Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Важную дидактическую роль - основы для выбора тех или иных форм учебной работы для индивидуализации или дифференциации учебного процесса - играют два параметра индивидуального стиля учебной деятельности: модальность и доминирование полушарий головного мозга.
Модальность - преимущественное использование одного из каналов приема и переработки информации.
Каналы приема информации: визуальный, аудиальный или кинестетический. Строго говоря, люди различаются не только по способу приема, но и по способу переработки и выдачи информации. Модальность рассматривается как ресурс учебного успеха ученика.
Конечно, в реальности практически невозможно встретить «чистого» «визуала», «аудиала» или «кинестетика». Но, как показывают исследования психофизиологов, включение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный сигнал извне и, как следствие - достаточно эффективно влияет на осмысление и запоминание представляемого учебного материала.
Знание психофизиологической характеристики ученика, как наличие или отсутствие выраженной функциональной асимметрии полушарий мозга, помогает ему выбрать способы эффективного обучения.
Для того чтобы эффективно использовать технологию «индивидуального стиля учебной деятельности», учителю необходимо и достаточно: иметь картотеку приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика, уметь путем сопоставления матрицы «индивидуального стиля» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
Если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то такая позиция требует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика.
Для детей подросткового возраста ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности - основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает педагогов искать новые подходы к организации этой деятельности.
Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности.
Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.
В старшем подростковом возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Что же касается среднеуспевающих и слабых по успеваемости учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные из них нередко вообще учатся без достаточного желания. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.
Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них стремление облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, а также использовать для этой цели афоризмы, высказывания выдающихся деятелей. На более высокую ступень поднимается у старшеклассников развитие чувств и волевых процессов.
Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной работы, комфортным для ученика
Мотивационный этап |
Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают |
Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают |
Пространственная организация |
Рабочая полусфера доски левая |
Рабочая полусфера доски правая |
Цветовая организация |
Светлая доска - темный мел |
Темная доска - светлый мел |
Условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации |
Гештальт (образы)
|
Детали
|
Векторы мотивации |
Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе
|
Стремление к самостоятельности
|
Операциональный этап |
Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают |
Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают |
Восприятие информации |
Целостное
|
Дискретное
|
Переработка информации |
Быстрая
|
Последовательная
|
Интеллект |
Интуитивный |
Логический |
Эмоции |
Экстравертированность
|
Чаще - интровертированность
|
Память |
Наглядно-образная
|
Словесно-логическая
|
Мышление |
Оперирование образами Систематизация по реальным критериям
|
Оперирование цифрами, знаками
|
Деятельность |
Приверженность к практике: интересует сам процесс
|
Приверженность теории: интересует результат
|
Этап диагностики и коррекции знаний |
Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают |
Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают |
Самоконтроль |
Не всегда контролируют правильность речи
|
Высокий самоконтроль правильности речи |
Характерные ошибки |
Ударные гласные
|
Замена одних согласных
|
Методы проверки |
Устный опрос
|
Решение задач
|
Учебные предметы |
Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием |
|
правого полушария |
левого полушария |
|
Естественные науки |
Мозговой штурм
|
Анализ подробностей объектов и процессов
|
Заключение
Два параметра индивидуального стиля учебной деятельности: модальность и доминирование полушарий головного мозга играют важную дидактическую роль для выбора тех или иных форм учебной работы для индивидуализации или дифференциации учебного процесса.
Список использованной литературы
- Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. - Москва: «5 за знания», 2002.
- Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. М., 1981.
- Галеева Н.Л., Гостимская Е.С., Евдокимова Г.Ю., Конова Н.Н., Замулина Н.В. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М.: изд. «5 за знания», 2008. - 128 с.
- Гин А. Приемы педагогической техники. - Москва: Просвещение, 2002.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1992.