В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.
- Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
- Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
- Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
- Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Цель: пополнение багажа знаний о мире вокруг о цвете, размере, количестве и форме, развитие логики, стимуляция развития речи.
Дети не только учатся формулировать вопросы, связанные с выполнением поделки, но и постигают основы составления связных описаний аппликаций. Тренировка мелкой моторики рук, воспитание усидчивости и вкуса к творческим видам деятельности.
Задачи:
- развитие умения работать со сложными силуэтами разных размеров и с большим количеством деталей;
- расширять возможности декорировать элементы, совмещая в одном оформлении детали разных геометрических форм;
- отработка навыка раскладывать заготовки на подложке и приклеивать их;
- воспитание аккуратности.
Материалы: игрушка собака (щенок, схема частей тела собаки, готовые силуэты для наклеивания на листе (альбомный лист, разделённый пополам, готовые круги из цветной бумаги разных форм коричневого цвета, клей, салфетки (вытирать руки) клеёнка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в садик и на пороге у дверей нашла вот эту корзину. Давайте в неё заглянем. Но сначала я вам загадаю загадку:
Очень милый наш малыш,
И совсем он не глупыш.
Любит мячик, поводок,
Догадались кто (щенок)
Правильно, ребята (воспитатель достаёт из корзины игрушку-щенка.)
Здравствуй, дружок! А как ты сюда попал? Ты потерялся?
Щенок: Гав-Гав! Здравствуйте ребятки! Я очень люблю детей и хотел бы с вами ходить в садик!
Воспитатель: Щеночек, а как же твоя мама, она будет переживать из за тебя?
Щенок: Ах да, моя мама очень расстроится, что я ушёл.
Воспитатель: Мы тебе предлагаем к нам в гости приходить и с нами играть. А ещё мы для тебя будем делать подарочки. Сегодня сделаем аппликацию-щенок. Но для начала давай поиграем.
Физминутка: "Щенок"
Бегал по двору щенок (бег на месте)
Видит пирога кусок (наклоны вперёд, руки в сторону)
Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел (руки в сторону, голову на бок)
Воспитатель: А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики за столы.
Дети вместе рассматривают игрушку-щенка. Воспитатель показывает части тела собаки, используя схему. Задавая вопросы (где у щенка голова, лапы, хвост. как собака лает)
Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем аппликацию-щенок. Посмотрите на образец. Я буду показывать как клеить детали, а вы поочерёдно выкладывайте их на листе. Для этого нам понадобятся круги из цветной бумаги коричневого цвета. А теперь приклеивайте детали в том порядке, в котором я вам показала. (воспитатель следит за правильным расположение деталей на листе)
Воcпитатель: какие замечательные щеночки у нас получились, но у них чего то не хватает (носика, глазок и ротика). Давайте с вами до клеем детали, которых не хватает. А я вам сейчас помогу. Ну вот наши подарки для щеночка и готовы. Молодцы, ребята! Давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Щенята"
(ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
У нашей собачки есть десять щенят (покачиваем ладошками, не разъединяя их)
Сейчас все щенята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых (постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу)
Воспитатель: Щеночек-дружочек вот тебе подарки. Приходи к нам в гости. До свидания!
Щенок: До свидания, ребята! Спасибо большое за поделки, мне очень понравилось. (дети прощаются с гостем)