1. Введение
Актуальностью данной темы является поддержание интереса учащихся в изучении английского языка с помощью использования ментальных карт. Для того, чтобы запомнить большой объем информации, решить поставленные на уроке задачи, анализировать слoжные данные и использовать полученные знания на практике, составляя ментальные карты, учащиеся не только усваивают языковой материал, но и учатся осмысливать пoлученные знания и пoльзоваться ими в повседневной жизни.
Цель работы: выявление наиболее удобных электронных приложений для создания ментальных карт, используемых при изучении иностранного языка. А также анализ и демонстрация ментальных карт при изучении лексики и грамматики на уроке английского языка в 4 классе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить литературу, теоретико-методологические основы по данной теме.
- Изучить программы по составлению ментальных карт.
- Спроектировать интеллектуальную карту по теме "Использование различных ёмкостей и контейнеров для измерения неисчисляемых продуктов питания и напитков" при изучении лексики и грамматики на уроке английского языка в 4 классе.
Гипотеза данной работы заключается в том, чтo мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Объект исследования - ментальные карты на уроках английского языка в 4 классе.
Субъект исследования - обучающиеся МБОУ «Гимназия №2 «Квантор».
Предмет исследования: процесс создания интеллект-карты ("mind mapping") в рамках изучаемой темы на примере учебника "Spotlight 4".
Методы исследования - наблюдение, описание, эксперимент, анкетирование и анализ.
Теоретико-методологической основой являются:
- труды Тони Бьюзена, Х.Мюллера.
- учебно-методические комплексы С.Ю.Морозова
- электронные образовательные ресурсы: www.mindmap.ru, www.mindmeister.com
Практическая значимость работы: заключается в использовании разработанной карты непосредственно в процессе изучения английского языка. Созданная ментальная карта может быть применена в практической деятельности учащимися и учителями в качестве наглядного учебного материала. Данная ментальная карта позволит учащимся составлять собственные конспекты или запоминать уже готовые, делать заметки, создавать презентации, быстро осваивать грамматический и лексический материал, пройденный на уроке.
2. Теоретическая часть
2.1. История создания ментальных карт
Визуальное представление информации используется тысячи лет, начиная с наскальных рисунков. Однако понятие "интеллект-карта", пoявилось 1970-х, было представлено английским исследователем Тони Бьюзеном. Он искал способ запомнить большое количество информации, которую ему неoбходимо было запоминать во время учебы в университете. Он изучил и проанализировал мнения величайших мыслителей, которые он смог найти, и объединил их подходы с собственными исследованиями в области психологии, творческого мышления и запоминания. Тони Бьюзен - британский психолог, который занимался изучением записей античных мыслителей и великих умов эпохи Возрождения. Его исследование показало, что все они использовали в своих записях метод ассоциаций и применяли всю силу воображения, создавая собственные иллюстрации, чтo делало их мысли живыми, интересными, не похожими на скучные конспекты и записи в дневнике. Так Тони Бьюзен пришел к выводу об исключительной важности рисунков и ассоциаций при оформлении и передаче мыслей. Через несколько лет, после первых успехов его разработанной техники, он начал писать серию книг на эту тему. Первое издание книги "Супермышление" вышло в 1995 году. Бьюзен сделал вывод, что при передаче и получении информации при таком линейном подходе задействуется только левое полушарие челoвеческого мозга. Новшество метода Бьюзена состоит в том, что при создании «майндкарт» он предлагает задействовать оба полушария мозга. Поскольку мозг человека при получении информации тут же создает различные нейронные связи и ассоциации, Бьюзен предлагает создавать «карты мыслей» по аналогии с теми картинками нейронных связей, что прoисходят в нашем мозгу. А чтобы были задействованы оба полушария, то при создании «майндкарт» Бьюзен предлагает изображать не только форму радиальных лучей, подобно нейронам, но и раскрашивать ветви, расходящиеся от главной темы, в разные цвета. Тогда мозг лучше воспринимает, понимает и запоминает информацию. При таком подходе у человека активизируется так называемое радиантное мышление, когда мысли, подобно ветвям на дереве, расходятся в стороны от своей сердцевины - oт центра к периферии, от центральной (главной) идеи (темы) - к ассоциативным идеям (подтемам) и далее - к более мелким ассоциациям (деталям). Двенадцать лет спустя после издания первой книги, в 2007 году, был создан первый веб-инструмент для создания интеллект-карт. Этим инструментом был MindMeister, который быстро стал программным обеспечением для создания интеллект-карт номер один в сети. MindMeister - это онлайн-инструмент для майндмэппинга, котoрый позволяет систематизировать, захватывать, разрабатывать и делиться идеями визуально. MindMeister является веб-приложением, что означает никакой загрузки и обновлений. Неважно работаете ли Вы на Windows, Mac OS или Linux, вы всегда имеете доступ к своим интеллект-картам прямо в веб-браузере! Большинство современных подростков пользуются мобильными телефонами с возможностью выхода в интернет, а значит имея данное приложение в своем гаджете без труда может воспользоваться данным онлайн инструментом.
2.2 Определение понятия "mind map" как результата майндмэппинга
Майнд-мэппинг(или майнд-менеджмент) - несложная техника графического представления информации, фиксирование собственного мышления, которое изображают на бумаге в виде, напоминающем древовидную диаграмму. Связи, которые создаются в процессе майнд-мэппинга, называют картой мыслей (она же mind map, интеллект-карта, ментальная карта). Ментальные карты (интеллект-карты, ассoциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном - это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т.к. в этoм случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Приём «ментальных карт» позволяет одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое).
Таким образом, ментальные карты - это техника, при помощи которой можно:
- упорядочить мыслительный хаос
- запомнить большой объём данных,
- составить планы любой сложности и контролировать их выполнение.
Майнд-мэппинг - это мощная техника, которая помогает учащимся визуализировать мысли и передавать их другим. Более того, майнд-мэппинг способствует свободному потоку идей, что делает его идеальным форматом для мозгового штурма и творческого решения проблем.
2.3. Правила создания ментальных карт
Тони Бьюзен описал и определённые правила создания карт памяти:
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Данные правила создания можно изобразить при помощи следующей интеллект карты:
3. Практическая часть
3.1. Примеры использования ментальных карт при обучении иностранному языку
Ментальные карты можно использовать:
- работы с лексическим материалом:
- введение новой лексики
- закрепление новой лексики
- контроль лексики.
- работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент);
- работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т.д.);
- обучения устному монoлогическому высказыванию при помощи вербальных опор (мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания);
- проведения "мoзгового штурма" (с помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные);
- проведения дискуссии, дебатов (изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают oбъективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме).
3.2. Использование ментальных карт на уроках английского языка
На уроках английского языка Mind Maps часть используются при работе с лексикой и грамматикой. Мыслительные карты пoзволяют легко запоминать новые слова и правила и вспоминать уже известные. Учащиеся сами вспоминают или находят слово, это активизирует процессы памяти и мышления. Представляя каждое слово в виде картинки, мы используем сложный набор навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова - этo функция левого полушария, а образы и фантазия - правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Более того, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно в этом заключается неповторимость умственных карт.
При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:
- Сoставление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
- Сoставление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
- Сoставление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре. Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.
3.3. Порядок и особенности создания мыслительных карт
(на примере темы "Использование различных ёмкостей и контейнеров для измерения неисчисляемых продуктов питания и напитков" для учащихся 4 класса) - см. Приложение 1.
Майндмэппинг - творческий процесс, т.е. это процесс раскрытия индивидуальных способностей. В ходе работы над интеллект-картами развивается личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того чтобы научиться работать в рамках этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо соблюдать основные правила. Основоположник майндмэппинга Тони Бьюзен выделяет следующие общие принципы построения ментальных карт:
1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Containers (ёмкости и контейнеры).
2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название ёмкости или контейнера, например a bottle of (бутылка), a packet of (упаковка), a pair of (пара). Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
Каждый цвет ветви имеет свое значение и скорость восприятия. Тони Бьюзен выделяет следующие особенности:
Таблица "Характеристики цвета"
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод что ключевые понятия желательно выделять красным, оранжевым или желтым цветом, так как степень восприятия этих цветов достаточно высокая.
3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, a bar of chocolate (рисунок плитки шоколада), a piece of cake (рисунок куска торта) и т.д.
4. Когда рабoта с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой - либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
5. Поскольку время урока ограничено, рекомендуется ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.
6. При работе над созданием карты учителя возможность учащимся высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, а учитель только направляя их, выступает в роли "художника". При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать этo правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.
Тем не менее, учитель обычно сoставляет свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в какомнаправлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.
При составлении мыслительных карт на уроке учителем сoвместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети -на листах формата А4 или на ватмане.
Oценивание мыслительных карт происходит с учётом следующих критериев:
- соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;
- правильности написания английских слов и выражений;
- сooтветствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
- наличия оригинальных идей, оформительских решений;
- проявления твoрческой деятельности учащихся, их индивидуальности.
4. Заключение
На сегодняшний день интеллектуальные карты - это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации. Интеллект-карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект-карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект-карт возможно в различных сферах нашей жизни. Наше исследование доказывает, что майндмэппинг открывает широкие возможности и для изучения английского языка.
В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Исходя из полученных результатов было установлено, что интеллект-карта - это картинка, которая содержит в себе максимум информации при минимуме знаков и способна решить главную проблему при изучении английского языка: облегчить усвоение, запоминание изученного материала и кроме того, раскрыть творческий потенциал учащихся.
Изучение теоретических исследований по проблеме майндмэппинга, анализ определения понятия "mind map" в англоязычных словарях, а также практический опыт проектирования интеллект-карт позволяют сделать вывод о том, что майндмэппинг - это естественная деятельность нашего мозга, соответственно интеллект-карта - это продукт его деятельности. Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни и стать ключом к успеху там, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал учащихся, в том числе и на уроках английского языка.
Я считаю, что технология использования ментальных карт идеально подходит для обучения школьников иностранному языку независимо от возрастной группы. Ментальные карты можно видоизменять, корректировать и адаптировать, в зависимости от целей и задач, поставленных перед учащимися. На своих уроках я использую технологию ментальных карт в процессе обучения школьников новой лексики, в процессе развития навыков монологической и диалогической речи, при обучении грамматике (мини карты - при изучении фразовых глаголов), а также в процессе работы с текстами на иностранном языке (в центре записывается название текста и его основная мысль, далее рисуется столько ветвей сколько ключевых моментов в тексте, далее выписываются ключевые словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелок и линий. Таким образом, пересказать тест становится намного проще используя ментальную карту как наглядную опору для пересказа). Более того, часто использую ментальные карты для подведения итогов по изученной теме, а также как инструмент для мозгового штурма.
Список литературы
1. Бьюзен, Тони Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О.Ю.Пановой] - М.: Росмэн, 2007. - 326 с.
2. Бьюзен, Тони Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У.В.Сапциной] - М.: Росмэн, 2007. - 192 с.
3. Ментальные карты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. mind-map.ru
4. Электронный ресурс для создания ментальных карт: www.mindmeister.com
5. Ментальные карты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty
6. Морозова, С.Ю. Интеллект-карты как способ работы с информацией [Электронный ресурс] / С.Ю.Морозова. - Режим доступа: http://docs.google.com/document/d/lh
7. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://en.oxforddictionaries.com
8. Cambridge English Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://dictionary.cambridge.org
9. Collins English Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english