Дифференциация звуков [ц]–[с]

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Ключевые слова: звуки [ц]–[с]


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цель занятия: учить детей различать звуки [ц]-[с] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
    • звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
    • анализа и синтеза предложений, текста.
  • Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

Оборудование: презентация, 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [л'] и [р'], картинки-символы с изображением Цацы и насоса Самсона, таблица "Характеристика звуков", слоговые таблицы, мяч, на каждого ребёнка звуковые линейки, карточки с буквами ц и с.

Ход занятия

I. Оргмомент и повторение пройденного материала

(Слайды 2-5)

На доске 2 ряда по 7 картинок: В 1-м ряду картинки, в названиях которых встречается звук [л'], во 2-м - в названиях которых встречается звук [р'].

- По какому признаку сгруппированы картинки?

Работа идёт с каждым рядом по очереди. Дети называют картинки, запоминают их, затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево.

II. Знакомство с новым материалом

1. Дифференциация изолированных звуков [ц]-[с]

- Послушайте историю, которая произошла с нашими сегодняшними героями и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии? (Слайды 6-9)

Воображала и модница Цаца ехала по дороге на машине и часто отвлекалась, поглядывая на своё отражение в зеркале. В один из таких моментов она не заметила, что на её пути оказался сломанный деревянный ящик с торчащим наружу гвоздём. Машина наехала на него, гвоздь пробил колесо, и оно спустилось. Цаце пришлось остановиться. Она расстроилась и растерялась: "Что же делать?" На дороге не было видно ни одной машины. Но, немного успокоившись, вспомнила про единую службу спасения. Цаца позвонила по номеру 112 и вызвала техническую скорую помощь. Через некоторое время приехал механик насос Самсон. Он ловко и быстро поменял колесо и подкачал его. Пока Самсон ремонтировал машину, он объяснил Цаце, кто виноват в произошедшем. Ребята, а вы как думаете, кто же виноват?

Цаца подумала над словами насоса Самсона и поняла, что виновата она сама, потому что когда ты находишься за рулём автомобиля, велосипеда, самоката, т.е. любого транспортного средства, нельзя отвлекаться, иначе всё может закончится намного хуже.

К счастью, эта история закончилась благополучно. А Цаца приобрела хорошего друга - Самсона.

- Кто догадался, какие же звуки мы будем сравнивать? …

- Чтобы вы лучше различали эти звуки, насос Самсон и модница Цаца дарят свои песенки. (Слайд 10)

- Спойте песенку Цацы:

Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
«Ца - цо - цу - цы - це!»
(И.Лопухина)

- Какой любимый звук у Цацы? … (Слайд 11)

- А теперь споём песенку Насоса:

Жил был насос, жил был насос,
Любил смеяться он до слёз!
Любил качать он колесо:
«Са - сэ - су - сы - со!»

- Какой любимый звук у Насоса? …

- Сформулируйте тему нашего занятия.

- Звуки [ц] и [с] и буквы Ц и С. (Слайд 12)

Сравнение звуков [ц]-[с].

- Посмотрите внимательно на слайд и устно дайте характеристику каждому звуку. (Слайд 13)

Звук [ц] - согласный, твердый непарный, глухой непарный.

Звук [с] - согласный, твердый парный, глухой парный.

Звук [с'] - согласный, мягкий парный, глухой парный.

- А теперь ответьте устно на вопросы. (Слайд 14)

  1. Какие звуки может обозначать буква Ц («Це)?
  2. Звук [ц] непарный по какому признаку?
  3. Какие звуки может обозначать буква С («Эс»)?
  4. Чем отличается звук [с] от звука [с']?
  5. Звук [с] парный по какому признаку?

Ответы можно проверить на слайде 15.

- Чем же похожи эти звуки и чем они отличаются? …

- По основным фонетическим признакам они одинаковы, но звучат по-разному. Почему?...

Чтобы ответить на этот вопрос произнесите звуки, глядя в зеркала.

Произносим звук [с]. Как работают губы, язык и какая воздушная струя?

- Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] можно произносить долго.

- Произносим звук [ц]

- Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

- Чем отличается произношение этих звуков? (Разная воздушная струя)

- А ещё звук [ц] - это сложный звук. Он состоит из двух простых звуков: [т] и [с]

А теперь зарисуйте портреты наших героев и запишите характеристику их любимых звуков (с опорой на таблицу), отличия заключите в красную рамку (Слайды 16-19):

Таблица. Сравнение фонетических и артикуляционных характеристик звуков.

[ц]

ЗВУКИ

[с]

1. Гласный или согласный?

2.Твёрдый или мягкий?
Парный или непарный?

3. Звонкий или глухой?
Парный или непарный?

4. Губы

5. Язык

6. Воздушная струя

2. Дифференциация звуков [ц]-[с] в слогах

(Слайд 20)

Цаца и насос Самсон любят путешествовать. В очередной отпуск они отправились вместе из Санкт-Петербурга в Краснодар. Путь предстоял долгий, надо было хорошо заправить машину. Они приехали на заправку, но она была не совсем обычной. Чтобы заправиться надо выполнять задания. За хорошее выполнение заданий полагаются бонусы - бесплатные экскурсии по городу. Оказалась, что такие заправки есть во всех городах, которые планирую посетить Цаца и насос Самсон. Но чтобы воспользоваться таким выгодным предложением, нашим героям нужна ваша, ребята, помощь. Вы готовы помочь?.. Хорошо.

Задание первое. (Слайд 17)

а). Чтение слогов по слоговой таблице: (Слайды 21-23)

  1. Читай слоги строками: сначала слог Цацы, одновременно грозя ей указательным пальцем, и сразу же слог насоса Самсона, одновременно опуская руки вниз и качая воображаемый насос.
  2. А теперь наоборот: читай слог насоса, и сразу же слог Цацы, сопровождая соответствующими движениями рук.
  3. А сейчас читай строки из 4-х слогов!

- А теперь читаем слоги сначала столбиками, а затем строками

цас - сац
цос - соц
цус - суц
цис - сыц
цес - сэц

сца - цса
сцо - цсо
сцу - цсу
сци - цсы
сце - цсэ

(Слайд 24)

- Вы справились, молодцы! А Цаца и насос Самсон отправились на экскурсию по городу - Санкт-Петербургу.

После экскурсии они направились в южном направлении. Следующим городом, в котором они решили подзаправиться, стали Сольцы. (Слайд 25)

Задание второе.

б). Игра «Рифмы» с мячом. (Слайд 26)

Прочитайте все слова и соберите из них пары так, чтобы получились рифмы. Запомните получившиеся у вас пары. Мы с Самсоном будем кидать вам мяч и говорить слово из первого столбика, а вы возвращаете мяч и называете слово из второго столбика, подходящее по рифме.

свет - цвет
овца - оса
цапля - сабля
кольцо - колесо
цокал - сокол

- Какие же вы умники! Снова заработали бонус. Экскурсия по городу Сольцы (Слайд 27)

- Новая остановка в городе Старицы. (Слайд 28) Задание третье.

в). Игра «Запиши слоги". (Слайд 29)

Послушайте слоги и запишите их двумя цветами.

Синей ручкой пишите буквы, обозначающие твёрдые согласные, а красной - буквы, обозначающие гласные.

са - ца - са - ца
цо - цо - со - цо
су - цу - цу - су
цы - сы - сы - цы
сэ - це - сэ - сэ - це

Проверьте, правильно ли вы всё сделали? (гиперссылка по кнопке)

- И снова экскурсия по городу Старицы, спасибо, ребята, за помощь!

- Теперь Цацу и Самсона ожидает город Липецк. (Слайд 31)

Задание четвёртое.

4. Дифференциация звуков [ц] - [с] в словах.

а). Игра «Сигнальщики». (Слайд 32)

Встаньте ровно, руки на пояс и маршируйте, высоко поднимая колени. Старайтесь маршировать медленно, в одинаковом ритме. Закройте глаза, легко сомкните губы и дотрагивайтесь языком изнутри то до правой щеки, то до левой.

Слушайте слова. Если услышите звук [ц] - соединяйте большой и указательный палец правой руки (как кольцо из цациной цепи), а если услышите звук [с] - опускайте руки вниз и качайте воображаемый насос!

- Царапина, сольфеджио, цыплята, сомнение, славяне, цыгане, циркуль, сновидение, центрифуга, слиток, скорпион, цилиндр, гравитация, голубцы, аплодисменты, обескураженный, бряцание, перестраховка, поленница, водостойкий, канцелярия… славословие,царица, солнцепёк, сострадание, концентрация, санкция, соприкосновение, концертмейстер, сцепление, песцовый…

- Вы были внимательными, молодцы! Снова гуляем по городу и знакомимся с Липецком. (Слайд 33)

- По пути в Краснодар Цаца и Самсон посетили город Саратов. (Слайд 34) Задание пятое.

б). Игра "Найди место звука!" (Слайд 35)

Анализ и синтез слов. Работа со звуковой линейкой.

Слушайте слова, определяйте какой звук, [ц] или [с], есть в каждом слове и место, на котором он находится (считайте звуки по пальцам или по линейке).

Запишите на новой строке транскрипции найденных звуков, а цифрой обозначьте их место в слове.

Конкурсант, дореволюционный, длинношёрстный, добросовестный, дистанция, демонстрация, воспитанница, отцовский.

- Прекрасно! Вы снова справились и заслужили экскурсию по Саратову. (Слайд 36)

- До конечного пункта нашим героям осталось совсем немного, но проехать мимо Тихорецка они не смогли. Задание шестое. (Слайд 37)

в). Игра «Три цвета» (Слайд 38)

Анализ и синтез слов. Запись слов тремя цветами под диктовку.

  • Назовите слова по картинкам.
  • Щелкните мышью по кнопке справа от картинки и проверьте свой ответ.
  • Пропойте слово и запишите на свободной строке простым карандашом его транскрипцию.
  • Под транскрипцией запишите слово прописными строчными буквами.
    Цвет букв должен отражать характеристики звуков. Поставьте ударение и разделите на слоги.
  • Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают!
    сцена, сахарница, песцы, скворцы.
    Проверьте свою запись по кнопке в правом нижнем углу.

- Отлично! Получите заслуженную награду - экскурсию по городу Тихорецку. (Слайд 39)

- И вот наконец Цаца и насос Самсон въехали в город Краснодар. (Слайд 40) Задание седьмое.

5. Дифференциация звуков [ц]-[с] в предложениях, текстах.

Диктант. Анализ и синтез предложений, текста. (Слайд 41-43)

Щелкните мышью и прослушайте текст диктанта полностью. А теперь приступайте к записи диктанта. На следующем слайде нажимайте по порядку на каждую кнопку, слушайте предложения и записывайте их тремя цветами. Цвет букв должен отражать характеристики звуков.

Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают! Обратите внимание на слово распускаются ([ца])

Сад.

Это сад. В саду много цветов. Цветут настурции и цикламены. Распускаются ([ца]) флоксы и астры. Стас целый день проводит в саду. Он сам ухаживает за цветником, высаживает и поливает цветы. У Стаса прекрасный сад.

- И снова заработали бонус. Цаца и Самсон получили большое удовольствие, осматривая и изучая город Краснодар. (Слайд 44)

- Закончилась поездка Цацы и насоса Самсона. Спасибо вам, ребята, за помощь! Благодаря вашей помощи, они увидели и узнали много интересного и познавательного о некоторых больших и не очень городах России и решили продолжить свои путешествия по стране в свой следующий отпуск.

III. Итог занятия

(Слайд 45)

- Припомните, в каких городах побывали Цаца и Самсон?

- Как вы думаете, почему они выбрали именно эти города?

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?