Цель занятия: учить детей различать звуки [ц]-[с] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
- звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
- анализа и синтеза предложений, текста.
- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
- Расширять сенсомоторный репертуар.
- Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.
Оборудование: презентация, 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [л'] и [р'], картинки-символы с изображением Цацы и насоса Самсона, таблица "Характеристика звуков", слоговые таблицы, мяч, на каждого ребёнка звуковые линейки, карточки с буквами ц и с.
Ход занятия
I. Оргмомент и повторение пройденного материала
(Слайды 2-5)
На доске 2 ряда по 7 картинок: В 1-м ряду картинки, в названиях которых встречается звук [л'], во 2-м - в названиях которых встречается звук [р'].
- По какому признаку сгруппированы картинки?
Работа идёт с каждым рядом по очереди. Дети называют картинки, запоминают их, затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево.
II. Знакомство с новым материалом
1. Дифференциация изолированных звуков [ц]-[с]
- Послушайте историю, которая произошла с нашими сегодняшними героями и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии? (Слайды 6-9)
Воображала и модница Цаца ехала по дороге на машине и часто отвлекалась, поглядывая на своё отражение в зеркале. В один из таких моментов она не заметила, что на её пути оказался сломанный деревянный ящик с торчащим наружу гвоздём. Машина наехала на него, гвоздь пробил колесо, и оно спустилось. Цаце пришлось остановиться. Она расстроилась и растерялась: "Что же делать?" На дороге не было видно ни одной машины. Но, немного успокоившись, вспомнила про единую службу спасения. Цаца позвонила по номеру 112 и вызвала техническую скорую помощь. Через некоторое время приехал механик насос Самсон. Он ловко и быстро поменял колесо и подкачал его. Пока Самсон ремонтировал машину, он объяснил Цаце, кто виноват в произошедшем. Ребята, а вы как думаете, кто же виноват?
Цаца подумала над словами насоса Самсона и поняла, что виновата она сама, потому что когда ты находишься за рулём автомобиля, велосипеда, самоката, т.е. любого транспортного средства, нельзя отвлекаться, иначе всё может закончится намного хуже.
К счастью, эта история закончилась благополучно. А Цаца приобрела хорошего друга - Самсона.
- Кто догадался, какие же звуки мы будем сравнивать? …
- Чтобы вы лучше различали эти звуки, насос Самсон и модница Цаца дарят свои песенки. (Слайд 10)
- Спойте песенку Цацы:
Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
«Ца - цо - цу - цы - це!»
(И.Лопухина)
- Какой любимый звук у Цацы? … (Слайд 11)
- А теперь споём песенку Насоса:
Жил был насос, жил был насос,
Любил смеяться он до слёз!
Любил качать он колесо:
«Са - сэ - су - сы - со!»
- Какой любимый звук у Насоса? …
- Сформулируйте тему нашего занятия.
- Звуки [ц] и [с] и буквы Ц и С. (Слайд 12)
Сравнение звуков [ц]-[с].
- Посмотрите внимательно на слайд и устно дайте характеристику каждому звуку. (Слайд 13)
Звук [ц] - согласный, твердый непарный, глухой непарный.
Звук [с] - согласный, твердый парный, глухой парный.
Звук [с'] - согласный, мягкий парный, глухой парный.
- А теперь ответьте устно на вопросы. (Слайд 14)
- Какие звуки может обозначать буква Ц («Це)?
- Звук [ц] непарный по какому признаку?
- Какие звуки может обозначать буква С («Эс»)?
- Чем отличается звук [с] от звука [с']?
- Звук [с] парный по какому признаку?
Ответы можно проверить на слайде 15.
- Чем же похожи эти звуки и чем они отличаются? …
- По основным фонетическим признакам они одинаковы, но звучат по-разному. Почему?...
Чтобы ответить на этот вопрос произнесите звуки, глядя в зеркала.
Произносим звук [с]. Как работают губы, язык и какая воздушная струя?
- Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] можно произносить долго.
- Произносим звук [ц]
- Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.
- Чем отличается произношение этих звуков? (Разная воздушная струя)
- А ещё звук [ц] - это сложный звук. Он состоит из двух простых звуков: [т] и [с]
А теперь зарисуйте портреты наших героев и запишите характеристику их любимых звуков (с опорой на таблицу), отличия заключите в красную рамку (Слайды 16-19):
Таблица. Сравнение фонетических и артикуляционных характеристик звуков.
[ц]
|
ЗВУКИ |
[с] |
1. Гласный или согласный? |
||
2.Твёрдый или мягкий?
|
||
3. Звонкий или глухой?
|
||
4. Губы |
||
5. Язык |
||
|
6. Воздушная струя |
|
2. Дифференциация звуков [ц]-[с] в слогах
(Слайд 20)
Цаца и насос Самсон любят путешествовать. В очередной отпуск они отправились вместе из Санкт-Петербурга в Краснодар. Путь предстоял долгий, надо было хорошо заправить машину. Они приехали на заправку, но она была не совсем обычной. Чтобы заправиться надо выполнять задания. За хорошее выполнение заданий полагаются бонусы - бесплатные экскурсии по городу. Оказалась, что такие заправки есть во всех городах, которые планирую посетить Цаца и насос Самсон. Но чтобы воспользоваться таким выгодным предложением, нашим героям нужна ваша, ребята, помощь. Вы готовы помочь?.. Хорошо.
Задание первое. (Слайд 17)
а). Чтение слогов по слоговой таблице: (Слайды 21-23)
- Читай слоги строками: сначала слог Цацы, одновременно грозя ей указательным пальцем, и сразу же слог насоса Самсона, одновременно опуская руки вниз и качая воображаемый насос.
- А теперь наоборот: читай слог насоса, и сразу же слог Цацы, сопровождая соответствующими движениями рук.
- А сейчас читай строки из 4-х слогов!
- А теперь читаем слоги сначала столбиками, а затем строками
цас - сац
цос - соц цус - суц цис - сыц цес - сэц |
сца - цса
|
(Слайд 24)
- Вы справились, молодцы! А Цаца и насос Самсон отправились на экскурсию по городу - Санкт-Петербургу.
После экскурсии они направились в южном направлении. Следующим городом, в котором они решили подзаправиться, стали Сольцы. (Слайд 25)
Задание второе.
б). Игра «Рифмы» с мячом. (Слайд 26)
Прочитайте все слова и соберите из них пары так, чтобы получились рифмы. Запомните получившиеся у вас пары. Мы с Самсоном будем кидать вам мяч и говорить слово из первого столбика, а вы возвращаете мяч и называете слово из второго столбика, подходящее по рифме.
свет - цвет
овца - оса
цапля - сабля
кольцо - колесо
цокал - сокол
- Какие же вы умники! Снова заработали бонус. Экскурсия по городу Сольцы (Слайд 27)
- Новая остановка в городе Старицы. (Слайд 28) Задание третье.
в). Игра «Запиши слоги". (Слайд 29)
Послушайте слоги и запишите их двумя цветами.
Синей ручкой пишите буквы, обозначающие твёрдые согласные, а красной - буквы, обозначающие гласные.
са - ца - са - ца
цо - цо - со - цо
су - цу - цу - су
цы - сы - сы - цы
сэ - це - сэ - сэ - це
Проверьте, правильно ли вы всё сделали? (гиперссылка по кнопке)
- И снова экскурсия по городу Старицы, спасибо, ребята, за помощь!
- Теперь Цацу и Самсона ожидает город Липецк. (Слайд 31)
Задание четвёртое.
4. Дифференциация звуков [ц] - [с] в словах.
а). Игра «Сигнальщики». (Слайд 32)
Встаньте ровно, руки на пояс и маршируйте, высоко поднимая колени. Старайтесь маршировать медленно, в одинаковом ритме. Закройте глаза, легко сомкните губы и дотрагивайтесь языком изнутри то до правой щеки, то до левой.
Слушайте слова. Если услышите звук [ц] - соединяйте большой и указательный палец правой руки (как кольцо из цациной цепи), а если услышите звук [с] - опускайте руки вниз и качайте воображаемый насос!
- Царапина, сольфеджио, цыплята, сомнение, славяне, цыгане, циркуль, сновидение, центрифуга, слиток, скорпион, цилиндр, гравитация, голубцы, аплодисменты, обескураженный, бряцание, перестраховка, поленница, водостойкий, канцелярия… славословие,царица, солнцепёк, сострадание, концентрация, санкция, соприкосновение, концертмейстер, сцепление, песцовый…
- Вы были внимательными, молодцы! Снова гуляем по городу и знакомимся с Липецком. (Слайд 33)
- По пути в Краснодар Цаца и Самсон посетили город Саратов. (Слайд 34) Задание пятое.
б). Игра "Найди место звука!" (Слайд 35)
Анализ и синтез слов. Работа со звуковой линейкой.
Слушайте слова, определяйте какой звук, [ц] или [с], есть в каждом слове и место, на котором он находится (считайте звуки по пальцам или по линейке).
Запишите на новой строке транскрипции найденных звуков, а цифрой обозначьте их место в слове.
Конкурсант, дореволюционный, длинношёрстный, добросовестный, дистанция, демонстрация, воспитанница, отцовский.
- Прекрасно! Вы снова справились и заслужили экскурсию по Саратову. (Слайд 36)
- До конечного пункта нашим героям осталось совсем немного, но проехать мимо Тихорецка они не смогли. Задание шестое. (Слайд 37)
в). Игра «Три цвета» (Слайд 38)
Анализ и синтез слов. Запись слов тремя цветами под диктовку.
- Назовите слова по картинкам.
- Щелкните мышью по кнопке справа от картинки и проверьте свой ответ.
- Пропойте слово и запишите на свободной строке простым карандашом его транскрипцию.
- Под транскрипцией запишите слово прописными строчными буквами.
Цвет букв должен отражать характеристики звуков. Поставьте ударение и разделите на слоги. - Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают!
сцена, сахарница, песцы, скворцы.
Проверьте свою запись по кнопке в правом нижнем углу.
- Отлично! Получите заслуженную награду - экскурсию по городу Тихорецку. (Слайд 39)
- И вот наконец Цаца и насос Самсон въехали в город Краснодар. (Слайд 40) Задание седьмое.
5. Дифференциация звуков [ц]-[с] в предложениях, текстах.
Диктант. Анализ и синтез предложений, текста. (Слайд 41-43)
Щелкните мышью и прослушайте текст диктанта полностью. А теперь приступайте к записи диктанта. На следующем слайде нажимайте по порядку на каждую кнопку, слушайте предложения и записывайте их тремя цветами. Цвет букв должен отражать характеристики звуков.
Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают! Обратите внимание на слово распускаются ([ца])
Сад.
Это сад. В саду много цветов. Цветут настурции и цикламены. Распускаются ([ца]) флоксы и астры. Стас целый день проводит в саду. Он сам ухаживает за цветником, высаживает и поливает цветы. У Стаса прекрасный сад.
- И снова заработали бонус. Цаца и Самсон получили большое удовольствие, осматривая и изучая город Краснодар. (Слайд 44)
- Закончилась поездка Цацы и насоса Самсона. Спасибо вам, ребята, за помощь! Благодаря вашей помощи, они увидели и узнали много интересного и познавательного о некоторых больших и не очень городах России и решили продолжить свои путешествия по стране в свой следующий отпуск.
III. Итог занятия
(Слайд 45)
- Припомните, в каких городах побывали Цаца и Самсон?
- Как вы думаете, почему они выбрали именно эти города?
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?