«Если знаешь куда плыть,
любой ветер может стать попутным»
(народная мудрость)
Профессиональная компетентность педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровья - проблема, которой в настоящее время уделяется большое внимание, и особая роль при этом отводится школе, как образовательному учреждению.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Они помогают учащимся получить образование без ущерба здоровью и воспитывают культуру здоровья. Все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителя, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья обучающихся.
Говоря словами Смирнова Н.К «…здоровым ребенка можно назвать только в том случае, если он физически здоров, эмоционально благополучен, социализирован, интеллектуально развит и нравственно воспитан».[3] Итак, обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляет единое целое - дорогу к здоровью.
Роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и каждый день на каждом уроке дети учатся не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Учитель старается выработать у каждого ученика устойчивую привычку, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне, в повседневной жизни. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь, укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать учащимся необходимые знания, умения навыки, не менее важная задача - сохранить при этом их здоровье. Принцип «Не навреди!» должен стать не только принципом врачей, но и педагогов.
Бесспорен тот факт, что наши дети стали меньше двигаться. Это обусловлено тем, что они больше времени проводят у экрана телевизора, компьютера, а с приходом в школу двигательная активность детей уменьшается. В связи с этим в процессе обучения вводим гимнастику до начала учебных занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные динамические паузы, прогулки с играми.
Физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического здоровья детей, которые важны для развития всех систем организма.
Проводимые во время учебного процесса двигательные упражнения благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности школьников, существенно снижают утомление, предупреждают нарушение осанки. Считаем, что педагог должен работать так, чтобы обучение и воспитание детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.
Педагог должен уметь:
- владеть основами здорового образа жизни;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- моделировать систему взаимоотношений условиях педагогики здоровления;
- личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с классом.
В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по формированию у учащихся культуры безопасного образа жизни. Главная цель по воспитанию безопасного образа жизни у младших школьников - дать каждому ребенку «основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания.»[2]
Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависеть здоровье и жизнь наших детей.
Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения. Дети травмируются не только во время стихийных бедствий, в военных ситуациях, но и в быту, в школе, при транспортных катастрофах. Организм ребенка значительно тяжелее реагирует на повреждения, что связано с недостаточным развитием жизненно важных систем, несовершенством компенсаторных возможностей.
Некоторые повреждения влекут за собой тяжелейшие травматические состояния. Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали
Взрослым следует помнить, что лучшая вакцина против несчастных случаев с детьми - образование и воспитание.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного образа жизни, очень важная и необходимая работа с младшими школьниками. Крайне важно начать ее вовремя, нельзя упускать время.
В формировании культуры здоровья обучающихся можно использовать следующие формы и методы:
- классные часы «Режим дня», «Здоровый сон», «Чистота - залог здоровья»;
- «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье», «Умеем ли мы правильно питаться?» «Растем здоровыми».
- беседы и диспуты: «Если ты дома один». «Правила поведения в экстремальной ситуации»;
- читательские конференции, которые помогают усвоить нормы и принципы нравственности: «Что мы знаем о чувствах», «С кем бы ты хотел дружить?»
- мини-лекции с приглашением детского врача, сотрудников ГИБДД и пожарной службы;
- метод исследовательских проектов - организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе;
- познавательные игры «В научном городке», игра-путешествие «Все нужны на Земле»;
- игры «Растем здоровыми», «Зимушка-зима», «Секреты Мойдодыра»;
- родительские собрания на следующие темы: «Дети и телевизор», «Нужен ли Вашему ребенку спорт?» «Растить детей здоровыми».
Только профессиональная компетентность педагогов школьного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети - будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.
Задачей образовательных учреждений является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни. Мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного урока - позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здоровья школьников.
Список литературы
- Киселева, Г.П., Ковалев, В.А. Здоровье./ Киселева Г.П., Ковалев В.А. //Начальная школа. - 2012. - №2.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
- 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004, 296 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2008. - 109 с.