Проведение уроков в модели «Перевёрнутый класс» является одним из примеров смешанного обучения, представляющего собой смешение традиционной системы обучения и современных цифровых образовательных технологий. Этот способ преподнесения материала позволяет превратить ученика из пассивного участника учебного процесса в активного искателя знаний. В модели «Перевёрнутый класс» этапы изучения теории и её применения меняются местами. То, с чем на обычном уроке дети знакомятся в классе, они осваивают дома. На уроке ученики применяют уже известные им понятия и углубляют знания об этих понятиях. Рассмотрим эту технологию на конкретном примере.
Учитель в качестве домашнего задания для самостоятельного изучения и первичного закрепления даёт следующий материал:
- Посмотреть видеофрагмент по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=L4UXZC0EB6s&list=PLvtJKssE5NrgKwiO2c5L7LeavpLaNpaau&index=2 (с помощью видеоролика происходит знакомство с видами теплопередачи)
- Выписать в тетрадь определения теплопередачи, теплопроводности, конвекции и излучения.
- Указать свойства видов теплопередачи, представленные во фрагменте.
- Перечислить примеры практического применения видов теплопередачи.
- Выполнить первичное закрепление темы, выполнив задание по ссылке https://learningapps.org/1360701 (задания на соответствие видов теплопередачи и их иллюстраций).
Работа на уроке начинается с актуализации знаний. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.
Примерные вопросы:
- Насколько, по-вашему, важна передача тепла?
- Какими способами можно передавать тепло?
- С какими практическими применениями видов теплопередачи вы познакомились?
На следующем этапе работы на уроке ученики делятся на группы и выполняют задания на практическое применение видов теплопередачи.
Разделение учащихся на группы можно следующим способом: выбирая картинку с иллюстрацией одного из видов теплопередачи, учащиеся делятся на три группы.
Примеры иллюстраций.
Содержание заданий для групп.
- Кейс №1: моделирующая программа «Поддержание микроклимата» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76cf7c6-9f60-4cff-b343-c3d0eced07c2/index.htm). Модель позволяет измерять мощность теплового потока через стену и расход электроэнергии. Можно задавать толщину и площадь наружной стены дома, температуру в помещении и снаружи, выбирать материалы стены и дополнительной теплоизоляции. Слайд-шоу «Теплоизоляционные материалы» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/97870cc2-f514-4501-bbe8-72673f318c0a/?interface=catalog)
- Кейс №2: моделирующая программа «Передача тепла путём конвекции» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bab02a8c-88cc-4d8f-bfb4-6df57ef0d844/index.htm). Задавая температуру в помещении и снаружи, можно наблюдать конвекционные потоки воздуха через открытую наружную дверь дома. Слайд-шоу «Конвекция и образование ветров» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/89fe9a17-c467-4c73-93b7-635a7c298f81/?interface=catalog)
- Кейс №3: моделирующая программа «Солнечный водонагреватель» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ac39f2b-94b2-4a10-a320-56803a99ca26/index.htm). Выбирая сезон, погодные условия и время начала светового дня, можно наблюдать, как изменяется угол падения солнечных лучей на коллектор солнечной отопительной системы и, соответственно, изменение мощности нагревателя. Слайд-шоу «Нагревание солнечным излучением» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6936be0-1c19-4cbb-8964-af92cabab691/?interface=catalog)
В процессе работы с кейсами ученики готовят отчёт по плану:
- Практическое применение какого вида теплопередачи вы рассмотрели.
- На каких свойствах этого вида теплопередачи основано данное применение.
- Кратко опишите рассмотренное применение.
Всё это время учитель координирует работу в группах, следит за временем выполнения заданий.
На последнем этапе урока проводится повторное закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют тест по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/testview/38363-vidy-teploperedachi
Подводя итог урока, учитель предлагает детям провести рефлексию, выдаёт и поясняет домашнее задание.
Форма рефлексии: ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я научился…
- я понял, что…
- я смог…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- у меня получилось …
- меня удивило…
- мне захотелось…
- я попробую…
- урок дал мне для жизни…
Домашнее задание: §4-6 (Пёрышкин А.В.Физика, 8 класс), подготовить обучающую презентацию по теме «Виды теплопередачи и их практическое применение».