Урок русского языка в 3-м классе по теме «Склонение имен существительных» (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Русский язык

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, склонение имен существительных


Цель:познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного - склонение.

Обучающие цели:

  • ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
  • научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

Развивающие цели:

  • формирование учебно-познавательной деятельности;
  • формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи, умения слушать.
  • развитие внимания и орфографической зоркости;
  • развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
  • развитие интереса к предмету.

Воспитывающие цели:

  • воспитание навыка самостоятельной работы;
  • воспитание навыка работы в группах, в парах;
  • воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  • Формировать универсальные учебные действия.

Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная работа.

Средства обучения - учебник «Русский язык» для 3 класса - Часть вторая./ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - М.: Вентана - Граф, 2022. - Начальная школа XXI века, презентация.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, карточки-знаки, смайлики 3 цветов, лист самооценки.

Источники информации:

  • технологическая карта урока;
  • литература для учителя;
  • учебники;
  • интернет-сайты

Ход урока

I. Организационный момент

Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.

II. Актуализация знаний

- Открываем тетрадь и записываем

Девятое февраля
Классная работа

1. Словарная работа

- Записываем слова в столбик.

Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня (дядя, дедушка)

Проверка.

- Проверяем внимательно с экрана.

- Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

- Все ли словарные слова вы записали? Почему? Что заметили?

(дядя и дедушка не словарные слова).

- Как вы думаете, а для чего они записаны?

- Запишите их в тетрадь. (Самооценка детей) - карточка

- Ребята, что вы можете сказать об этих словах? (Ответы детей)

2.Определение рода имен существительных и выделение окончаний

Учитель. - Во всех словах выделите окончание и определите род.

- Работаем по цепочке (окончание и род в скобках).

- А на сколько групп можно разделить слова? (ответы детей).

- В зависимости от окончания и рода в начальной форме (в И.п.)

Все существительные можно разделить на 3 группы, т.е. на 3склонения.

III. Сообщение темы урока. Постановка цели

- Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (Склонение имен существительных).

Целеполагание.

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (Определять склонение имен существительных,…).

IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации)

Учитель.

Тему новую опять
Надо нам запоминать.
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
К концу урока исчезнут все сомнения.
- Поможет вам … (карточка - «Тайны языка».)

1. Самостоятельное изучение новой темы. (Решение проблемы)

- А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне, открыв учебник на странице 35.

2. Работа в группах.

- Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3 (ответы детей сначала выслушивает учитель).

3. Распределение существительных по склонениям.

- Еще раз, на что необходимо обратить внимание? ( на окончание и род).

- По цепочке определяем склонение у наших слов.

1 СКЛ.
(Ж.Р.,М.Р.) - А,Я

2 СКЛ.
(М.Р. С.Р.-О,Е)

3 СКЛ.
(Ж.Р. с Ь знаком на конце)

Москва

ветер

морковь

деревня

холод

сирень

аптека

облако

тетрадь

яблоня

болото

дядя

счастье

дедушка

Вывод:

- Так какой вывод мы можем сделать?

- Попробуйте его сформулировать.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний

1. Работа со словами (в паре).

(слова на табличках врассыпную)

- Посмотрите на таблички и докажите, правильно ли расставлены слова по склонениям? (дружба, мысль, тетрадь, зима, радость, тетрадка, солнце).

(слова врассыпную).

Учитель.

- Запишите их в тетрадь.

- А сейчас мы будем работать…(карточка «Работа в паре».)

- Поменяйтесь тетрадями.

- Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

  • 1 скл.
  • 2 скл.
  • 3 скл.

- А сейчас проверим (выходят по одному, расставляют по склонениям - род записан с обратной стороны).

Учитель.

Вывод: - По каким признакам мы группируем существительные?

(Ответы детей: по роду и окончанию).

VII. Закрепление знаний и умений

1. Работа по учебнику.( стр. 35 упр.3 )

Учитель: - А сейчас что за задание мы будем с вами выполнять?

- Поможет вам… «Давай подумаем»

- Какие слова не выписали?

- Объясните свой выбор.

- А поможет …(карточка - «Подсказка»)

- Существительное шампунь-м. р.

VIII. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой

- Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту,с заданием которой вы справитесь лучше всех.

Задание 1. Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.

Земля

Лень

Овца

Дуб

Дедушка

Мышь

Солнце

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Задание 2. Определи тип склонения по его признакам.

  • М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.
  • Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
  • Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

Задание 3. Определите и запишите склонение имён существительных.

И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.

На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.

Взаимопроверка.

IX. Обобщение и систематизация знаний

- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

- Достигли ее?

- Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных? (ответы детей).

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Оцените результаты своего труда на уроке.

- Кто хочет показать их? Прокомментируйте. (Смайлики разного цвета)

- А сейчас покажем результаты труда всего класса.
(на доске появляется круг из смайликов: красные-все получилось, зеленые -нужно еще постараться, синие -предстоит много трудиться.)

- С каким настроением заканчиваем урок?

XI. Домашнее задание

1. Правило выучить.

2. Задание на выбор (Дифференцированное)

а) стр. 37, упр.2.

б) из стихотворения «Привет» С.Дрожжина выписать все существительные и определить склонение.

С.Дрожжин «Зимний день»

По задворью злится
и трещит мороз,
иней серебрится
на ветвях берез.
В улице немая
тишина кругом,
только галок стая
вьется над селом.