Карнавальные маски в технике папье-маше

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: папье-маше, Карнавальные маски


Авторы:
Баранова Мирослава,
Лебедева София,
Чужмарова Екатерина,
Смирнова Ева

Руководитель проекта:
Ковалёва Елена Александровна,
Капитанова Татьяна Ивановна;

Введение

В первые мы узнали о технике изготовления поделок из папье-маше на уроках технологии.

Мы считаем, что данная тема интересна и актуальна тем, что изделия ручной работы уникальны и производятся в единственном экземпляре. А для современного человека изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов.

Цель проекта: изготовить карнавальные маски в технике папье-маше.

Достижение данной цели обусловлено следующими задачами:

  • Узнать историю появления техники папье-маше;
  • Познакомиться с технологией изготовления поделок в технике папье-маше;
  • Апробировать несколько техник изготовления папье-маше;
  • Оформить маски акриловыми красками;
  • Выяснить, какая техника изготовления практичнее.

Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема.

Практическая значимость проекта заключается в том, что маски, изготовленные своими руками, можно подарить или использовать как дополнительный аксессуар к костюму или театральному представлению.

Мы выдвинули следующую гипотезу: можно сделать оригинальные маски своими руками из недорогих материалов.

Презентация

Глава 1

1.1. История появления техники папье-маше

Papier mâché с французского буквально переводится как «жеваная» или «рваная бумага». Исследователи полагают, что этот термин возник в Великобритании в XVIII веке. Считается, что тогда некий английский мастер, который занимался производством изделий из бумаги, нанял на свою мануфактуру француженок. Материал они изготавливали новым, необычным способом - жевали бумагу.

Придумали папье-маше на родине бумаги - в Китае. Первые предметы из этого материала там появились еще в III веке до нашей эры, в эпоху династии Хань. Делали из него в основном посуду, доспехи и шлемы. Для прочности изделия покрывали лаком, поэтому шлемы из папье-маше выдерживали попадание стрел и были очень удобными и легкими.

Эта технология быстро стала популярной. Вскоре изделия из папье-маше появились в Японии, Индии и Персии. Там из этого материала в основном делали культовые предметы - саркофаги, ширмы, ритуальные маски.

Промышленное производство художественных изделий из папье-маше в России возникло только в 19 веке.

В наши дни в старинном подмосковном селе Федоскино занимаются производством шкатулок в технике папье-маше. Одни мастера делают заготовки в технике папье-маше, другие - расписывают их масляными красками.

1.2. Технологии изготовления изделий из папье-маше

Мы узнали, что существует три способа изготовления изделий в технике папье-маше. В домашних условиях можно сделать только двумя способами.

Первый способ- это послойное наклеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В нашем случае это маска.

Второй способ- изготовление пластичной бумажной массы с добавлением воды и клеем ПВА. Масса выкладывается на подготовленную форму до полного высыхания.

Третий способ - это склеивание под давлением пластин твёрдого картона. Этот способ как раз используют в промышленных масштабах в селе Федоскино.

Глава 2

2.1. Поэтапное приклеивание кусочков слоями (маширование)

Мы решили применить первые 2 способа работы в технике папье-маше.

1 способ

Подготавливаем рабочую зону. На стол застилаем газету. Наносим на форму крем для рук, чтобы маска после высыхания легко отходила от формы. Клей ПВА смешиваем с водой до образования консистенции густых сливок.

Затем добавляем кусочки газеты и даём немного пропитаться. Начинаем выкладывать мокрые бумажные кусочки на подготовленную основу. Для прочности будущей маски необходимо накладывать несколько слоёв.

Откладываем поделку на сутки.

Несколько важных советов:

Не стоит сушить папье-маше на батарее, ваша поделка может потрескаться!

Бумагу рвите руками, а не режьте ножницами!

Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.

2.2. Лепка из влажной бумажной массы

2 способ

По второму способу изделие формируются из жидкой бумажной массы. Салфетки рвём на мелкие кусочки, заливаем водой с добавлением клея ПВА и разминаем до однородной пластичной массы. Массу наносим на подготовленную форму и выдерживаем до полного высыхания.

Мы пришли к выводу, что для нас второй способ с использованием бумажной пластичной массы более трудоёмкий и практичный, но требует профессиональных навыков.

2.3. Оформление масок

После того, как полностью все высохло, отделяем папье-маше от пластмассовой формы и приступаем к следующему этапу - оформлению маски. Равномерно наносим белый акриловый грунт и расписываем маски.

Нанесли рисунок карандашом, а затем использовали акриловые краски. Добавили стразы и перья.

Заключение

У нас получилось сделать красивые маски своими руками в единственном экземпляре, которыми можно пользоваться в театральных постановках, карнавалах.
Цель, которую мы поставили в начале проекта, изготовить карнавальные маски в технике папье-маше - выполнена. Задачи, которые мы выдвинули перед работой, реализованы.

  • Мы узнали историю появления техники папье-маше;
  • Познакомились с технологией изготовления поделок в технике папье-маше; Сделали маски двумя способами и оформили их.
  • Выяснили, что второй способ практичнее.

Литература

  1. Ращупкина С., «Поделки из папье-маше», Изд. РИПОЛклассика, 2012 г.
  2. Ресурсы Интернет
  3. http://rifmovnik.ru/lib/4/book02.htm
  4. http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2013/12/23/issledovatelskiy-proektvliyanie