Здравствуйте. Позвольте мне начать моё выступление с притчи.
«Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что ещё слепить тебе?» - спросил Бог. «Слепи мне счастье», - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку на ладонь оставшийся кусочек глины.
Введение
Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, связанный с их новой ролью и новыми функциями в образовательном процессе, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями учащихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу - это те важные эффекты модерации, которые обеспечивают достижение целей современного образования.
Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлечённость, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
«Знать на зубок ещё не значит знать» (М.Монтень) «Великая цель образования - это не знания, а действия» (Г.Спенсер) «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя - всё, что может сделать учитель - это указать дорожки» (Р.Олдигтон) «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (А.Дистервег) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой)
Приведённые выше высказывания известных людей убедительно показывают цель образования - не просто заложить в головы учащихся заданный объём знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были актуальные знания, а, во-вторых, сделать всё необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни.
Что такое модерация?
Проведённый мониторинговый опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. И дело не только в низкой зарплате педагогов. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология модерации.
Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Эта технология применяется во многих сферах бизнеса и производства. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие учёные и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. Положительные эффекты модерации - это снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе и как следствие, значительное повышение результативности и качества образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приёмы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Цели применения модерации - эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс. Можно ли на уроке организовать активное участие ВСЕХ учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий , презентации результатов самостоятельной работы? Модерация эффективно решает эту сложную задачу путём организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах, мини-группах, либо всем классом. Я не буду рассказывать о том, как организовать работу в группах. Вы это наверняка без меня знаете и применяете на своих занятиях.
Более всего для модерации подходят активные методы обучения и известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений - это мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.
Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие принципы:
- структурированность (всё содержание урока рационально делится на чётко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока);- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - (ИКВММРАО):
- эффективное взаимодействие (Интеракция) участников группового процесса;
- упорядоченный обмен информацией (Коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
- обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (Визуализация);
- мотивация всех участников образовательного процесса;
- мониторинг образовательного процесса;
- рефлексия педагога и обучающихся;
- анализ деятельности участников и оценка результатов.
Но всё перечисленное может не сработать по одной только причине. Если сам учитель не изменится. Самое главное в модерации принципиально меняется роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнёром, что кардинально меняет отношение к нему обучающихся - из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Ведь на самом деле, никто не любит, когда его контролируют. Вспомним хотя бы себя. Как мы волнуемся и нервничаем, приводим документацию в порядок, звоним учителям-коллегам и узнаём всевозможные нюансы, когда грядёт министерская или административная проверка. А представляете, каково школьникам, которых только и делают что контролируют на каждом уроке. Так вот что я хочу сказать, технология модерации при правильном применении помогает учителю стать любимым. Растёт доверие к учителю, растёт его авторитет и уважение у обучающихся.
Не секрет, что некоторых учителей любят (они добрые), других уважают (они принципиальные и справедливые), а третьих боятся (они очень строгие). Как найти золотую середину, как быть и добрым, и принципиальным, и строгим. Как сделать так, чтобы дети не боялись идти на урок, не боялись вездесущего контроля, не боялись получить плохую оценку. Приводить в равновесие все эти качества помогает модерация.
Что конкретно у меня уже наработано? Во-первых, все значимые работы детям я оглашаю заранее в начале каждой четверти и вывешиваю графики их проведения, то есть обеспечиваю прозрачность процесса обучения. Это графики контрольных работ, графики защиты проектов, если таковые есть, даже графики словарных диктантов, если таковые есть. Во-вторых, время от времени не задаю домашнего задания некоторым ученикам за отличную работу на уроке, что является шикарной мотивацией для остальных. И в-третьих, я всегда даю ребёнку второй шанс, если оценка полученная за урок не входила в его планы. У меня есть негласный бумажный журнал, куда ставится нежеланная оценка карандашом. А на следующем уроке ребёнок или исправляет её, или честно говорит мне «обводите, то что есть». Существуют и другие правила, которые мы придумали вместе с ребятами.
Хочу рассказать как мы работаем над лексикой в 8 классе. В печатной тетради есть рубрика «Word List» для базового уровня. Задаю наизусть по одному столбику - это примерно 30 слов +/- 2 слова. Применяю правило «Четырёх»: 4 столбика слов - 4 ученика- 4 урока. Заранее говорю, что на следующем уроке смогу спросить только 4-х учеников. Остальные учащиеся учат слова как бы впрок потому, что после изучения всех слов их ждёт словарный диктант объёмом 25 слов из 120 возможных. Говорю также, что в их интересах учить слова регулярно, т.к. мой опыт показывает, что написать диктант не так-то просто. При устном опросе слов, использую приём «горячий стул». Говорю, что выучить слова наизусть им ничего не стоит, потому что 30% из них они уже знают из курса предыдущих классов, некоторые слова бывают интернациональные и им нужно их правильно читать. Таким образом мозг ребёнка зафиксировал информацию, что он с успехом справится с поставленной задачей и получить 4 или 5 не составляет труда. Посидеть на «горячем стуле» каждый успевает только 2 раза, а это две пятёрки или четвёрки. И если за диктант у ребёнка вышла «два», то эти отличные оценки компенсируют её. Я заметила, что дети спорят и стремятся ответить больше двух раз. Проводя первый диктант, я посоветовалась с детьми как лучше диктовать, по-русски или по-английски. Все закричали «по-русски» и зря они это сделали. Первый диктант, как блин получился комом. Второй раз я диктовала по-английски и дети с удовольствием обнаружили, что могут писать по-английски под диктовку. Потом я даю 5 минут на перевод и исправление орфографических ошибок в английских словах. Недавно сделала мониторинг диктантов. Показала их ученикам. Дети довольны. За первый диктант было только 5 троек, остальные двойки (группа 14 человек). Последний диктант показал явное улучшение: 1 пятерка, 3 четвёрки и всего 2 двойки. Итак, было 9 двоек, осталось 2. Выученные слова встречаются в каждом тексте, в каждом упражнении. Я просто при каждом удобном случае заостряю на этом внимание. Это можно делать разными способами. А на уроках, посвящённых защите выбранного проекта (его надо подготовить в течении четверти, всего за год 4 проекта), я использую активный метод «шесть шляп мышления». За один урок можно качественно заслушать 4-5 проектов. Что же делают в это время остальные участники группы? Мы в начале урока распределяем шляпы между теми, кто не готовил проект для защиты на данный урок. Каждая из шляп имеет своё определённое значение. Белая шляпа - это услышанные факты и основная мысль проекта. Красная шляпа - это только положительные стороны проекта. Ученики, которым досталась красная шляпа говорят только хорошее о проектанте и его выступлении, причем делают это объективно. Чёрная шляпа - это критика и указание на недостатки самого проекта, способа подачи и изложения материала проекта. Жёлтая шляпа - это эмоции. Если досталась жёлтая шляпа, ребята радуются, ведь всего-то надо сказать, какое впечатление произвёл на них выступающий и его проект, тема была интересна или нет. Зелёная шляпа - это креативность и творчество. Ученики стараются дополнить проект новыми идеями или предложить своё видение данной темы. И наконец, синяя шляпа - это вывод и оценка. Подводим итоги по проекту и ставим объективную оценку. Данный способ защиты проектной деятельности очень интересен учащимся. Каждый слушает проект своего одноклассника с позиции определённой шляпы, т.е. поставленной задачи и при этом они поправляют друг друга, делая замечания или дополняя. Урок такой на долго остаётся в памяти ребят. Они нисколечко не подсуживают и стараются быть правдивыми и честными.
В 5-6 классах мы усиленно учим три формы неправильных глаголов. Таблица неправильных глаголов находится в конце учебника. Даю учить маленькими порциями - по 5 глаголов. Проверка знания происходит по-разному. Можно её проводить в режиме класс + ученик. Приём называется «Один за всех и все на одного». Один ученик выходит к доске, ребята по цепочке предлагают по одному глаголу из числа выученных в таблице на русском языке. Начиная этот этап урока, я обязательно советуюсь с ребятами как лучше вести опрос, на русском или английском языке. Учащиеся сами определяют язык исходного слова. Этот приём надо проводить очень динамично, чтобы не было больших пауз. Именно, учитель управляет этим, не позволяя ученику у доски «зависать». Так делается один круг по классу. Если отвечающий не сделал ни одной ошибки или ошибся всего лишь один раз, то садится на место с хорошей оценкой. Если ошибок было много, назначается «штрафной круг». При этом я говорю детям: «Давайте поможем не получить двойку!» Знаете, дети сами придумали, как это сделать. Один из учеников по очереди как бы невзначай называет глагол не по-русски, а по-английски, при этом сам себя тут же поправляет. Этот же глагол звучит потом из уст другого учащегося через какое-то время. Отвечающему у доски остаётся только назвать вторую и третью формы. Есть и другие способы взаимодействия для выполнения данной задачи.
В младших классах я делаю следующее. На перемене, когда я не дежурю, я пишу на доске слева номера страниц и упражнений из учебника и рабочей тетради в той последовательности, в которой они идут у меня в моём поурочном плане. Что это мне даёт? Практически я перед глазами имею план моего урока, но только в цифрах. Что это даёт моим ученикам? Они видят объём учебного материала, который предстоит освоит за 40 минут. Во время урока по мере выполнения заданий я вытираю номера страниц и упражнений. За 2-3 минуты до окончания урока, после записи домашнего задания, я обращаю внимание детей на оставшиеся на доске упражнения и задаю вопрос "Хорошо ли мы сегодня работали на уроке? Всё ли мы сделали, что было запланировано?" Фактически я приступаю к рефлексии, т.е. провожу анализ и оценку деятельности учащихся глазами самих учащихся. Первое время на вопрос "Как вы думаете, почему мы не выполнили все задания?", я получала ответ: "Потому что Вы много заданий написали на доске". Кто знает, может быть дети и правы. Ведь УМК "Forward", особенно в начальной школе, перенасыщен учебным материалом. Но я придерживаюсь мнения, что нельзя подходить к вопросу обучения полагаясь на минимум. Надо делать всё по максимуму и тогда, возможно мы получим минимум. Я верю в первый закон диалектики - "количество всегда переходит в качество". Больше положенного/ или запланированного автором УМК М.В.Вербицкой я всё равно не задаю.
Спустя некоторое время рефлексия стала проходить в другом русле. На вопрос "почему у нас что-то не получилось", я стала слышать: "Мы медленно писали. Миша, Серёжа и Ваня бегали за тетрадями в класс. Или можно услышать: "Мы не успели сделать все упражнения потому, что Раиль и Юлиана ссорились, а Вы их успокаивали".
Совсем недавно я всё же получила достойную рефлексию от моих детей. Слышу в ответ следующее: "Мы не успели потому, что мы медленно читали текст". Спрашиваю: "Почему вы медленно его читали?" В ответ: "Мы мало слушали аудиозапись и мало читали дома". Вопрос: "Что нужно сделать в следующий раз, чтобы достигнуть цели?" Ответ: "Мы будем 10 раз слушать текст и больше читать". А при выполнении грамматических упражнений дети сами приходят к выводу, что надо было выучить или повторить правило прежде чем выполнять упражнение. В общем оценку своей деятельности мы мало по малу учимся делать. Я думаю, что уже недалеко то время, когда дети преступят к волевой саморегуляции, осознанно будут выстраивать план действий для достижения своих целей.
Вот как-то так. И в конце своего выступления я хочу вернуться к тому с чего начинала своё выступление. Это была притча о счастье. А что такое счастье? (делаю паузу).
Счастье - это, когда утром, Вы с удовольствием идёте на работу потому, что Вас там ждут, Вы там нужны, Вас любят, а вечером Вы с удовольствием возвращаетесь домой потому, что Вас там ждут, Вы там нужны, Вас любят.
Я желаю вам счастья.