Тип: информационный калейдоскоп.
Цели:
- Повторять и закреплять, усовершенствовать знания по изученной теме «Числа от 1 до 1000. Письменное и устное сложение и вычитание трехзначных чисел», учить анализировать свою работу. Упражнять в письменном сложении и вычитании, в устных вычислениях, в решении задач на сравнение. Обучать приемам накопления, сопоставления, сравнения фактов. Расширить знания детей по теме «Космонавтика».
- Создать условия для реализации ранее изученного, взаимооценки и самооценки, развития творческих способностей при составлении задач; развивать умения работать в паре; развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать.
- Содействовать воспитанию гражданственности; вызвать познавательный интерес и творческий подход, стремление расширять свои знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, цифровая доска, индивидуальные карточки для проверки знаний, раздаточные карточки для фиксирования новых знаний.
I. Организационный этап
- Проверьте готовность к уроку.
(на парте лежит таблички с примерами обратной стороной)
II. Актуализация знаний
Сегодня необычный урок. Он посвящен историческим событиям и знаменитым людям. На этом этапе я сохраню интригу.
III. Устный счет
1. Математический диктант
Слайд № 2
- Найди сумму чисел 460 и 40.
- Найдите разность 389 и 80.
- Найдите произведение 200 и 3.
- Найдите частное 180 и 6.
- Из какого числа нужно вычесть 70, чтобы получить 330
- К какому числу нужно прибавить 110, чтобы получить 550
- Найдите 1/5 от числа 500.
- Сколько десятков в числе 289
- Сколько сотен в числе 709
- Уменьшите 490 на 4 сотни.
- 5 м 48 см переведи в см.
Слайд № 3
Ответы:
500, 309, 600, 30, 400, 440, 100, 28, 7, 90, 548
- На какие группы можно разделить числа (однозначные, двузначные, трехзначные)
- Разложите число 309 на сумму разрядных слагаемых
- Число 440, 548
- Назовите числа в порядке убывания 600-П, 548-У, 500-Т,440-Е, 400-Ш,309-Е, 100-С,90-Т, 30-В, 28-И, 7-Е
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие
- А в какое путешествие мы сегодня отправимся, вы поймете, когда решите задачи
Слайд № 4
А) На одну рубашку для космонавта идет по 3 метра полотна. Сколько метров полотна понадобится на 26 таких рубашек? 3*26=78 м
Б) На 20 костюмов для космонавтов идет 200 метров прочной материи. Сколько материи понадобится на 9 таких костюмов?
- Мы отправимся в космическое путешествие.
Открываю доску
- Когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)
- В 1957 году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Он стал первым искусственным небесным телом. Первый искусственный спутник открыл человеку путь в загадочный космос. Запущен был для проверки научных расчётов и решений.
- Отправляемся покорять космос - открывать планеты, совершая математические расчёты и решения
- А на чем совершим путешествие? (на ракете)
Слайд № 5
- Какую геометрическую фигуру напоминает ракета? Какой треугольник называется равнобедренным? (Равнобедренный треугольник)
Одна сторона равнобедренного треугольника равна 80 мм, а другая в 2 раза меньше. Найдите периметр треугольника. (80 : 2 = 40, 80 * 2 + 40 = 200 мм = 20 см)
Открываю первую планету - Меркурий
(читает Алена) Меркурий - является самым маленьким и быстрым небесным телом среди земных планет. Период обращения вокруг Солнца составляет 88 суток.
- Космонавты во время полета ведут записи в бортовых журналах.
- Открываем свои бортовые журналы. (тетради), записываем сегодняшнюю дату.
2. Работа с учебником
А) - Открываем научно-исследовательский журнал на с. 76 № 1 - № 2 - устно, № 4 - письменно
Открываю вторую планету - Венера
- (читает Ксюша) Астрономы называют Венеру утренней и вечерней звездой. Такое название она получила потому, что появляется незадолго до восхода Солнца и остается видимой после захода. По своим размерам она схожа с Землей.
Физминутка - Космос
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Б) - Именно наша историческая родина гордится первыми полетами женщин.
- Назовите женщин-космонавтов
Слайд 6
- Валентина Владимировна Терешкова - первый космический полёт совершила в 1963 года на космическом корабле Восток-6, став таким образом первой женщиной в мире космонавтом. Герой Советского Союза, а также первая в истории Российской армии женщина генерал.
- Светлана Евгеньевна Савицкая - в 1982 году в качестве космонавта-исследователя совершила первый полёт на кораблях "Союз Т-5", "Союз Т-7" и орбитальной станции "Салют 7". В 1984 года первой в истории среди женщин вышла в открытый космос. Единственная женщина дважды Герой Советского Союза.
- Елена Владимировна Кондакова - свой первый космический полёт совершила в 1994 года в составе экспедиции "Союз ТМ-20", после чего провела 5 месяцев на орбитальной станции "Мир". В 1995 году награждена званием Герой Российской Федерации.
- Елена Олеговна Серова - 26 сентября 2014 года совершила космический полёт на пилотируемом корабле "Союз ТМА-14М", после чего провела 5,5 месяцев на Международной Космической Станции. В 2016 году награждена званием Герой Российской Федерации.
3. Дидактическая игра «Мальчики и девочки»
- Чтобы открыть название третьей планеты, мы сыграем в игру «Мальчики - девочки».
Описание: на карточках записаны примеры. На оборотной стороне у одних карточек синий цвет, а у других - красный. Если карточка синего цвета - ответ хором называют мальчики, если карточка красного цвета - ответ хором называют девочки.
600 : 3 + 200
|
900 : 100 + 491 |
23 * 4 |
291 + 509 |
1000 - 5 * 100 |
80 * 2 + 40 |
48 : 3 |
605 + 318 |
Открываю третью планету - Земля
(читает Виолетта) Это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.
- Огромную роль для космонавтов играет развитие логического мышления, потренируемся и мы в развитии логики.
4. Работа в парах
Открываю четвертую планету - Марс
(читает Амина) Из истории Планеты:
Марс имеет красноватый цвет. Причиной красноватого оттенка планеты является оксид железа. Попросту: ржавчина. Тонкий слой атмосферы Марса определяет вполне земные климатические условия. Там также дуют ветры, проносятся пыльные бури; бывают туманы и наступают жуткие морозы. Наличие воды. Грунт насыщен минералами и микроэлементами. Также на Марсе проведён цикл экспериментов по выращиванию искусственно воспроизведённых в лабораториях бактерий, водорослей, лишайников. Результаты положительные. Один из микроорганизмов смог адаптироваться к новому климату лучше, чем к земному. Возможно, где-то в пещерах и расщелинах Марса были или продолжают существовать условия для возникновения жизни. Ученых давно интересует вопрос - есть ли жизнь на плане Марс? Вопрос до сих пор остаётся открытым.
- Сегодня вы, выполняя математические действия с числами в пределах тысячи, открыли планеты земной группы.
5. Рефлексия
Дети на доске развешивают звезды. Красная звезда - у меня большие пробелы с устными и письменными вычислениями в пределах 1000. Желтая звезда - есть незначительные пробелы в данной теме. Синяя звезда - у меня нет проблем при вычислениях в пределах 1000.
6. Итог
- Сейчас космос доступен каждому человеку. В космос можно отправиться в качестве туриста, а в 2020 году был снять первый в истории человечества художественный фильм в космосе. Для этого нужно иметь крепкое здоровье и отличную физическую подготовку. Может и из вас кто-нибудь тоже станет космонавтом, исследует планету Марс и докажет, что на Марсе будут яблони цвести.
- В заключение нашего урока я хочу включить вам куплет одной замечательной песни «И на Марсе будут яблони цвести». Эта песня была написана в 1963 года к художественному фантастическому фильму «Мечте навстречу».