отношение к родному языку. Формировать умение обращать внимание на нравоучение, содержащееся в поговорке, извлекать нравственные уроки из сюжета сказки и поступков героев.
  • Развивать у детей связную речь, мышление, память. Развивать чувство юмора у детей.

Дети встают в полукруг.

"Доброе утро всем, кто проснулся!
Доброе утро всем, кто улыбнулся!
Доброе утро светлому Солнцу,
Доброе утро небу в оконце.
Доброе утро певчим синичкам.
Доброе утро нашим гостям!
Будем все нежны, будем все дружны!

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель. Дети, в какой стране мы с вами живём?

Дети. В России.

Воспитатель. Правильно! О нашей стране знают люди во многих странах. Известна она своими городами, музеями, памятными местами, традициями. А ещё наша страна богата русским фольклором. А что же такое фольклор, что к нему относится?

Дети: Фольклор - это народная мудрость. К нему относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, считалки, колыбельные песни, сказки, игры и др.

Воспитатель: Ребята, а для чего русский народ сочинял потешки?

Дети: Чтобы повеселить, успокоить, поучить.

Воспитатель: А какие потешки мы знаем?

Дети: (Читают наизусть знакомые потешки)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много потешек знаете! Ребята, посмотрите, как необычно я нарядилась. Как называется мой наряд? (Сарафан) Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались не так как сейчас в наши времена.

Воспитатель: Дети, я слышу шорох за дверью, сейчас я посмотрю, кто там. Ой, ребята, нам кто-то принёс корзину. Давайте посмотрим и узнаем, от кого она. (Воспитатель достаёт из корзины маршрутную карту и письмо)

Воспитатель: Вот так чудо! Здесь какая-то карта и письмо ! (читает)

Здравствуйте, дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь! Страшный ураган разрушил наши дома и разбросал повсюду кирпичики. Собрать их можно лишь выполнив задания. Очень надеемся, что вы сможете нам помочь и заново построить наши дома.

Жители страны Фольклории.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем мы помочь жителям Фолклории? (Да!)

Тогда в добрый путь! Но куда идти, вы знаете?

Дети: Это карта нашего путешествия. Нам надо идти прямо и найти эмблему с вопросительным знаком "?".

Воспитатель: Правильно! (Дети идут и находят коробку с такой же эмблемой)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое задание нужно выполнить, чтобы открыть эту коробочку с вопросительным знаком?

Дети: Загадать загадки. (Дети загадывают загадки и отгадывают их)

ЗАГАДКИ.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо вы умеете загадывать загадки и отгадывать их!

А теперь давайте опять рассмотрим на нашу карту. Куда указывает стрелочка ?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Какую эмблему мы должны найти ?

Дети: Рот с язычком.

Воспитатель: Давайте отправимся дальше по намеченному маршруту и найдём нужную нам эмблему. (Дети находят 2 коробку) А где же конверт с заданием? (открывает коробку и находит конверт с заданием) Ребята, вам нужно вспомнить и произнести скороговорки и чистоговорки, которые вы знаете.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего русский народ придумал чистоговорки и скороговорки?

Дети: Чтобы правильно и чётко выговаривать звуки в словах и быстро произносить эти слова

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили, а теперь настало время их произнести (Ребята проговаривают по желанию чистоговорки и скороговорки)

Воспитатель: Хорошо поработали ваши язычки, вы справились с заданием! И что нужно делать дальше?

Дети: Взять кирпичики и посмотреть дальнейший маршрут.

Воспитатель: (Уточняет у детей направление стрелки маршрута) А какую эмблему вам нужно найти?

Дети: Эмблему с восклицательным знаком (Дети находят эмблему и коробку с заданием)

Воспитатель: (Читает задание) Вам нужно сыграть в игру, которая называется "Продолжи поговорку или пословицу". Будьте внимательны! Выполнив задание, вы получите кирпичики для домиков. (Воспитатель читает пословицы)

  • Что посеешь - (то и пожнёшь)
  • Осенний день - (год кормит)
  • Делу время - (потехе час)
  • Хлеб - всему - (голова)
  • Кто землю лелеет того земля -(жалеет)
  • Сделал дело - (Гуляй смело)
  • Дракой - (Правду не добудешь)
  • Доброе слово - ( И кошке приятно)
  • Тише едешь - (Дальше будешь)
  • Без труда - (не вытащишь рыбку из пруда)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием! А что мы за это должны получить?

Дети: Кирпичики.

Воспитатель: Путь у нас был длинный и долгий, пришло время отдохнуть и поиграть. В старинные времена мальчики и девочки часто собирались на полянке придумывали игры и играли в них. Они так и назывались русские народные игры. А какие русские народные игры вы знаете? (Ребята по желанию называют русские народные игры ) Давайте поиграем в русскую народную игру "Здравствуй, дедушка Прокоп". А чтобы выбрать дедушку Прокопа, что нам надо сделать ?

Дети: Считалочку. (Желающий ребёнок произносит с читалочку, выбирая водящего)

(Игра "Здравствуй, дедушка Прокоп")

Воспитатель: А куда же нам двигаться дальше? Куда идти не понятно... Ребята, а какие волшебные предметы из русских народных сказок нам могут указать путь или перенести нас в другое место?

Дети перечисляют: волшебная палочка, волшебный клубок, стрела, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебная книга, волшебное зеркало и др.

Воспитатель: Много вы перечислили предметов, а вот нам какой предмет поможет вы узнаете, отгадав загадку.

Кто дорогу нам укажет и на место приведёт?
Через чащу путь проложит, заблудиться не даёт?
Круглый, маленький, пушистый бесконечный шарик быстрый? (Волшебный клубок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадку! (Воспитатель берёт клубок ниток)

Я знаю способ , как сделать этот клубок волшебным. Вы должны назвать русские народные сказки. Чем больше сказок вы назовёте, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

(Словесно-дидактическая игра "Назови русские народные сказки". Дети передают клубочек друг другу, произнося название русской народной сказки).

Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому, что вы знаете много русских народных сказок! А теперь он покажет нам путь в страну Фольклорию.

(Дети вместе с воспитателем произносят слова: "Раз, два, три нам клубочек помоги", клубочек катится...)

Воспитатель: вот мы и на месте. Вот и остатки разрушенных домов. Вы помните, почему они разрушены? (Ответы детей) А о чём нас просили жители страны? (Ответы детей) Давайте из собранных нами кирпичиков построим дома для жителей этой страны. Дети делятся на группы и строят домики из конструктора типа Лего.

Воспитатель: Отлично, ребята, жители этой необыкновенной страны говорят вам огромное спасибо и в благодарность дарят вам книгу русских народных сказок. Но нам пора отправляться домой. Волшебный клубочек нам покажет дорогу домой. (Дети возвращаются "домой", садятся на стульчики) Понравилось вам наше путешествие? А какие задания для вас были сложные, какие лёгкие и почему? (Ответы детей)