Внеурочное занятие "Мастерами славится Россия"

Разделы: Классное руководство, МХК и ИЗО


Проект внеурочного занятия по предмету изобразительное искусство (с включением регионального компонента)

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Основные термины и понятия темы: художественные промыслы России, народный мастер, творчество, источник вдохновения, малая Родина.

Художественно-творческая педагогическая идея:

  • понимание детьми особенностей художественных промыслов России;
  • понимание детьми внутреннего мира мастера - народного умельца;
  • осознанный вывод - традиционные народные промыслы - это гордость и достояние национальной отечественной культуры, достояние России и Костромской земли.

!!! Наша задача - сохранять народные промыслы!

Прогнозируемые результаты:

  • Личностные: положительное отношение к труду и культуре своего народа, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, формирование чувства патриотизма.
  • Метапредметные:
    • регулятивные: адекватно использовать речь, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, планировать деятельность, достигать результата.
    • коммуникативные: умение работать в группе, формировать собственное мнение, вырабатывать общее решение, развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества;
    • познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, умение выделять главное, обобщать, делать вывод.
  • Предметные: обобщить знания о художественных промыслах России и своей малой Родины; выяснить, какова роль народных промыслов в современной жизни.

Образовательные ресурсы:

  1. http://kosmuseum.ru/filials/krasnoselskiy-muzey-yuvelirnogo-i-narodno-prikladnogo-iskusstva/ Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства (филиал ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник») п. Красное - на Волге
  2. https://krinmus.kst.muzkult.ru/ Муниципальное учреждение культуры «Интерактивный музей ювелирного искусства» п. Красное - на Волге (Структурное подразделение "Историко-культурный музей им. Бирюковых")

Ход занятия

Этап занятия

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Предварительная подготовка

Экскурсия
на выставку:
1) «Красносельская скань»

2) мастер-класс «Основы искусства скани»

3) сбор экспонатов для выставки в школе
«Художественные промыслы России и Красноселья»

Организовывает экскурсии в:
1) Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства;

2) Интерактивный музей ювелирного искусства;

3) организовывает сбор материалов и экспозицию выставки в школе «Художественные промыслы России»

1) Посещают экспозицию музея «Красносельская скань»;

2) изучают элементы скани, ювелирные инструменты и материалы;

3) приносят экспонаты на выставку, оформляют экспозицию

Регулятивные:
планирование действий, прогнозирование, саморегуляция

Познавательные:
восприятие информации, сравнение, классификация, отбор главного, необходимого

Коммуникативные: умение слушать, работать в группе, вести диалог

2. Самоопределение к деятельности

Рассматривание экспонатов школьной выставки
! экспонаты можно трогать руками.

Фронтальная беседа

1)Приветствует участников и гостей занятия;

2)организовывает осмотр импровизированной выставки;

3) организовывает момент самоопределения

1) Приветствуют учителя и гостей

2) Рассматривают экспонаты, собранные для импровизированной выставки

3) определяют тему занятия

Регулятивные:
саморегуляция

Познавательные:
сравнение, анализ, синтез, выделение главного

Коммуникативные: умение слушать, принимать участие в беседе

3. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Рассматривание слайдов презентации «Художественные промыслы России»
Фронтальная беседа
Деление на рабочие группы

Организовывает работу со слайдами презентации, разделение участников занятия на рабочие группы

Рассматривают слайды
Определяют названия промыслов
Разделяются на группы

Регулятивные: прогнозирование, планирование

Познавательные: сравнение, анализ и синтез

Коммуникативные: распределение по группам, принятие своей группы

4. Постановка учебных задач

Работа в группах

Анализ иллюстративного материала

Составление опорной схемы

Постановка проблемного вопроса

Организует работу групп
Предлагает группам иллюстративный материал
Организует краткое выступление групп, которые должны ответить на вопросы: Как называется промысел? Из чего изготавливают изделия? Какими узорами украшают? Какие материалы и инструменты используют?
Регулирует составление опорной схемы. Контролирует постановку проблемного вопроса

Рабочие группы анализируют иллюстративный материал
Группы выступают, кратко отвечая на вопросы
Совместно с другими группами составляют на магнитной доске опорную схему «Художественные промыслы России», используя данные иллюстрации.
Ставят проблемный вопрос занятия: «Нам надо выяснить «Какова роль народных промыслов в современной жизни?»

Регулятивные:
целеполагание
контроль коррекция

Познавательные:
построение логических цепей рассуждений

Коммуникативные: умение работать в группе, саморегуляция, умение выражать свои мысли

5. Организация взаимодействия

Работа с текстом
Критическое слушание
Работа в парах: постановка «тонких» и «толстых» вопросов

Раздаёт листы с текстом «Народный мастер»
Организует чтение и слушание текста, работу в парах
Организует анализ тонких и толстых вопросов

Слушают текст (читают ученики-чтецы, заранее подготовленные учителем)
Работают в парах - ставят вопросы к тексту
Презентуют свои вопросы
Слушают вопросы и отвечают на них
Определяют суть художественного творчества, черты характера народного умельца - мастера, особенности его деятельности и жизненного пути

Регулятивные:
оценка, контроль, коррекция

Познавательные:
умение слушать текст, анализировать, выяснять смысл, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: работа в парах, умение слушать, вести диалог, аргументировать, высказывать своё мнение

6. Работа с предметным результатом

Работа в группах - составление синквейна

Презентация синквейнов

Критическое слушание выводы по теме занятия

Предлагает задание группам - составить синквейн на тему «Промыслы», «Мастер», «Творчество»

Регулирует работу групп

Организует презентацию синквейнов,
их анализ

Составляют в группе синквейн
Планируют и осуществляют презентацию синквейна
Презентуют синквейны
Анализируют синквейны других групп, делают важные выводы:
1) Человек - мастер - умелец, мыслитель, труженик, творец
2) РОДНАЯ ПРИРОДА, РОДНАЯ ЗЕМЛЯ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ - вот источник вдохновения народного мастера

Регулятивные:
планируют и регулирую работу группы

Познавательные:
построение логических выводов

Коммуникативные: умение слушать, выражать свои мысли, учебное сотрудничество, публичное представление результатов работы

7. Рефлексия деятельности

Индивидуальная практическая работа

Фронтальная работа

Коллективное панно

Рефлексивный экран

Организует индивидуальную работу детей

Организует фронтальную работу

Организует работу с рефлексивным экраном

Индивидуально выполняют практическую работу - на жёлто-зелёной бумаге, вырезанной в форме листа дерева, маркерами рисуют узор, состоящий из ЭЛЕМЕНТОВ КРАСНОСЕЛЬСКОЙ СКАНИ
Фронтальная работа - на магнитной доске составляют коллективное панно, изображающее ДРЕВО ЖИЗНИ, проводят связи между листками, дорисовывают ствол и ветви, оформляют работу надписью «МОЯ РОДИНА»
Делают выводы, используя «Рефлексивный экран»

Регулятивные:
саморегуляция, контроль, коррекция деятельности

Познавательные:
Анализ, синтез, подведение под понятие, построение логических цепочек

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество

8. Контроль и коррекция

Фронтальная беседа - подведение итогов работы

Важные смыслообразующие выводы.

Организует деятельность учащихся в заключительном моменте занятия

Отвечают на вопросы: Где мастер берёт сюжеты для творчества?
Какими чертами характера должен обладать мастер?
Как можно сохранить промыслы?
Для чего надо сохранять промыслы?
Делают ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: «Надо сохранять народные традиции, так как художественные промыслы - это культурное достояние нашей Родины!»

Регулятивные:
Контроль и коррекция

Познавательные:
Умозаключение, умение делать выводы

Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение высказывать свои, коллективное сотрудничество, мысли, принятие общего решения