Урок литературного чтения во 2 классе (по учебнику Л.Ф.Климановой)
Цель:
- учить составлять план текста;
- пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
- пересказывать рассказ от лица главного героя;
- подбирать пословицы к содержанию текста;
- читать рассказ по ролям;
- формулировать правила дружеских отношений;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения;
- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;
- отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от лица главного героя;
- формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Оборудование: портрет Н.Носова, карточки с пословицами и д/з, выставка книг, презентация с использованием шаблон с макросом Drag-and-Drop, таблицы «Как подготовить пересказ текста», «Правила работы в паре», «Правила работы в группе».
Используемые технологии:
- Групповые технологии.
- Технология сотрудничества.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология деятельностного метода.
- Технология личностно-ориентированного подхода.
- Технология компетентностного подхода.
Н.Н.Носов «На горке» (2 урок)
I. Организационный момент
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Если я произнесу слово, которое начинается с гласного звука - сядут девочки, а если с согласного - мальчики: горка, обед.
II. Речевая разминка (хором, индивидуально, по рядам)
- Только к обеду горка была готова.
- Прочитать предложение тихо-громко. (Индивидуально)
- Прочитать удивлённо-радостно. (По рядам)
- Прочитать медленно-быстро. (Хором)
III. Актуализация знаний
- Ребята, кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения это предложение?
- Кто автор рассказа «На горке»?
- Что вы знаете о Н.Н.Носове? (Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).
- Какие произведения этого писателя вы читали? Поставьте эти книги на выставку.
- Какие красивые обложки у книг!
- Обложка - это как бы дверь в книгу. С обложки и начинается первое знакомство с книгой.
- Рассмотрите обложку книги. Какую информацию она содержит?
(автор, название, жанр произведения, иллюстрация, выходные данные: где и когда вышла книга - город, издательство, год)
IV. Проверка д/з
- Какое д/з было?
- Дома вы были в роли читателей. Проверим, кто был самым внимательным.
- Я предлагаю ответить на вопросы, ответ будете подтверждать выборочным чтением:
- Почему, сделав горку, ребята ушли домой?
- В какой квартире жил Котька?
- Что придумал Котька, чтобы залезть на горку?
- Где он взял песок? ДВОРНИЦКАЯ - найдите толкование этого слова в словарике на странице 214 учебника.
- Найди и прочитай только те слова, которыми описывается отношение ребят к поступку Котьки?
- Что предлагал ребятам Котька?
- Почему Котька сделал ступеньки?
V. Определение темы урока, постановка цели, задач урока
- Но, чтобы понять главную мысль, характер героев, пересказать текст, определить жанр произведения недостаточно быть только внимательным читателем.
- А что для этого нужно, как вы думаете?
- Надо уметь грамотно, вдумчиво читать, анализировать текст.
- Сформулируйте тему урока: - Сегодня мы продолжим работу по рассказу Н.Носова «На горке».
- Определите цель нашего урока?
- Цель урока: будем учиться делить рассказ на части, составлять план, пересказывать по плану.
- Какие задачи нужно решить для достижения цели:
- Внимательно слушать учителя.
- Учиться анализировать текст.
- Осознанно выбирать из текста нужную информацию.
- Учиться понимать главную мысль рассказа.
- Давать характеристику героям.
- А моя задача - создать условия для восприятия и осознания содержания рассказа, для работы в группах, оказывать помощь при работе над пересказом.
VI. Работа по теме урока. Деление текста на части, составление плана, пересказ
- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их: слайд №1 - используется шаблон с макросом Drag-and-Drop.
- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (Нет)
- Давайте расставим картинки по порядку.
- Какой картинки не хватает?
- У нас получился картинный план:
- Для чего нам нужен план?
- Он поможет нам разделить текст на части.
- С помощью плана легко пересказать текст.
- Повторим алгоритм «Как подготовить пересказ текста»:
- Деление рассказа на части. Выделение ключевых слов каждой части.
- Определение основной мысли каждой части, озаглавливание.
- Составление рисунка-схемы к каждой части.
- Тренировка пересказа по частям, потом всего рассказа.
- Основываясь на картинный план, будем учиться составлять другой план - цитатный, который нам тоже поможет пересказать рассказ.
- Цитата - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста. (Зачитать цитату из текста)
- Будете работать в парах по рядам самостоятельно:
- 1 ряд - 1, 2 картинки;
- 2 ряд - 3, 4 картинки;
- 3 ряд - 5, 6 картинки;
- 7 картинка - все вместе
- К каждой картинке находите нужный фрагмент в рассказе, читаете его, подчёркиваете ключевые слова, озаглавливаете, выделяя главное предложение - цитату.
- Сначала ученики 1 варианта читают, озаглавливают, а потом наоборот.
- Вспомним правила работы в паре:
- Проверка: читают часть, цитату, которой озаглавили.
-У нас получился цитатный план рассказа:
- Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе.
- А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой!
- Только полез на горку - бух носом!
- Он и стал из ящика песок на горку таскать.
- Коньки-то по песку не едут!
- Тут прибежали ребята.
- Засыпай песок снегом!
- Продолжим работать над пересказом рассказа (тренировка пересказа по частям).
- Работа в парах: сначала ученики 1 варианта пересказывают одну часть, а потом наоборот. Потом - всему классу.
- Пересказ рассказа по цитатному плану будет вашим домашним заданием.
- План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках.
- А на обратной стороне - задание. Прочитаем его: нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так: Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…
ФИЗМИНУТКА: а какие вы ещё знаете зимние забавы?
- Покажем пантомимой, как катаетесь на санках, лыжах, коньках, лепите снеговика.
VII. Закрепление. Определение образа главного героя
- Назовите главного героя рассказа.
- Какой Котька Чижов по характеру?
- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? Прочитайте.
- Хитрый. Почему?
- Он не хотел трудиться, но хотел кататься.
- Какую ошибку он совершил? Почему? Был глупым.
- Как вы относитесь к поступку героя?
- Изменился ли Котька в конце рассказа? Он стал лучше.
- Кто помог мальчику измениться? (Его товарищи).
- Прочитайте в учебнике на с. 64 вопрос 4: нужно прочитать по ролям диалог Котьки и ребят.
-Но сначала подумаем, как вы будете произносить слова героев. Оценивают чтение.
- Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Оцените выступление.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Сейчас мы проведем групповую работу четвёрками.
- Повторим правила работы в группе.
- Каждый ряд получает листок с пословицами (Пословицы для групп одинаковы).
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Семь раз отмерь, а один отрежь.
- Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.
- После обсуждения в группах спросить, каково решение группы?
- Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?
- Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят. Но с помощью друзей исправил свою ошибку - отремонтировал горку и даже ступеньки сделал.
IX. Обобщение
- Нравится ли Котька автору, Николаю Носову?
- Почему вы так считаете? Докажите.
- Автор не высмеивает героя, а пишет о нем с доброй улыбкой.
- К какому жанру относится данное произведение? (Юмористический рассказ)
- Это произведение - рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев. Написано в прозе.
- Юмористический, потому что автор использует добрый смех, высмеивая недостатки
- С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ.
- Развеселить читателя.
- Помочь увидеть поступки героев, поразмышлять над ними.
- Подшутить над героем.
- Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят. Нужно быть добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие.
И я, надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу и помочь ему исправиться.
X. Рефлексия
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Какой момент рассказа особенно заинтересовал? Расскажите, зачитайте.
- Задайте друг другу вопросы по рассказу.
- Какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы кататься на горке?
- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока?
- Оцените работу на уроке сигналами-кружочками:
- красный -многое не получилось,
- синий - хорошо работали, но были ошибки,
- зелёный - отлично, всё получилось, цель достигнута.