«Для парусника, который не знает куда плыть,
ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Для реализации современных требований общества к образованию педагогами передовых российских школ используется авторская педагогическая технология - технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г.Петерсон. Эта технология направлена на формирование не только предметных результатов освоения программы, но и способствует развитию у детей деятельностных способностей и качеств личности, которые обеспечивают их успешность в будущем.
Технология деятельностного метода может использоваться учителем в образовательном пространстве на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задачах и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации. Пятый год являюсь участником инновационной площадки по применению технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон в образовательном процессе. Познакомиться с результатами деятельности можно на школьном сайте МБОУ «СОШ № 14» в разделе инновации.
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать , проконтролировать свою педагогическую деятельность. Самоанализ урока открытия новых знаний является одним из инструментов формирования и развития профессиональных качеств учителя. До урока нужно проверить, а поставлены ли достижимые, диагностические педагогические цели урока, актуальные для данного класса (личностные, метапредметные, предметные). Проанализировать требования к реализации каждого этапа и как продемонстрирована учебная деятельность учащихся. Так на этапе Мотивации к учебной деятельности следует выделить следующие требования к реализации:
- Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
- Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).
- Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).
Мотивация:
- согласован маршрут из учебных шагов (знаю как НАДО);
- выполнен настрой на работу (ХОЧУ);
- согласована тематическая рамка урока (МОГУ);
- дети настроены на работу, их рабочее место подготовлено.
В начале этапа Актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии рекомендуется организовать в течении 3-5 минут самопроверку и самооценку детьми заданий из домашней работы по готовому образцу, отметить для себя, каким способом зафиксировано затруднение. Далее следует:
- Организовать актуализацию знаний и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
- Организовать обобщение и фиксацию актуализированных знаний.
- Организовать самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия.
- Организовать фиксацию учащимися индивидуального затруднения в пробном действии (ПД).
Опорные знания: актуализированы и зафиксированы на доске.
Выполнение пробного действия:
- индивидуально каждым учеником;
- неформальное, дети заинтересованы.
Фиксация затруднения: учащимися самостоятельно.
При организации самопроверки учащимися домашнего задания (3-5 мин):
- Детьми проведена самопроверка; самооценка по критериям.
- Работу на этапе Выявления места и причины затруднения построить в зависимости от способа фиксирования учащимися затруднения:
- «Я не могу (не знаю как) решить /обосновать (названа конкретная задача для ПД)»
- Организовать анализ задачи, выявление места и причины затруднения (какого общего способа пока не знаем).
- «Я не могу (не знаю как) решить /обосновать (не названы ни сама задача, ни искомый способ)»
- Задать вопрос: «Какую задачу мы пока не смогли решить?» Организовать анализ задачи, выявление места и причины затруднения (как в варианте 1).
- «Я не знаю как (верно назван искомый общий способ)»
- Уточнить, что предложен вариант причины затруднения
- Согласовать ее со всеми детьми (2-3 раза повторить) и сразу перейти к этапу IV.
На данном этапе нужно организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения - какого именно общего знания им не хватает (общего правила, алгоритма и пр.) для выполнения заданий такого типа вообще («что пока не знаю»).
Выявление места затруднения: помогло учащимся назвать причину затруднения.
Выявление причины затруднения: учащиеся самостоятельно назвали, какого знания им недостает для решения задачи («что я пока не знаю?»)
На IV этапе - Построение проекта выхода из затруднений следует организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения:
- Поставить цель учебной деятельности (цель всегда состоит в том, чтобы устранить причину затруднения, а именно: добыть новое знание; научиться его применять).
- Согласовать тему урока.
- Определить способы работы (сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения / освоения нового знания.
- Составить план реализации поставленной цели.
Далее нужно проанализировать как продемонстрирована учебная деятельность учащихся.
Цель деятельности и тема урока: сформулированы самостоятельно учащимися.
Способы работы: сформулированы самостоятельно учащимися (под руководством учителя).
План деятельности: учащиеся выдвигают свои гипотезы построения плана.
На этапе Реализации построенного проекта обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися. Для этого:
- Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
- Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках (с помощью эталона).
- Организовать соотнесение построенного учащимися нового знания с учебником или другим критерием истинности (образец, подготовленный учителем; справочник; энциклопедия и пр.).
- Организовать фиксацию преодоления затруднения, создать ситуацию успеха.
- Организовать уточнение общего характера нового знания.
Реализация проекта:
- организовано коммуникативное взаимодействие в групповой работе, выдвижение детьми своих гипотез и их обсуждение;
- учащиеся самостоятельно построили новое знание в группах (парах).
Защита проектов: учащиеся защитили проект самостоятельно; создана ситуация успеха.
Фиксация открытия: эталон составлен и осмыслен самими учениками, проведено его сравнение с образцом (в учебнике, в сборнике эталонов и др.).
На этапе первичное закрепление во внешней речи следует организовать выполнение заданий на применение нового знания в типовых ситуациях с проговариванием вслух шагов решения, их обоснование с помощью образца (эталона).
Первичное закрепление:
- фронтально по образцу с проговариванием шагов решения в громкой речи;
- в парах (группах) по образцу с проговариванием шагов решения в громкой речи.
При проведении этапа Самостоятельная работа с самопроверкой используется индивидуальная работа. Следует:
- Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание; самопроверку СР по эталону для самопроверки (образцу, подробному образцу).
- Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок; рефлексию выполнения задания (Какого типа ошибки встретились? На что обратить внимание при выполнении заданий?)
- По результатам выполнения СР создать ситуацию успеха для каждого ученика (по возможности).
Самостоятельная работа:
- организована самостоятельная работа учащихся по новой теме;
- учащиеся самостоятельно выполнили самопроверку и коррекцию допущенных в СР ошибок по эталону для самопроверки (образцу, подробному образцу);
- по результатам СР проведена рефлексия учебной деятельности.
Далее выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг - этап Включения в систему знаний и повторений. Следует:
- Организовать выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание.
- Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными.
- Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.
Выявление взаимосвязей:
- учащиеся определили связь нового знания с ранее изученным - при решении каких заданий его можно использовать; связь нового знания с другими областями знания;
- организовано повторение заданий, имеющих на данном этапе обучения методическую ценность.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой стороны - подготовка к введению в будущем новых норм.
На этапе Рефлексия учебной деятельности на уроке фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Технологический уровень реализации ТДМ предполагает включение в практику работы эталонов и создает условия для целенаправленного формирования УУД, в том числе и умения учиться.
Литература
- Л.Г.Петерсон, Ю.А.Агапов, М.А.Кубышева, В.А.Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2006.
- https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/