Самоанализ урока как один из инструментов формирования и развития профессиональных качеств учителя

Разделы: Математика, Администрирование школы

Ключевые слова: деятельностный подход


«Для парусника, который не знает куда плыть,
ни один ветер не будет попутным»
Сенека

Для реализации современных требований общества к образованию педагогами передовых российских школ используется авторская педагогическая технология - технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г.Петерсон. Эта технология направлена на формирование не только предметных результатов освоения программы, но и способствует развитию у детей деятельностных способностей и качеств личности, которые обеспечивают их успешность в будущем.

Технология деятельностного метода может использоваться учителем в образовательном пространстве на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задачах и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации. Пятый год являюсь участником инновационной площадки по применению технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон в образовательном процессе. Познакомиться с результатами деятельности можно на школьном сайте МБОУ «СОШ № 14» в разделе инновации.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать , проконтролировать свою педагогическую деятельность. Самоанализ урока открытия новых знаний является одним из инструментов формирования и развития профессиональных качеств учителя. До урока нужно проверить, а поставлены ли достижимые, диагностические педагогические цели урока, актуальные для данного класса (личностные, метапредметные, предметные). Проанализировать требования к реализации каждого этапа и как продемонстрирована учебная деятельность учащихся. Так на этапе Мотивации к учебной деятельности следует выделить следующие требования к реализации:

  1. Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
  2. Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).
  3. Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

Мотивация:

  • согласован маршрут из учебных шагов (знаю как НАДО);
  • выполнен настрой на работу (ХОЧУ);
  • согласована тематическая рамка урока (МОГУ);
  • дети настроены на работу, их рабочее место подготовлено.

В начале этапа Актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии рекомендуется организовать в течении 3-5 минут самопроверку и самооценку детьми заданий из домашней работы по готовому образцу, отметить для себя, каким способом зафиксировано затруднение. Далее следует:

  1. Организовать актуализацию знаний и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
  2. Организовать обобщение и фиксацию актуализированных знаний.
  3. Организовать самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия.
  4. Организовать фиксацию учащимися индивидуального затруднения в пробном действии (ПД).

Опорные знания: актуализированы и зафиксированы на доске.

Выполнение пробного действия:

  • индивидуально каждым учеником;
  • неформальное, дети заинтересованы.

Фиксация затруднения: учащимися самостоятельно.

При организации самопроверки учащимися домашнего задания (3-5 мин):

  1. Детьми проведена самопроверка; самооценка по критериям.
  2. Работу на этапе Выявления места и причины затруднения построить в зависимости от способа фиксирования учащимися затруднения:
  3. «Я не могу (не знаю как) решить /обосновать (названа конкретная задача для ПД)»
  4. Организовать анализ задачи, выявление места и причины затруднения (какого общего способа пока не знаем).
  5. «Я не могу (не знаю как) решить /обосновать (не названы ни сама задача, ни искомый способ)»
  6. Задать вопрос: «Какую задачу мы пока не смогли решить?» Организовать анализ задачи, выявление места и причины затруднения (как в варианте 1).
  7. «Я не знаю как (верно назван искомый общий способ)»
  8. Уточнить, что предложен вариант причины затруднения
  9. Согласовать ее со всеми детьми (2-3 раза повторить) и сразу перейти к этапу IV.

На данном этапе нужно организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения - какого именно общего знания им не хватает (общего правила, алгоритма и пр.) для выполнения заданий такого типа вообще («что пока не знаю»).

Выявление места затруднения: помогло учащимся назвать причину затруднения.
Выявление причины затруднения: учащиеся самостоятельно назвали, какого знания им недостает для решения задачи («что я пока не знаю?»)

На IV этапе - Построение проекта выхода из затруднений следует организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения:

  • Поставить цель учебной деятельности (цель всегда состоит в том, чтобы устранить причину затруднения, а именно: добыть новое знание; научиться его применять).
  • Согласовать тему урока.
  • Определить способы работы (сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения / освоения нового знания.
  • Составить план реализации поставленной цели.

Далее нужно проанализировать как продемонстрирована учебная деятельность учащихся.

Цель деятельности и тема урока: сформулированы самостоятельно учащимися.

Способы работы: сформулированы самостоятельно учащимися (под руководством учителя).

План деятельности: учащиеся выдвигают свои гипотезы построения плана.

На этапе Реализации построенного проекта обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися. Для этого:

  1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
  2. Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках (с помощью эталона).
  3. Организовать соотнесение построенного учащимися нового знания с учебником или другим критерием истинности (образец, подготовленный учителем; справочник; энциклопедия и пр.).
  4. Организовать фиксацию преодоления затруднения, создать ситуацию успеха.
  5. Организовать уточнение общего характера нового знания.

Реализация проекта:

  • организовано коммуникативное взаимодействие в групповой работе, выдвижение детьми своих гипотез и их обсуждение;
  • учащиеся самостоятельно построили новое знание в группах (парах).

Защита проектов: учащиеся защитили проект самостоятельно; создана ситуация успеха.

Фиксация открытия: эталон составлен и осмыслен самими учениками, проведено его сравнение с образцом (в учебнике, в сборнике эталонов и др.).

На этапе первичное закрепление во внешней речи следует организовать выполнение заданий на применение нового знания в типовых ситуациях с проговариванием вслух шагов решения, их обоснование с помощью образца (эталона).

Первичное закрепление:

  • фронтально по образцу с проговариванием шагов решения в громкой речи;
  • в парах (группах) по образцу с проговариванием шагов решения в громкой речи.

При проведении этапа Самостоятельная работа с самопроверкой используется индивидуальная работа. Следует:

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание; самопроверку СР по эталону для самопроверки (образцу, подробному образцу).
  2. Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок; рефлексию выполнения задания (Какого типа ошибки встретились? На что обратить внимание при выполнении заданий?)
  3. По результатам выполнения СР создать ситуацию успеха для каждого ученика (по возможности).

Самостоятельная работа:

  • организована самостоятельная работа учащихся по новой теме;
  • учащиеся самостоятельно выполнили самопроверку и коррекцию допущенных в СР ошибок по эталону для самопроверки (образцу, подробному образцу);
  • по результатам СР проведена рефлексия учебной деятельности.

Далее выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг - этап Включения в систему знаний и повторений. Следует:

  1. Организовать выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание.
  2. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными.
  3. Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.

Выявление взаимосвязей:

  • учащиеся определили связь нового знания с ранее изученным - при решении каких заданий его можно использовать; связь нового знания с другими областями знания;
  • организовано повторение заданий, имеющих на данном этапе обучения методическую ценность.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой стороны - подготовка к введению в будущем новых норм.

На этапе Рефлексия учебной деятельности на уроке фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Технологический уровень реализации ТДМ предполагает включение в практику работы эталонов и создает условия для целенаправленного формирования УУД, в том числе и умения учиться.

Литература

  1. Л.Г.Петерсон, Ю.А.Агапов, М.А.Кубышева, В.А.Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2006.
  2. https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/