«Знатоки родного края» (Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение

Класс: д/с

Ключевые слова: викторина, краеведение, краеведение для дошкольников, старшие дошкольники


Цель: развитие у детей дошкольного возраста интереса и расширения представлений о родном крае, развития системы нравственно-патриотического воспитания.

Задачи:

  • стимулировать познавательную активность детей, быстроту реакции, умение работать в команде;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства детей через приобретение опыта применения сформированных знаний о родном крае;
  • развивать интеллектуальные, нравственные и социальные качества

Оборудование: столы по количеству команд, стулья по количеству детей, сигнальные палочки и по 4 карточки (для каждой команды - определённого цвета), разрезные картинки «Гербы городов Челябинской области», семёновская матрёшка, златоустовская гравюра, каслинское литьё, хохломское изделие, чёрный ящик, малахит, аудиозаписи отрывков из сказов Бажова, слайды памятных мест Озёрска.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

День необычный сегодня у нас,
мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора,
её начинать нам настала пора!

Сегодня мы проводим муниципальную интеллектуальную викторину «Знатоки родного края». В викторине принимают участие ______ команд. А определить, какая команда сегодня станет победителем, нам поможет жюри (представить членов жюри)

Ведущий: Итак! Команды готовы? Жюри готовы? Наша викторина начинается!

Конкурс 1. «Визитная карточка»

(Приветствие, название, девиз)

Конкурс 2. Разминка (вопросы-ответы)

Ведущий: Ребята, на ваших столах лежат цветные сигнальные палочки. Они будут помогать жюри определять, кто первый готов ответить Я буду задавать вопросы. Ваша задача - обсудить командой ответ, поднять палочку, ответить на вопрос, положить палочку на стол.

  1. Как называют край, в котором мы живём? (Урал)
  2. Что называют «каменным поясом» России? (Уральские горы, «Урал» по-башкирски - пояс.)
  3. Какое хвойное дерево сбрасывает осенью листву? (лиственница)
  4. Какая птица очень любит лакомиться салом? (синица)
  5. О каком животном нашего леса можно сказать: горбоносый, длинноногий, ветвисторогий? (лось)
  6. Название какого озера переводится как «каменистое место»? (Иртяш: ир - земля, тяш - камень)
  7. Какой учёный-физик основал наш город? (И.В.Курчатов)

Ведущий: Как называется наш город? Какие города Челябинской области вы знаете? (ответы детей) Вы, конечно, знаете, что у каждого города есть свой герб. И следующий конкурс так и называется - «Собери герб»

Конкурс 3. «Собери герб»

Нужно собрать герб города (разрезные картинки), назвать город, рассказать, что обозначают изображения.

Ведущий: Отлично! Все команды справились с заданием! Пока жюри подводит итоги этого конкурса, предлагаю вам ответить на вопрос - что же такое Родина.

А как вы понимаете слово «Отчизна», «Отечество»? (выслушать ответы детей и пояснить, что слово «Родина» - от слова «род», «родня», «родители», а слово «Отечество» - от слова «отец», «отчество». Эти слова разные по звучанию, но очень близкие по смыслу) И я объявляю следующий конкурс.

Конкурс 4. «Пословицы и поговорки о Родине»

Каждая команда по очереди называет по 1 пословице (несколько раз). Побеждает команда, которая назовёт больше всего пословиц.

Ведущий: Сколько много пословиц вы знаете! Здорово! И не только вообще про Родину, но и конкретно про наш край Урал! Молодцы!

Но мне кажется, что вы немножечко устали.. Давайте немного отдохнем. Объявляю МУЗЫКАЛЬНУЮ ПАУЗУ! (Динамичная игра с ускорением)

Ведущий: Отлично! Отдохнули? Продолжаем нашу игру. И следующий конкурс - конкурс капитанов. И называется он - «Народные промыслы»

Конкурс 5. «Народные промыслы» (конкурс капитанов)

(На столе стоят 4 предмета народных промыслов - семёновская матрёшка, хохломское изделие, златоустовская гравюра и каслинское литьё. На детских столах - по 4 цветные карточки)

Ведущий: Капитаны, встаньте, пожалуйста. Я приглашаю вас на выставку «Художественные промыслы» Ваша задача - взять карточки, которые лежат у вас на столах и положить карточку или карточкИ к тем предметам, которые изготовлены уральскими мастерами. Обратите внимание, что карточки могут быть лишними.

(Капитаны кладут карточки к выбранным изделиям)

Ведущий: Давайте рассмотрим, что же это за изделия (Обсудить каждый предмет, пояснить, что на столе только 2 предмета, изготовленных на Урале)

  • Златоустовская гравюра - в г. Златоуст, Челябинской области
  • Каслинское литьё - г. Касли, город рядом с нашим Озёрском
  • Семёновская матрёшка - небольшой городок Семёнов в Нижегородской области, в центре европейской части России
  • Хохломские изделия - изготовлены в селе Хохлома, тоже в Нижегородской области, недалеко от г. Семёнов

Сколько карточек нужно было положить? Конечно, 2!

Ведущий: спасибо капитанам. А мы продолжаем. Ребята, скажите, вы знаете, что такое «малая Родина»? (Выслушать ответы детей, дать пояснение) И наша с вами «малая Родина» - это….. город Озёрск!

Конкурс 6. «Достопримечательности нашего города»

По фрагменту изображения на слайде узнать и назвать достопримечательность нашего города.

Конкурс 7. «Чёрный ящик»

Ведущий: Какие вы молодцы» Отлично справились с заданием! А нас ждёт следующий конкурс «Чёрный ящик»! Нужно по описанию угадать, что находится в чёрном ящике. Слушайте внимательно.

Это самый знаменитый поделочный камень Урала. Имеет яркую окраску и живописные узоры. Название камня с различных языков переводится по-разному: «мягкий» или «зеленая трава».

Внимание! Вопрос: что в чёрном ящике? (выслушать варианты ответов всех команд)

Ведущий: Давайте проверим, что же в чёрном ящике. (Достать камень из ящика, дать возможность детям рассмотреть его) Отлично! Отгадали, что это малахит. Дополнительный вопрос: что делают из малахита? (всевозможные украшения - кольца, бусы, браслеты, подсвечники, настольные лампы, роскошные вазы, шкатулки и другие предметы обстановки).

Ведущий: И у нас остался последний конкурс.

Конкурс 8. «Сказы Бажова»

Это задание очень сложное. Нужно по отрывку, который вы сейчас услышите, угадать, из какого сказа П.П.Бажова этот отрывок.

(Даётся аудиозапись отрывков из сказов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»)

Ведущий: Дополнительные вопросы:

  1. Какого цвета малахитовая шкатулка? (зелёная)
  2. Откуда появлялась Огневушка-поскакушка? (Из уголька)
  3. Как звали самого взрослого героя сказки «Серебряное копытце» (Кокованя)

Ведущий. Молодцы, всё правильно угадали. Я, думаю, что жюри по достоинству оценит ваши ответы. А наша викторина подошла к концу. Трудные были задания? Какое задание было самым трудным? Вы, ребята, очень хорошо подготовились к викторине, показали отличные знания и каждый из вас выступал очень достойно! И каждый из вас достоин медали! (Всем детям вручается медаль «Знатоку родного края»)

А пока жюри подводит итоги, мы с вами все вместе исполним оркестр.

(раздать музыкальные инструменты - бубны, маракасы, треугольники, колокольчики, включается мелодия, дети по сигналу музыкального руководителя играют по очереди на музыкальных инструментах)

Ведущий. Итак, пожалуйста, уважаемое жюри, кто же победил?

Жюри подводит итоги. Детям вручаются грамоты.

Сюрпризный момент - угощение (конфеты в малахитовой шкатулке).

В конце мероприятия - общее фото.