Внеклассное мероприятие «Своя игра», посвященная Великой Отечественной войне

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Своя игра, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


«Своя игра» - это внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов. Тематика игры «Великая Отечественная война и Архангельск в годы войны».

Актуальность: Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы. Данная разработка может быть использована полностью, так и частично, в зависимости от уровня подготовки учащихся. Отдельные элементы занятия (презентации) могут быть применены учителем в рамках уроков по Великой Отечественной войне, во внеурочной деятельности. Игра может быть проведена с использованием дистанционных технологий (например, программы Zoom).

Цель: сформировать представление у учащихся о роли и значении г. Архангельска и о вкладе его жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Задачи:

  • систематизация и закрепление знаний у учащихся об истории г. Архангельска в годы Великой Отечественной войны;
  • формирование чувства гордости и уважения к своему родному краю и героям-землякам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • расширение знаний об истории родного края.

Личностные:

  • воспитания чувства патриотизма, уважения, любви к своему Отечеству;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные:

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;
  • владение устной и монологической контекстной речью;
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения;

Метапредметные связи: география, история, литература, мировая художественная культура.

Форма проведения занятия: интерактивная игра.

Технологии: игровая, проблемно-развивающая, кроссенс технология.

Адресная группа: 10-11 класс.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска (экран), колонки.

Используемые электронные ресурсы: слайд-презентация (Microsoft PowerPoint)

Описание игры:

Формируются 4 команды из учащихся 10-11 классов школы (по 5 человек). Командами осуществляется предварительная подготовка по тематике игры. Игра состоит из двух раундов и финального вопроса. В каждом раунде учащимся предлагаются четыре темы. Каждая из тем представлена пятью вопросами разной стоимости.

Команда выбирает раздел и номер вопроса (см. табл.). Номер вопроса соответствует количеству баллов. Отвечает та команда, которая первая подняла табличку. Команда, давшая верный ответ, получает право первым ответить на следующий вопрос. Если дан неправильный ответ с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. В финальном раунде участвуют 2 команды, набравшие наибольшее количество баллов. Перед ответом команда делает ставку исходя из суммы баллов, набранных за игру. При правильном ответе на финальный вопрос команде добавляется та сумма баллов, которые они определили. При неправильном ответе эта сумма баллов снимается со счета команды. Побеждает та команда, которая по итогу игры набрала большее количество баллов. Победившая команда награждается дипломом. Все участвующие команды получают сертификаты.

Жюри игры могут быть учителя, родители, учащиеся школы.

Начало игры

(звучит музыкальная композиция «О героях былых времен» (авторы: Е.Агранович, Р.Хозак) из фильма «Офицеры»)

Ведущий: - Уважаемые игроки! Уважаемые зрители!

(в начале викторины ведущий напоминает правила игры)

- Сегодня мы проведём викторину «Своя игра», вам предлагается определить тему игры.

Учитель демонстрирует кроссенс, задает проблемные вопросы и подводит детей к самостоятельной формулировке темы, цели и задач занятия. Учащиеся, просматривая кроссенс и отвечая на проблемные вопросы, формулируют тему, цели, задачи занятия.

Участники команды обсуждают версии. Представители команд поочереди выдвигают предположения. Учитель фиксирует и корректирует ответы команд на доске.

- Хочется всем пожелать всем удачи и хороших ответов. Прошу команды занять свои игровые места.

(Команды усаживаются за игровые столы.)

1 раунд

Первый раунд представлен 4 темами по 5 вопросов, посвященных Архангельску в годы Великой Отечественной войны.

Темы 1 раунда

  1. Блиц-опрос
  2. Связь времен
  3. Тыл
  4. Герои земли Поморской

Тема: Блиц-опрос

Стоимость

Вопрос

10

Как назывался город Северодвинск в годы Великой Отечественной войны?
(Молотовск)

20

Сколько партизанских отрядов было создано в г. Архангельске? (три)

30

В 1942 году на Соловках была открыта школа, в нее попадали 15-16 летние мальчики, преимущественно дети военных или выпускники детских домов. После годичного обучения они поступали на службу во все флота. Как называлась эта школа? (Соловецкая школа юнг)

50

Какая военная флотилия в годы Великой Отечественной войны базировалась в г. Архангельске (Беломорская военная флотилия)

70

С первых месяцев войны хлеб в Архангельске выдавали по карточкам, чтобы спастись от голода люди ели собак, ловили птиц, употребляли в пищу кору деревьев. Продовольственные экспедиции привозили яйца диких птиц, гнездящихся на этом архипелаге в Северном Ледовитом океане. Назовите архипелаг (Новая Земля)

Тема: Связь времен

(На слайде показывается фрагмент памятника, а ведущий читает текст)

Стоимость

Вопрос

10

Уникальной особенностью монумента, установленного в Архангельске, стало наличие на постаменте символических носовых частей кораблей, в знак того, что Архангельск считается «городом морской славы России». Это является основным отличием данного памятника, от других подобных монументов. (Стела Архангельск-город воинской славы)

20

В 1993 году на Набережной был возведён памятник. Автором проекта является Ваге Согоян. Скульптура юноши выполнена из бронзы, постамент - из гранита. По признанию скульптора, она издали ему самому напоминает фигуру Христа. По словам скульптора, в ней он «старался собрать всю трагедию юного поколения военного лихолетья, всех тех, кто отдал свои жизни». Монумент в выразительных формах увековечивает воинское служение детей на Северном флоте. (Памятник Соловецким юнгам)

30

Для улучшения продовольственного снабжения в годы ВОВ были организованы промысловые экспедиции с целью охоты на этого животногов Белом и Баренцевом морях. Добытые мясо, жир и шкуры северных животных спасли от голодной смерти и холода тысячи нуждающихся людей не только в Архангельске и близлежащих местностях, но и в Ленинграде. Кроме того, жир этого животного использовался для смазки орудий на кораблях Северного флота. В 2010 году ему был поставлен памятник на Набережной, скульптора И.Б.Скрипкина. (Памятник тюленю-спасителю)

50

Памятник установлен в Архангельске возле Ломоносовского Дворца культуры на улице имени летчика Владимира Никитова - героя Великой Отечественной войны. Художественное решение памятника было разработано известным архангельским художником Сергеем Сюхиным по проекту архитектора Геннадия Ляшенко. Трёхметровый четырехгранный памятник из карельского гранита - символический штык, увенчанный бронзовым знаменем с надписью: «Победа 1945». На черной плите лаконичная надпись: «Войны священные страницы. Навечно в памяти людской! 1941-1945 гг. (Стела Победы)

70

Памятник установлен в 1 сентября 2019 года на пересечении Троицкого проспекта и улицы Карла Маркса. В основе памятника - образ пирса, по которому идут дети - мальчик-юнга и девочка, везущая сани с рыбой. На втором плане есть изображения еще одного мальчика, разговаривающего с рабочим. (Памятник детям войны)

Тема: Тыл

Стоимость

Вопрос

10

Это предприятие в годы Великой Отечественной войны приступило к производству и выпуску витамина С, медикаментов из хвои и водорослей, выпускало препараты для предупреждения цинготных заболеваний
(Архангельский водорослевый комбинат)

20

В годы Великой Отечественной войны в здании этого памятника культуры размещался узел связи Беломорской военной флотилии. (Гостиные дворы)

30

Этот судоремонтный завод в годы войны 1941-1945 гг. ремонтировал корабли и суда Северных конвоев (Красная Кузница)

50

В годы Великой Отечественной войны именно в здании этого театра размещался госпиталь (Кукольный театр)

70

В этом высшем образовательном учреждении был разработан состав и налажен выпуск горючих жидкостей, устойчивых к влаге спичек, противохимических пакетов, зажигалок, некоторых видов медикаментов, освоен выпуск бездымных древесно-угольных брикетов для отопления землянок и временных помещений. Был разработан и выпускался хвойный противоцинготный раствор (Архангельский лесотехнический институт (АЛТИ)

Тема: Герои земли Поморской (На слайде демонстрируется фотография, а ведущий читает текст)

Стоимость

Вопрос

10

Военный летчик, защитник Севера в годы Великой Отечественной войны. Родился в городе Спасске Рязанской области. Прибыл в Архангельск в 1938 г. после окончания Тамбовской летной школы ГВФ. В первые дни Великой Отечественной войны служил в 5-м отдельном авиаполку ГВФ. Попав в состав Карельского фронта, Он стал командиром звена. За боевые подвиги награжден орденом Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды. Одним из первых в своем подразделении он был удостоен медали «Партизану Отечественной войны» I степени. Он погиб при выполнении особого задания командования в июле 1944 г. Одна из улиц в округе Варавино-Фактория названа его именем.
(В.Д.Никитов)

20

Участница Великой Отечественной войны, советский одиночный снайпер отдельного взвода снайперов-девушек 2-го стрелкового батальона 1138-го стрелкового полка 184-й Духовщинской Краснознамённой стрелковой дивизии третьего Белорусского фронта, кавалер орденов Славы I и III степеней - первая женщина-снайпер и первый военнослужащий третьего Белорусского фронта, удостоенный этой награды. Родилась в дер. Едьма.
(Р.Шанина)

30

Участник Великой Отечественной войны. В 1935 году окончил курсы физкультурников при архангельском педагогическом техникуме. Работал учителем и директором детской спортивной школы. Звания Героя Советского Союза удостоен 15.01.1940 года за участие в боях на Карельском перешейке, где командовал взводом отдельного понтонно-мостового батальона. Он был первым Героем Советского Союза в понтонных частях Красной Армии. Накануне Великой Отечественной войны работал преподавателем Ленинградского военно-инженерного училища. Погиб возле деревни Погорелое Городище Калининской области в 1942 г. Его имя носит одна из улиц г. Архангельска. (П.Усов)

50

Наш земляк, капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих советских экспедиций в Арктике, во время Великой Отечественной войны капитан ледокола «Иосиф Сталин»? Его именем названа улица в округе Варавино-Фактория. (В.И.Воронин)

70

Наш земляк, адмирал флота, уроженец села Медведки Котласского района? (Н.Г.Кузнецов)

2 раунд

Первый раунд представлен 4 темами по 5 вопросов, посвященных Архангельску в годы Великой Отечественной войны.

Темы 2 раунда

  1. Северные конвои
  2. Авиация Севера
  3. Порты региона
  4. Награды

Тема: Северные конвои

Стоимость

Вопрос

20

Во время налётов на Архангельск в 1942 году массированной бомбардировке подвергались и острова. Этот остров расположен в дельте Северной Двины, ранее носивший название Сурковская Кошка. Какое название этого острова сейчас? (Остров Краснофлотский)

40

Германское командование в 1942 году чтобы прекратить действие Северного морского пути организовало ряд операций «Распутин», «Романов», «Пётр-Павел», «Рюрик» … Какое общее название получили эти операции? («Царские операции»)

60

Немецкие подлодки часто нападали на корабли северных конвоев, пытаясь сорвать поставки в СССР. Они использовали тактику, подобную той, что используют ЭТИ животные. Суть этой атаки преследование и одновременная атака. Как звучит полное название этой тактики? (Волчья стая)

80

Логика сказки Льюиса Кэролла подобна логике детского сна… кроличья нора, воображаемый мир, необычные существа. Сам автор настаивал, что его выдумки не нужно объяснять, он сочинял сказки для знакомых девочек, которые просили, что бы в его историях было побольше глупостей. Одна из первых надводных операций немецкого командования в Карском море носила поэтическое название, цинично заимствованное из этой удивительно доброй книги. Назовите название операции немецкого командования? ("Страна чудес").

100

В составе северного конвоя «зимней навигации» 1943/1944 гг. было 13 кораблей, оставленных с весны 1943 года в северных советских портах. Это обстоятельство закрепило за конвоем особое название. О каком названии идёт речь? («Забытый конвой»)

Тема: Авиация Севера

Стоимость

Вопрос

20

Именно отсюда английские и советские летчики в годы Великой Отечественной войны вылетали на боевые задания. Аэродром на острове появился еще в 1939 году. Назовите аэродром? (Ягодник)

40

Первые караваны завезли в Советский Союз американские и английские истребители, которые превосходили по основным параметрам советские поршневые истребители И-153 и И-16, один из них из-за особой схемы сборки верхнего крыла получил «второе» название в честь наиболее многочисленного вида птиц, которые живут как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах, как правило, вблизи человека, получая от этого выгоду. Какое «второе» название этого советского истребителя? (Чайка)

60

Когда в Архангельск пришли первые конвои, англичане оставили в городе «эрекционную группу» инженер-лейтенанта Гиттенса и часть лётчиков-испытателей «Харрикейнов». Местом работы был определён этот остров. В переводе с карельского его название звучит как «подверженный разрушению», вплоть до 1963 года на этом острове был основной аэропорт города Архангельска. О каком острове идёт речь? (Ответ: остров Кего (Кегостров))

80

Во время Великой Отечественной войны в Архангельск доставляли британские истребители "Харрикейн", из-за сложного названия русские летчики называли британские самолеты простым русским именем созвучным названию истребителя, которое было популярно в России в XIX веке. Назовите имя. (Харитон)

100

Под Архангельском давно существует гарнизон Катунино. Расположен он в живописном месте на берегу двух озер, одно из которых Холмовское. Мало кто знает, что во время Великой Отечественной войны на этих озерах находился военный гидроаэродром, а летчики на "летающих лодках" совершали свои ратные подвиги. Назовите второе озеро? (озеро Лахта)

Тема: Первый конвой

Стоимость

Вопрос

20

Как назывался первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами. Официально конвой не получил буквенной литеры PQ, но в литературе и СМИ встречаются упоминания об этом конвое под литерами с номером PQ-0. Назовите название арктического конвоя. («Дервиш»)

40

Когда первый арктический конвой прибыл в Архангельск. Назовите точную дату. (31 августа 1941 года)

60

Первый конвой охраняли судна типа эсминец и корвет, русское название корветов совпадает с названием трагедии английского поэта XVI-XVII вв., сюжет которой посвящен истории мести главного героя за смерть отца. Укажите русское название корветов, охранявших первый конвой? («Гамлет»)

80

Из какого британского города, родины рок-группы 1960-х годов XX века так называемой «Великолепной четверки», был отправлен первый арктический конвой? (Ливерпуль)

100

Один из кораблей первого конвоя, перевозивший стратегический груз получил название старейшего исторического города Большого Ванкувера и Западной Канады, первой столицы материковой части Британской Колумбии. Название также созвучно с историческим районом, где расположен бывший дворец английских королей в настоящее время, в котором заседает парламент Британии. Какое название носил корабль? (Нью Вестминстер)

Тема: Награды

Стоимость

Вопрос

20

Этот орден высший военный орден СССР, был учреждён Указом Президиума ВС СССР от 8.11.1943. Всего было 20 награждений и семнадцать кавалеров (трое награждались дважды, один лишён награды посмертно). Укажите его название? (Орден Победы)

40

Военный орден СССР, учреждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года. За время войны этим орденом были награждены 1276 тыс. человек. В 1985 году, в честь 40-летия великой победы над фашизмом, орден был возрождён как памятная награда для ветеранов. Этим Орденом награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. (Орден Отечественной войны)

60

Советский военный орден времён Великой Отечественной войны. Орденом награждались командиры и бойцы Красной Армии и Военно-Морского Флота, руководители партизанских отрядов и партизаны, проявившие особую решительность и умение в операциях по разгрому врага, высокий патриотизм, мужество и самоотверженность в борьбе за освобождение советской земли от немецких захватчиков. Учреждён в период освобождения Украины. Назван в честь гетмана Войска Запорожского. (Орден Богдана Хмельницкого)

80

Орден учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Орденом награждались матери, родившие и воспитавшие семь, восемь и девять детей. Он состоит из трёх степеней: I, II, и III степени. (Орден "Материнская слава")

100

Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1943 года. Рисунок медали взят из неосуществлённого проекта медали «25 лет Советской Армии». Медалью награждались партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения за особые заслуги в деле организации партизанского движения, за отвагу, геройство и выдающиеся успехи в партизанской борьбе за Советскую Родину в тылу немецко-фашистских захватчиков. (Медаль «Партизану Отечественной войны»).

Финальный раунд

Тема «Герои СССР г. Архангельска»

Уроженец Архангельской области, в ночь на 18 марта 1945 года близ деревни Шеред в Венгрии жертвуя жизнью, подорвал двумя противотанковыми гранатами самоходное орудие «Фердинанд», обеспечив тем самым наступление батальона, но сам погиб. 29 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Похоронен в деревне Шеред. (Прокопий Иванович Галушин)

Подведение итогов

Команды собираются вместе. Ведущий подводит итоги занятия с помощью наводящих вопросов.

Что вы нового сегодня узнали? Какой вывод можно сделать?

Представители команд отвечают на вопросы, делают выводы.

Награждение. Победившая команда награждается дипломом. Все участвующие команды получают сертификаты.

Список используемой литературы

  1. Архангельск и его Герои: Герои Советского Союза г. Архангельска - участники Великой Отечественной войны, 1941-1945. - Архангельск, 2010 - 44 с.
  2. Архангельск военный. 1941-1945 гг. Выпуск 1. - Архангельск, 2010 - 192 с.
  3. Братство северных конвоев, 1941-1945: Сборник. - Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд-во, 1991- 338 с.
  4. Во имя Победы: ратные и трудовые свершения жителей Архангельской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. - Архангельск, 2005 - 152 с.
  5. История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней: уч. пособие для учащихся 10-11 классов (кн.1)/ Р.Ю.Болдырев - Архангельск: АО ИОО, 2020. - 216с.
  6. Поморская энциклопедия. [Т. 1: История Архангельского Севера / Гл. ред. В.Н.Булатов; Сост. А.А.Куратов]. - 2001. - 483 с.
  7. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1942 гг. - Москва: Андреевский флаг, 1997 -364 с.
  8. Шаблон для создания викторины. Автор: Вовденко Ольга Леонидовна, МБОУ СОШ № 61 им. М.И.Неделина г. Липецк// https://www.uchportal.ru/load/305-1-0-35784.