Предупреждение и выход из конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности на примере хореографического коллектива "Аура-DANCE"

Разделы: Дополнительное образование


Коллектив - (от лат. Collectivus - собирательный), социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. В процессе творчества возникают различные формы организации коллективов. Одной из распространенных форм, являются хореографические, которые возникают ради совместного достижения определенных целей, таковым и является хореографический коллектив «Аура-DANCE» лицея № 36 ОАО «РЖД». На первом плане в нашем коллективе стоит общение, которое является сложным процессом, протекающим от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность в реализации своего творческого потенциала, в приобщении к нравственно-эстетическим ценностям, которые заложены в искусстве.

Хореографический коллектив «Аура-DANCE» имеет свои особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников, представляя собой многоплановую и сложную систему образования совместной деятельности, так как его участниками являются в основном дети разных возрастов, с различными физическими данными и типами характера. В связи с этим возникает вопрос, возможно ли, в таком коллективе прожить без конфликтов? Конечно, нет! Конфликты объективны и неуничтожимы. Человек - это отдельная личность, у каждого свой характер, взгляды на жизнь. Каждый индивидуален. На основе разных факторов возникают разногласия и противоречия. Конфликты необходимы, благодаря им, человек задумывается о происходящем, получая навыки нового общения.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, убеждений, личностных качеств, межличностных отношений, знаний, умений, способностей, функций управления, средств, методов деятельности, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, понимания, интерпретации информации, оценок и самооценок.

Рассматривая, черты характера и особенности поведения характерные для конфликта, были выделены следующие моменты:
- стремление доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;
- принципиальность, подталкивающая к враждебным действиям и поступкам;
- излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;
- необоснованная и недостаточно аргументированная критика;
- плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;
- консерватизм мышления, взглядов, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива;
- стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
- стремление к независимости - хорошее качество, но до определенных пределов, пока оно не перерастает в стремление делать "все, что хочу";
- излишняя настойчивость, тем более если она граничит с навязчивостью;
- несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;
- неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
-творческая инициатива - хорошо, но когда человек проявляет инициативу там, где его, не просят, то это создает напряженную ситуацию.

Каждый цивилизованный человек должен уметь эффективно сглаживать споры и разногласия, быть коммуникабельным в любой ситуации. К счастью, конфликты имеют не только отрицательные стороны, но и положительные. Каждый человек может выявить из конфликтов что-то полезное для себя: познать себя и других, с другой стороны посмотреть на действительность.

Отрицательные стороны конфликта:

  • отрицательные эмоции, переживания;
  • ухудшение климата в коллективе;
  • потеря времени;
  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве.

Положительное воздействие конфликта:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается определенный набор ценностей;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • является важнейшим источником развития человека, общества, государства;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • конфликт - толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.

Существует несколько причин, по которым могут возникать конфликты:

    бытовые - это костюмы для концертов или занятий; место в первой линии, на середине зала или у станка и т.д.;
  • административные, возникают в разделении полномочий между детьми одного возраста и разного, преподавателем и музыкантом, педагогом и родителями;
  • психологические. Например, парень спорит с девчонкой; участник-холерик с меланхоликом; старший участник с младшим и т.д.; профессиональные, возникают разногласия между руководителем коллектива и хореографом по различным вопросам, начиная от постановки танцев, костюмов, музыки и многого другого; этические, возникают вокруг поведенческих норм на основе разных национальных интересов (пунктуальный участник спорит с тем, кто всегда опаздывает, культурный человек - с менее воспитанным и т.д.); идеологические, возникают на фоне разных мнений к ценностям семьи, ссора родителей с детьми, людей зрелого возраста - с молодыми и т.д.;
    амбициозные, появляются когда кто-то из субъектов претендует на более высокий статус, в котором ему отказывает другой субъект.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Межличностные и межгрупповые конфликты плохо отражаются на всех процессах жизнедеятельности. Ссоры между отдельными ребятами отрицательно влияют не только на них самих, но и на весь коллектив. Если атмосфера недоброжелательная, маленькая обида, ссора приведет к проявлению жестокости к другим ребятам.

Выделяют четыре вида конфликтов:

  • внутриличностный;
  • межличностный;
  • межгрупповой;
  • личностно-групповой.

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются:

1. Конфликт «ученик - ученик» - разногласия между детьми - обычное явление. В данном случае педагог не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между участниками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, враждебность к любимым ученикам учителя, личная неприязнь к человеку, симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика).

Способы решения конфликтов между учениками.

Часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно. Если вмешательство со стороны педагога все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, ограничившись подсказкой, чтобы участник сам нашел выход из ситуации.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог педагога с ребенком. К ученику надо обращаться по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений.

2. Конфликт «педагог-родитель»- подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как педагогом, так и родителем.

Причины конфликта между педагогом и родителями: разные представления сторон о средствах воспитания, недовольство родителя методами обучения педагога, личная неприязнь. Но главный аргумент родителей последние годы в том, что они платят деньги, а значит руководитель коллектива постоянно, что то должен.

Способы решения конфликта с родителями ученика.

При возникновении конфликтной ситуации важно разобраться в ней спокойно, но обычно конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда произошла оценка ситуации и проблема обрисована, стоит понять правильность действий обеих сторон, наметить путь к разрешению конфликта. Следующим этапом должен стать открытый диалог педагога и родителя. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли о проблеме родителю, проявить понимание, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

3. Конфликт «педагог-ученик» - конфликты наиболее частые, так как ученики и педагоги вместе проводят много времени.

Причины конфликтов между педагогом и учениками: отсутствие единства в требованиях педагогами, много требований к ученику, ученик считает себя недооцененным, педагог не может примириться с недостатками ученика, личные качества педагога или ученика.

Способы решения конфликта педагога и ученика.

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих участников, недобросовестно выполняющие свои обязанности. Вдохновить ученика на успехи и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в коллективе.

Выбор стратегии разрешения конфликта существенно зависит от того, в каком времени должна осуществляться работа с ним - в прошедшем, настоящем или будущем. Если конфликт уже произошёл, то тактика ухода от конфликта не будет эффективной. В данном случае нужно прибегать к методу уступок и приспособления, либо к тактике компромисса или сотрудничества, в зависимости от того, какой цели мы ожидаем при решении конфликта. Метод избегания конфликта эффективен при управлении конфликтом и его предупреждении.

Педагог должен уметь сосредоточиться на проблеме, погасить эмоции, снять угрозы, отбросить обвинения, найти приемлемые варианты решения конфликта.

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными, рассмотрим подробно один из исходов - предупреждение конфликта педагога с учениками. Этот исход зависит главным образом от самого педагога. Прежде всего, при возникновении конфликтной ситуации он не должен допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта. Опытный педагог для предупреждения конфликтов проводят индивидуальные беседы с учениками, в ходе которых выясняют их позицию и разъясняют свою. При этом педагогу можно дать следующие рекомендации:

  • проявлять внимание, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к слабостям, выдержку, спокойный тон к ученику;
  • строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны ученика;
  • постоянно поддерживать с учеником обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;
  • чуть затягивать темп беседы, если ученик взволнован или говорит излишне быстро;
  • попытаться мысленно поставить себя на место ученика и понять, какие события привели его в это состояние;
  • дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
  • уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;
  • подчеркнуть общность цели, интересов, показать ученику заинтересованность в решении его проблемы;
  • подчеркнуть лучшие качества ученика, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство педагога, его обида на ученика, которую он не смог сдержать, или же нежелание ученика понять необходимость требований педагога приводят к межличностному конфликту. Тогда, у педагога возникает новая задача - погасить возникший конфликт, не дать ему перейти в затяжной, хронический, втянуться в него другим участникам коллектива.

Педагогу необходимо знать разные способы разрешения конфликтов:

  • Применить юмор, который позволяет возвыситься над ситуацией. Важно обнаружить в противоречии какие-то смешные стороны и, огласив их, снять психологическое напряжение.
  • Показать нежность, любовь, ласковое обращение. Это обезоруживает. Ребенок видит, что уважение к нему сохранено. Проявленная по отношению к нему нежность, любовь придают ему духовные силы, а значит, спокойствие разума. Иногда достаточно употребить ласковое обращение и противоречие затухает, ситуация разряжается.
  • "Выход чувств". Необходимо давать ученику возможность выразить свои эмоции.
  • Найти компромисс - это образцовый способ разрешения конфликта. Субъекты идут на уступки друг другу.
  • Совместно проанализировать ситуацию.

Для проведения анализа необходимы определенные условия, в частности:

  • нейтральная территория;
  • продуманные и логичные вопросы для выяснения;
  • полная доверительность друг к другу;
  • состояние психологического равновесия.

"Расширение духовного горизонта". Педагог, разбирая конфликт, обращает внимание на жизненные ценности, более высшего порядка.

  • Обратиться к авторитетному лицу как третейскому судье. Конфликтующие субъекты называют лицо, которому доверяют и мнение которого безоговорочно признают. Его решение считается окончательным. Обычно участники обращаются к руководителю коллектива.
  • Предъявить ультиматум. Жесткий способ. Применяется редко.
  • Подавить конфликт. Жесткий способ. Используется в экстремальных случаях.
  • Разорвать связи. К сожалению, нередко руководители используют этот способ, выгоняя участника или участников из коллектива.

Почему конфликты протекают так напряженно, что первые способы становятся малодейственными? Надо сказать, что конфликт не возникает на пустом месте. Он зарождается и пребывает в еле заметной форме, при этом долго не разрешается. Его начинают замечать только тогда, когда конфликт достигает крайних проявлений. Если бы его заметили и стали разрешать в самом зародыше, тогда юмор и шутка, нежность и ласка, бесспорно, могли бы помочь.

Рассмотрим спектр нарастающих форм конфликта:

  • Недовольство: противоречие еще не осознано. Столкновения пока нет, но неудовлетворенность во взаимодействии уже проявляется в мимике, пластике, в интонациях.
  • Разногласие: противоречия явно выявилось. Оно высказывается, выражается, оглашается. Субъекты осознают момент противоречия.
  • Противодействие: никто из субъектов не хочет уступать объект своего интереса и делает все, чтобы реализовать свое желание.
  • Противостояние: застывшее противодействие. Позиции субъектов очерчены. Они не желают уступать друг другу.
  • Противоборство: начинаются действия, направленные уже не на овладение объектом интереса, а на самого противника. Борьба идет против него, а не за свой интерес.
  • Информация к размышлению: педагогический конфликт имеет свою профессиональную специфику. Там, где интересы участника коллектива столкнулись с интересами руководителя, на самом деле не может быть серьезного конфликта, отчаянного противоборства. Интересы руководителя танцевального коллектива должны лежать в плоскости интересов его воспитанников, участников, любителей.

Правильно реагируя на поведение ребенка, педагог берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Существуют пять основных стилей поведения при конфликте.

Способы регулирования конфликтов

Способ разрешения конфликта

Утверждение, предпочтения при способах разрешения конфликта

Эффективность такого способа разрешения конфликта

УКЛОНЕНИЕ - попытка выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

1.Сложно отстаивает свою позицию, даже если знает, что прав.
2. Избегает напряженных конфликтных ситуаций.
3. Исход не очень важен.
4. Сохранение покоя.
5. Желание выиграть время.
6. Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека.
7. Ваш собеседник обладает большей властью.

+ Оправдан как один из способов разрешения конфликта в межличностном противостоянии.
+ Человек сам конфликты не создаёт.
- Неэффективен, если конфликт возник по каким-либо объективным причинам.
- Переход конфликта в скрытую форму.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов.

1. Важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
2. Много времени уделяет проблемам других забывая о себе.
3. Лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения.
4. "Давайте жить дружно".
5. Другой человек обладает большей властью.

+ Может быть способом разрешения конфликта. Наиболее эффективен в конфликтах организационного характера.
+ Сохраняется взаимоотношения между людьми.
- Не оправдан при эмоциональном раздражении противников друг на друга.
-Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.

СОРЕВНОВАНИЯ - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

1. Исход очень важен.
2. Из любого конфликта надо выйти победителем.
3. Обладание определенной властью.
4. Необходимость срочного решения.
5. «Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения».

+ Эффективен, если оппонент легко идет на уступки.
- Неэффективен во всех других случаях.
- При поражении - неудовлетворенность.
- При победе - чувство вины; испорченные отношения.

СОТРУДНИЧЕСТВО - совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон.

1. Четкое понимание точки зрения другого.
2. Решение важно обеим сторонам.
3. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
4. Требуются умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.
5. Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.

+ Эффективен между грамотными, эмоционально интеллектуальными участниками конфликта.
+ Справедливое, окончательное разрешение конфликта.
- Временные и энергетические затраты.
- Негарантированность успеха.
- Бывает трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.

КОМПРОМИСС - взаимные уступки.

1. Отзывается на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
2. Легко соглашается уступить, если и другой поступает также.
3. Часто соглашает на первое же условие, если оно ведет к урегулированию во взаимоотношениях.
4.Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.

+ Эффективен при любом конфликте; способность к компромиссу высоко ценится в социуме.
+Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.
- Могут проявиться такие последствия, как неудовлетворенность "половинчатыми" решениями.
-Причины конфликта полностью не устранены, что повлечет последствия.

Для успешного взаимодействия с участниками коллектива педагог должен обладать:

  • эмоциональной устойчивостью - способность контролировать колебания настроения и справляться со стрессом, уравновешенность, оптимизм;
  • эмоциональной зрелостью - качество, характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно-психическое состояние в условиях, требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту;
  • коммуникативной компетентностью - сформированные навыки общения, умение устанавливать психологический контакт, слушать, ориентироваться в сложных ситуациях взаимодействия и использовать в них широкий набор речевых средств (темп, интонационное и лексическое разнообразие…).

Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в ситуации кризиса, конфликта и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в разрешении кризисных моментов играют следующие факторы:

  • признать существование конфликта;
  • адекватность отражения конфликта;
  • определить возможность переговоров;
  • открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
  • выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта;
  • создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
  • реализовать принятое решение на практике.

Вывод: Таким образом, можно говорить о том, что разрешение конфликта является непростым и требующим усилий действием - это целое искусство, особенно если в нем участвуют дети. От педагога требуется высокий уровень профессионализма, чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать веру в себя со стороны участников коллектива. Учет индивидуальных особенностей детей педагогом делает отношения более продуктивными и эмоциональными. Споры и разногласия надо решить так, чтобы каждый ребенок сделал для себя правильный вывод, в будущем не боялся отстаивать свое мнение и не замкнулся в общении с окружающими. Каждый ребёнок с самого детства уже является личностью со своим мировоззрением, поэтому необходимо найти необходимые подходы.

По большей степени процесс общения в хореографическим коллективе «Аура-DANCE» строится на дружбе. Очевидно, что именно «будничная дружба» между участниками коллектива, между родителями и детьми является первоначальной и основной формой организации взаимоотношений.

Из вышесказанного следует, что грамотная организация коллектива его руководителем, взаимопомощь, поддержка, совместное решение творческих задач, обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования личностных качеств каждого участника коллектива. По мнению Ю. Козырева, снижение или возрастание частоты конфликтов между участниками коллектива зависит от того, насколько успешно происходит усвоение учениками духовных (нравственных) ценностей, ибо именно духовность является детерминирующим основанием деятельности, поведения и поступков учеников.

Список использованной литературы

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. "Конфликтология".- М: Трикста, 2005.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005.
  3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М. 1990.
  4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
  5. ЗденекХелус. Понимаете ли вы ученика?, М., 1987.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении, М., 1987.
  7. Кондратьева С.В. Учитель-ученик, М., 1984.
  8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.
  9. Питюков В.И. Основы педагогической технологии. - М., 1997.
  10. Петровский А.В., Ярошевский Н.Г. "Краткий психологический словарь". - М., 1990.
  11. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.
  12. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
  13. Холмуминова Б.А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. - 2016. - №10.
  14. Хохлов С.И. "Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося", изд. "Аркти", - М., 2008.